сегодня  23.04.2024
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
События по годам
1887
1234
1887—1900 гг. — обязанности городского головы исполнял Степан Михайлович СОЛЬСКИЙ.
Степан Сольский родился 27 декабря 1835 года (по ст. ст.) на Волыни в семье священника.
Закончив Киевскую духовную академию, Степан Михайлович преподавал в ней, защитил диссертацию (1877) и стал доктором богословия, возглавлял кафедру Нового Завета.
Период, когда Сольский возглавлял городскую думу, стал временем бурного развития города Киева: начала действовать городская конная железная дорога, за ней пошел электрический трамвай, на улицах появились первые электрические фонари, была проложена канализация, началась застройка улиц Институтской, Банковой, Лютеранской, Николаевской (Архитектора Городецкого), Меринговской (Заньковецкой), Ольгинской, был освячен Владимирский собор, построены церкви Марии-Магдалины на Шулявке, Александра Невского в Мариинском парке, Вознесенская на Байковом кладбище, Трапезная во имя преподобных Антония и Феодосия в Лавре, Покровская на Соломенке, открыта хоральная синагога.
В 1890—1899 гг. в Киеве было сооружено 1176 каменных, 80 смешанных и 2150 деревянных домов.
Во всём этом были, безусловно, заботы городского головы.
Умер С.М. Сольский в ноябре 1900 года.

В 1887 году родился Николай Иванович ГАЙЦАН — кадровый рабочий киевского завода «Арсенал», в годы Великой Отечественной войны — киевский подпольщик, руководитель организации «Арсеналец».
Участник Октябрьского вооружённого восстания 1917 года в Киеве.
Осенью 1941 года, во время оккупации Киева немецко-фашистскими захватчиками, Николай Гайцан организовал и возглавил подпольную антифашистскую партийную организацию «Арсеналец».
К августу 1943 года организация состояла из четырёх подпольных групп, объединявших 98 человек. Подпольщики спасали людей от угона их в Германию, выпускали листовки «Советский голос», в которых разоблачали фашистский режим, рассказывали правду о событиях на фронте.
«Арсеналец» оказывал помощь людьми, оружием и медикаментами партизанским отрядам.
В начале августа 1943 года, после того, как был выдан предателем, покончил с собой.
Похоронен на Байковом кладбище.
В 1964 году в его честь названа улица в Печерском районе столицы.
Википедия (укр.)
Сайт Байкового кладбища.
Энциклопедия Киева (укр.).
Гео-Киев.

6 января 6 января 1887 года (25 декабря 1886 года по ст. ст.) в Одессе родился Бенедикт Константинович ЛИВШИЦ — поэт Серебряного века, переводчик.
Учился на юридическом факультете в Новороссийском (Одесском) и Киевском университетах (закончил в 1912 году, жил в Киеве и последующие десять лет).
В 1909 году участвовал в журнале Н.С. Гумилёва «Остров», в 1910 году три его стихотворения были напечатаны в петербургском журнале «Аполлон», в 1911 году в Киеве вышел первый сборник поэта «Флейта Марсия» (уничтожен цензурой, получил положительную оценку В. Брюсова и Н. Гумилёва).
Зимой 1911 года в Киеве Бенедикт Лившиц через художницу Александру Экстер познакомился с Давидом Бурлюком и его братьями, вместе с которыми организовал творческую группу «Гилея» (позднее — кружок кубофутуристов, к которому примыкали В. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский).

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. 1914 год.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский,
Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков,
проводы на фронт, 1914 г.

Печатался в сборниках «Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.
До начала войны с Германией Бенедикт Лившиц наряду с другими футуристами был ярким завсегдатаем кафе «Бродячей собаки» (Санкт-Петербург).
Бенедикт Лившиц «Полутораглазый стрелец».В годы Первой мировой войны он был ранен на фронте, награждён Георгиевским крестом за храбрость.
В 1914 году вернулся в Киев, с 1922 года жил в Петрограде.
Опубликовал сборники стихотворений «Волчье солнце» (Херсон, 1914), «Из топи блат» (Киев, 1922), «Патмос» (М., 1926), «Кротонский полдень» (М., 1928).
После 1928 года стихов практически не публиковал, хотя работал над книгой «Картвельские оды».
Ещё с дореволюционного времени Бенедикт Лившиц много занимался художественным переводом, став одним из лучших русских интерпретаторов французского символизма (Лафорг, Корбьер, Роллина и особенно Артюр Рембо). Известность ему принёс сборник переводов из французской поэзии «От романтиков до сюрреалистов» (1934), его переводы неоднократно переиздавались после посмертной реабилитации.
В 1933 году опубликовал книгу воспоминаний «Полутораглазый стрелец», посвященную футуристическому движению 1910-х гг.
В октябре 1937 года Лившиц был арестован, 21 сентября 1938 года расстрелян по ленинградскому «писательскому делу» вместе с Юрием Юркуном и Валентином Стеничем.
По сфальсифицированной при реабилитации версии, умер от сердечного приступа 15 мая 1939 года.
Реабилитирован в 1957 году.
Википедия

КИЕВ

Поправ печерские шафраны,
Печально чертишь лоб врага
Сквозь аракчеевские раны
В оранжерейные снега,

Чтоб Михаил, а не Меркурий
Простил золотоносный рост,
Соперничающий в лазури
С востоками софийских звезд,

За золотые, залитые
Неверным солнцем первых лет
Сады, где выею Батыя
Охвачен университет.

1913

12 января 12 января 1887 года (31 декабря 1886 года по ст. ст.) на Волыни родилась Ирина Савельевна ДЕЕВА — актриса, режиссер, театральный деятель. Первая женщина-режиссер в Украине. Вместе с А.И. Соломарским — основатель Киевского ТЮЗА (1924) и Киевского театра кукол (1927).
Работала в Киевском театре «Соловцов» как актриса (1912—1919), во Втором театре Украинской Советской Республики имени Ленина (1919), где была режиссером второго состава спектакля «Fuente ovejuna» («Овечий источник») Лопе де Веги в постановке К.А. Марджанова.
Одна из организаторов (1924), директор и главный режиссер (1924—1930, 1933—1938) Киевского ТЮЗа, одна из организаторов Киевского театра кукол (1927) и театра рабочей молодежи (1928—1930).
В 1930—1933 гг. возглавляла Днепропетровский ТЮЗ.
С 1938 по 1941 год — художественный руководитель Архангельского ТЮЗа.
В 1941—1948 гг. — режиссер Новосибирского ТЮЗа.
Была активным деятелем советского театра для детей. В своих спектаклях уделяла большое внимание работе с актёром.
С 1919 года вела педагогическую работу в театральных студиях.
Режиссерские работы:
  • «Дон-Кихот» А. Бруштейн и Б. Зона (1928);
  • «Так было» А. Бруштейн (1929);
  • «Ревизор» Н. Гоголя (1928);
  • «Женитьба» Н. Гоголя (1928);
  • «Гибель эскадры» А. Корнейчука (1931);
  • «На штурм» А. Корнейчука (1931);
  • «Детство» по Максиму Горькому (1937) и многие др.
    Умерла 3 октября 1965 года в Москве.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Сайт Киевского академического театра на Липках
    Сайт Киевского академического театра кукол
    Кино-Театр.ru

  • 23 января 23 января 1887 года (11-го по ст. ст.) в Москве родился Сергей Алексеевич ГИЛЯРОВ — украинский искусствовед, историк, музеевед. Профессор. Член Союза архитекторов УССР (1935).
    Отец — Алексей Никитич Гиляров, профессор кафедры истории философии Киевского университета, академик АН УССР.
    В 1888 году семья переехала в Киев.
    В 1905 году после окончания 1-й Киевской гимназии поступил в Киевский университет, сначала на естественный, а в 1906 году перешел на историко-филолософский факультет.
    Преподавал в киевских гимназиях историю, теорию педагогики, логику, психологию.
    В 1915 году зачислен ассистентом на кафедру истории искусств Киевского университета, где в 1917 году основал и возглавил «Общество исследователей искусств».
    В 1918—1919 гг. работал в Министерстве образования делопроизводителем отдела пластических искусств.
    С 1919 года — сотрудник Музея искусств ВУАН (ныне Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко), впоследствии — ученый секретарь, с 1926 года — заместитель директора музея, а затем — хранитель.
    Много усилий приложил для исследования, систематизации и учета экспонатов музея, возвращение в Киев коллекции В. Щавинского и отдельных произведений, принадлежавших Ханенко.
    Был инициатором создания при музее аспирантуры.
    С 1938 года — член правления Союза художников СССР.
    Автор более 70 статей, публикаций по истории искусства.
    С началом войны Гиляров отказался эвакуироваться из Киева и остался на оккупированной немцами территории, считая что хранитель должен оставаться у своих экспонатов.
    После освобождения Киева назначен директором Киевской музейной группы при Управлении по делам искусств УССР.
    30 декабря 1945 года был арестован и обвинен в пособничестве гитлеровцам.
    8 февраля 1946 года не дожив до вынесения (объявления) приговора Сергей Гиляров умер в больнице Лукьяновской тюрьмы. Официально — от воспаления легких. Однако со временем выяснилось, что он умер от истощения, отказавшись принимать пищу.
    Сын — Меркурий Гиляров, зоолог, энтомолог, академик АН СССР.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Википедия
    Юрий Иванов «Гиляровы — на все времена. История одной династии»

    27 января 27 января 1887 года (15-го по ст. ст.; год рождения указан согласно документам Фундуклеевской гимназии) в Нежине Черниговской губернии родилась Лидия Ивановна ДЕЙКУН-БЛАГОНРАВОВА — актриса, режиссёр и педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1933). Профессор (1946).
    Училась с 4-го класса в Фундуклеевской гимназии в Киеве.
    По окончании Курсов драмы А.И. Адашева (1910) была принята в МХТ (Москва). В 1913 году перешла в 1-ю Студию этого театра, продолжая играть на сцене МХТ.
    В 1924—1936 годах — актриса и режиссёр МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии.
    В 1918 году впервые выступила как режиссёр («Дочь Йорио» Д'Аннунцио, 1-я Студия, совместно с С.Г. Бирман).
    В последующие годы Лидия Лейкун-Благонравова выступала как режиссёр и актриса в различных театрах.
    Театральные работы:
    Роли в Студии:
  • Книртье («Гибель «Надежды» Хейерманса);
  • Мать («Праздник мира» Гауптмана);
  • Екатерина II («Любовь — книга золотая» А.Н. Толстого);
  • Королева («Гамлет»);
    В МХТ:
  • Ингеборг («У врат царства» Гамсуна);
  • Бабушка («Синяя птица» Метерлинка) и др.
    Исполнила роли Ниловны («Мать» по Горькому, Московский областной театр), Эммы Онзен («Сын из Конго» Мирбо, Моск. театр Комедии, 1940).
    Постановки:
  • В МХАТе 2-м: «Бабы» по Гольдони (1929, совместно. с С.Г. Бирман и С.В. Гиацинтовой), «Не всё коту масленица» Островского (1932), «В овраге» по Чехову (1934);
  • «Бешеные деньги» (1934, Московский театр Транспорта);
  • «Нахлебник» Тургенева (1937, Московский областной театр) и др.
    Роли в кино:
  • 1916 — «Цветы запоздалые» — мать Маруси;
  • 1918 — «Заживо погребённый» — Алиса Челлайс;
  • 1925 — «Закройщик из Торжка» — Широнкина, вдова;



    Лидия Дейкун-Благонравова
    в роли вдовы Широнкиной
    в фильме «Закройщик из Торжка» (1925)

  • 1937 — «На Дальнем Востоке» — Варвара;
  • 1940 — «Старый наездник» — Евгения Федоровна (колхозный врач);
  • 1946 — «Каменный цветок» — Вихориха в титрах Л. Дейкун.
    В 1932—1949 гг. преподавала в ГИТИСе, с 1944 года — в Театральном училище им. Щепкина, вела национальные студии в ГИТИСе (калмыцкая, мордовская) и Училище им. Щепкина (якутская, таджикская).
    Ушла из жизни в 1980 году в Москве.
    Кино-Театр.ru
    Энциклопедия Кино и ТВ

  • 5 февраля 5 февраля 1887 года (24-го по ст. ст.) в Варшаве родился Константин Алексеевич КАЛИНИН — авиаконструктор и пилот.
    В годы революции судьба занесла Константина Калинина в Киев.
    Здесь началось его восхождение к вершинам авиастроения. Здесь Константин Калинин встретил людей, сыгравших в его творческой жизни решающую роль. Это были сотрудники и выпускники Киевского политеха Викторин Бобров и братья Иван и Андрей Касьяненко — одни из основателей и самые активные участники воздухоплавательной секции, созданной еще в 1906 году при механическом отделении Киевского политехнического института.
    В 1923 году Калинина назначили начальником производства киевского авиаремонтного завода «Ремвоздух-6».
    Новый руководитель предложил коллегам создать собственный пассажирский самолет. И небольшая группа молодых инженеров и рабочих во главе с Калининым приступила к работе.
    Новый самолет получил название К-1. В качестве схемы машины был выбран аэроплан с оригинальным эллиптическим крылом, что существенно отличало его от традиционных летательных аппаратов и давало ряд преимуществ: повышалась боковая устойчивость, снижались энергетические затраты двигателя, обеспечивались более высокая скорость и дальность полета.
    Это был прорыв в авиастроении. Государственные испытания новой машины провели в апреле 1925 года. Они показали, что самолет соответствует всем необходимым требованиям и пригоден для использования в Гражданском воздушном флоте СССР. Самолет достигал скорости более 160 километров в час и «потолка» в три тысячи метров.
    К-1 стал первой советской пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству.
    Десять самолетов К-1 использовались для пассажирских перевозок и аэрофотосъемок до 1930 года.
    Расстрелян в застенках УНКВД 22 октября 1938 года в Воронеже по стандартному обвинению — «антисоветская деятельность и шпионаж». Реабилитирован 10 августа 1955 года.
    Википедия
    Енциклопедiя Сучасної України
    Сайт НТУУ «КПИ»
    Военная авиация
    Михаил Згуровский «Прерванный полет: Константин Калинин, его жизнь и самолеты»
    Неизвестный владыка небес — трансконтинентальный самолет Калинина «К-7»

    11 февраля
    11 февраля 1887 года (30 января по ст. ст.) в Киеве родился Сигизмунд Доминикович КРЖИЖАНОВСКИЙ — писатель и драматург.
    Жил с родителями на Демиевке.
    Учился в Четвёртой гимназии Киева — той же, где учился Александр Вертинский. После окончания гимназии в 1907 году Сигизмунд Кржижановский поступил на юридический факультет Киевского университета параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете.
    В годы учёбы в университете печатались его стихи и путевые очерки о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии в 1912—1913 годах.
    После окончания университета в 1913 году служил помощником присяжного поверенного, однако в 1918 году бросил юридическую практику и в течение трёх последующих лет читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте имени Н.В. Лысенко и Еврейской студии Киева.
    В конце 1910-х — середине 1920-х, в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» изданы его рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925.
    В 1920 году в Киеве Александр Дейч познакомил его с будущей женой — актрисой и педагогом Анной Гавриловной Бовшек.
    Приехав в 1922 году в Москву, преподавал в студии Камерного театра и в дальнейшем работал в нём. В 1925—1931 гг. служил контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия».
    Основные произведения:
  • Повести: 1924 — «Странствующее «Странно», 1926 — «Клуб убийц букв», 1927—1928 — «Возвращение Мюнхгаузена», 1929 — «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки», 1929 — «Воспоминания о будущем» (опубликована в 1989 году);
  • Книги рассказов и новелл: 1919—1927 — «Сказки для вундеркиндов», 1927—1931 — «Чужая тема», 1932—1933 — «Чем люди мертвы», 1937—1940 — «Мал мала меньше», 1940 — «Неукушенный локоть (Рассказы о Западе)», 1940 — «Сборник рассказов 1920—1940-х годов»;
  • Очерки: 1924 — «Московские вывески», 1925 — «Штемпель: Москва» (повесть в очерках), 1925 — «2000 (К вопросу о переименовании улиц)», 1925 — «Коллекция секунд», 1933 — «Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)», 1937 — «Хорошее море» (выделено из «Сборника рассказов 1920—1940 годов» редактором В. Перельмутером), 1945—1948 — «Москва в первый год войны (физиологические очерки)»;
  • Пьесы: «Человек, который был Четвергом (по схеме Честертона)», «Тот третий» (не поставлена), «Писаная торба» (не поставлена), «Смерть бросает кости» (не поставлена), «Поп и поручик» (мюзикл на музыку Сергея Василенко, не поставлен), «Малахов курган» (не поставлена), «Корабельная слободка» (не поставлена),
  • «Фрегат «Победа» (не поставлена);
  • Сценарии: 1930 — «Праздник Святого Йоргена» (в титрах сценаристом указан режиссёр Протазанов), 1933 — «Новый Гулливер» (в титрах не указан);
  • Либретто к операм: 1936 — Евгений Онегин» (музыка С. Прокофьева), 1938 — Кола Брюньон» (музыка Д. Кабалевского), 1942 — Суворов» (музыка С. Василенко);
  • Статьи о литературе и театре: «Поэтика заглавий», «Философема о театре», «Страны, которых нет», «Фрагменты о Шекспире», «Искусство эпиграфа (Пушкин)», «Драматургические приемы Бернарда Шоу», «Театрализация мысли»;
  • Личные записи и размышления: «Записные тетради».
    Сестра — заслуженная артистка РСФСР Станислава Доминиковна Кадмина-Георгиевская (Кржижановская), которая в последние десятилетия жизни работала в Казанском ТЮЗе.
    Конец жизни писатель провел в нищете и забвении.
    Умер 28 декабря 1950 года в Москве, где находится его могила неизвестно.
    Википедия
    Произведения

  • 25 февраля
    25 февраля 1887 года в городе Самбор ныне Львовской области в семье актеров галицкого театра Степана и Ванды Курбасов (за сценой Яновичи) родился ЛЕСЬ КУРБАС (Александр Степанович КУРБАС) — украинский режиссер, актер, теоретик театра, драматург, публицист, переводчик. Народный артист УССР (1925).
    Учился в Тернопольской украинской гимназии, участвовал в самодеятельности.
    С 1907 года учился на философском факультете Венского университета, через год перевелся во Львовский университет. В 1909 году организовал студенческий театр, в котором стал главным режиссером и актером. За требования украинизации университета был отчислен. Позже восстановился в Венском университете, который окончил одновременно обучаясь в драматической школе при Венской консерватории.
    Работал в Гуцульском театре Гната Хоткевича, Львовском театре общества «Руська бесіда».
    С началом Первой мировой войны переехал в Тернополь, где в 1915 году организовал стационарный театр «Тернопольские театральные вечера».
    В 1917 году по приглашению Николая Садовского переехал в Киев, где организовал театральную студию (позже «Молодой театр»).
    В сентябре 1919 года женился на русской танцовщице Валентине Чистяковой.
    В марте 1922 года организовал знаменитый театр «Березіль» (позже переведен в тогдашнюю столицу Украины Харьков).
    В августе 1925 года удостоен звания Народного артиста УССР.
    После свертывания политики «украинизации» был обвинен в «националистических извращениях», отстранен от руководства театром, 25 декабря 1933 года был арестован в Москве и осужден к 5 годам исправительно-трудового лагерей.
    Находясь в заключении на Соловках, организовал самодеятельный театр.
    Расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох.
    1 апреля 2002 года в Киеве был открыт памятник Лесю Курбасу.
    Именем выдающегося режиссера названа улица в Святошинском районе.
    27 февраля 2012 года в Киеве в честь 125-летия со Дня рождения выдающегося деятеля украинской культуры Леся Курбаса была открыта бронзовая памятная доска на фасаде дома по адресу: ул. Владимирская, 23 в, котором располагается Национальный центр театрального искусства имени Леся Курбаса.

    Лесь Курбас



    Википедия (укр,)
    Центр Леся Курбаса

    27 февраля
    27 февраля 1887 года (15-го по ст. ст.) в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса родился Петр Николаевич НЕСТЕРОВ — военный лётчик, штабс-капитан, основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова).
    В 1906 году окончил Михайловское артиллерийское училище, в 1912 году — Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, был прикомандирован к авиационному отделу той же школы.
    В 1913 году получил звание военного лётчика и был назначен в формируемый в Киеве авиаотряд при 7-й воздухоплавательной роте, затем начальник 11-го корпусного отряда 3-й авиароты.
    Разработал и внедрил в практику полётов применение кренов.
    Петр Нестеров — основатель высшего пилотажа. Им впервые был выполнен ряд фигур, в том числе в Киеве 9 сентября 1913 года (27 августа по ст. ст.) «мёртвая петля».
    Разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя.
    Представил оригинальный проект моноплана.
    В 1913—1914 гг. совершил рекордные перелёты Киев — Одесса — Севастополь и Киев — Гатчина.
    В начале 1-й мировой войны совершил 7 боевых вылетов.

    Видеокадры с живым
    Нестеровым Петром Николаевичем



    8 сентября 1914 года (26 августа по ст. ст.) около Жолквы, ныне Львовской области Петр Нестеров погиб в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт.
    Был похоронен в Киеве у Аскольдовой могилы, затем из-за открытия парка, прах был перенесен на Лукьяновское кладбище.
    В Киеве на фасаде дома № 5 по улице Московской, где П. Нестеров жил в 1914 году, в 1947 году была установлена мемориальная доска (в 1977 году заменена на новую).
    Именем П.Н. Нестерова в 1958 году названа улица в Киеве.
    В 1990 году в День Киева на проспекте Победы у центрального входа на авиазавод «Антонов» был открыт памятник военному летчику Петру Нестерову. Cкульптор Е. Карпов, архитектор. А. Сницарев.
    Википедия
    «Мертвую Петлю» Нестеров сделал чтобы выжить

    1234
    <Апрель 2024>
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    25262728293031
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293012345

    Сайт памяти Виктора Некрасова

    Киевские адреса
    В. Некрасова




    free counters

    Код для вставки на сайт или в блог

    2010—2019 © Интернет-проект «Киевский календарь».
    При полном или частичном использовании материалов
    ссылка на www.calendar.interesniy.kiev.ua обязательна.