2006
|
|
15 мая 2006 года в Киеве ОТКРЫТ ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ «КИЕВСКИЕ ЛАВРЫ» — крупнейшее ежегодное литературное мероприятие на постсоветском пространстве. Основателем, постоянным организатором и инвестором фестиваля является одно из самых авторитетных изданий о культуре — журнал «ШО». Фестиваль проходил по 20 мая 2011 года. В работе фестиваля принимали участие поэты из разных городов Украины и России, а также из Германии, Канады, Израиля, США, Чехии. Выступило более пятидесяти поэтов, пишущих на русском и украинском языках, в том числе такие известные авторы, как Бахыт Кенжеев, Александр Парщиков, Иван Жданов, Илья Кормильцев, Андрей Поляков, Александр Кабанов, Василий Герасимюк. Фестивальные выступления проходили в залах киевского Дома учителя, Национального союза писателей, Республиканского дома актера, а также в книжных кофейнях сети «Бабуин». Киевские лавры
|
1991
|
|
15 мая 1991 года в Киеве ОТКРЫТО ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЛЬТЕРПРЕС». Всякое издательство свою историю пишет книгами, которые издает. Вот и история «Альтерпресса» измеряется в книгах, а не в годах. Хотя «Альтерпрес» и является одним из первых независимых и негосударственных издательств Украины, издательство переживало вместе со страной и взлеты, и падения, но никогда не прекращало деятельности и никогда не прекращало активный поиск авторов как художественной литературы, так и научно-учебной. Среди открытий издательства и Андрей Курков — «Альтерпрес» первым издало его теперь всемирно известный роман «Пикник на льду» еще в 1996 году. «Альтерпрес» стал и первым издателем Яна Валетова, теперь широко издаваемого в России автора из Днепропетровска. Издательство «Альтерпрес» всегда было и остается активным участником литературного процесса Украины. В конце девяностых в издательстве выходили две серии книг: «Визитная карточка» и «Обратная связь». В серии «Визитная карточка» выходили книги украинских авторов на английском языке. Серия издавалась для того, чтобы ознакомить зарубежных издателей и критиков с современной украинской литературой. Серия «Обратная связь» наоборот была направлена извне на Украину. В этой серии печатались переводы на украинский и русский зарубежных авторов. В 2008 году «Альтепрес» вернулся к активному участию в литературном процессе, став не только одним из соучредителей литературного конкурса короткого романа «Евроформат», но и издателем произведений лауреатов конкурса. Не забывает издательство о самых младших читателей. Для них в 2008 году начала издаваться серия книг «Моя первая книга» — это книги для самых маленьких, иллюстрированные то же самыми маленькими художниками. Большой интерес для киевлян представила, изданная в 2001 году книга журналиста Григория Кипниса «Корпункт». В 2011 году к 100-летию писателя Виктора Некрасова в серии «Литературная галерея» опубликованы воспоминания Г. Кипниса о друге. Издательство «Альтерпрес» не имеет амбиций формировать идеологию книжного рынка Украины, важнее оставаться издательством, книги которого ежедневно востребованы как обычными читателями, так и специалистами, готовыми приезжать за нужной книгой прямо в «Альтерпрес». «Альтерпрес» ежегодно участвует в киевской книжной ярмарке. На ней можно не только купить выпущенные издательством книги, но и получить именной автограф самых известных авторов, таких как Андрей Курков или Ян Валетов. Также на выставках проводятся презентации новых изданий. Генеральный директор издательства — Петр Моисеевич Хазин. Сайт издательства «Альтерпрес»
|
1962
|
|
15 мая 1962 года в Киеве родилась Анна Ивановна ВЕСЕЛОВСКАЯ — украинский театровед. Доктор искусствоведения (2007), профессор (2009). Лауреат премии имени Александра Белецкого Национального союза писателей Украины в области литературно-художественной критики (2003). В 1984 году окончила театроведческий факультет Киевского института театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого. В 1985—1988 гг. — аспирантка, с 1988 по 2008 год — младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины. С мая 2008 года — заведующая отделом научно-творческих исследований, информации и анализа Института проблем современного искусства Академии искусств Украины. С 1994 года одновременно — преподаватель, доцент, профессор кафедры театроведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого, с 1998 года — научный сотрудник, старший научный сотрудник Национального центра театрального искусства имени Леся Курбаса.
 | Обложка монографии Анны Веселовской «Украинский театральный авангард» | Анна Веселовская — автор: учебного пособия «Двенадцать спектаклей Леся Курбаса» (К., 2004, 2-е издание — Винница, 2005); монографии «Театральные перекрестки Киева 1900—1910-х гг. Киевский театральный модернизм» (К., 2006, 2-е издание, перераб. и доп. — М., 2007); монографии «Украинский театральный авангард» (К., 2010); более 100 печатных научных работ в сборниках и журналах на украинском, русском, польском, немецком и английском языках; более 100 статей, посвященных текущему театральному процессу, опубликовано в газетах и журнале «Театрально-концертный Киев»; более 150 энциклопедических статей опубликовано в энциклопедическом словаре «Художественная культура западных и южных славян (XIX — начало ХХ века)» и в «Энциклопедии современной Украины»; нескольких авторских учебных программ, среди которых программа курса лекций «Основы театроведения» (К., 2004) и др. Анна Ивановна была членом и председателем жюри нескольких международных и всеукраинских театральных фестивалей, в частности: «Мельпомена Таврии» (Херсон), «Золотой ключик» (Донецк), «Добрый театр» (Энергодар), долгое время была членом экспертной группы театральной премии «Киевская пектораль». Енциклопедiя Сучасної України Сайт Института проблем современного искусства Академии искусств Украины
|
1927
|
|
15 мая 1927 года в селе Чубенцы Сквирского района Киевской области в семье колхозника родился Григорий Иванович ДОНЕЦ — бригадир строительно-монтажной бригады. Герой Социалистического Труда (1966). Заслуженный строитель СССР (1969). Лауреат Государственной премии Украинской ССР (1981).
 В 1934 году Григорий Донец пошел в школу, где учился до 1941 года, окончив 7 классов. Во время войны и оккупации Киевской области работал учеником мельника в селе Чубенцы. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков 28 апреля 1944 года был призван на военную службу в ряды Советской Армии, где прослужил до 1951 года. Был награжден медалями «За победу над Германией 1941—1945 гг.» и «ХХХ лет Советской Армии и Флота». После демобилизации из рядов Советской Армии в 1951 году приехал в Киев и поступил на работу в СУ-3 треста «Крещатикстрой». В 1958 году на основании приказа по тресту переведен в СМУ-5 того же треста на строительство экспериментальных безкаркасных панельных домов, которые впервые в Украине начали строиться в Киеве на бульваре Лихачева, 25-а (теперь бульвар Дружбы Народов). Был назначен бригадиром строительно-монтажной бригады, которая стала пионером строительства крупнопанельных домов на Украине. Со второй половины 1960 года был переведен в Домостроительный комбинат № 1 бригадиром комплексной строительно-монтажной бригады. В связи с объединением ДСК-1 и ДСК-2 в Домостроительный трест, в 1964 году был переведен вместе с бригадой в СМУ-3 для освоения строительства секционных 9-этажных крупнопанельных домов. Работал до 1982 года, до выхода на пенсию. За время работы в Главкиевгорстрое вместе с бригадой построил 124 домов общей площадью 1260 тыс. кв. м. Был награжден правительственными наградами: медалью «За трудовую доблесть» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1960 г.), Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1964 г.), орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1966 г.), Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета СССР (1966), медалью «За доблестный труд. В честь 100-летия В.И. Ленина» (1970), медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1966), орденом Октябрьской революции» (1982), медалью «Участник Выставки достижений народного хозяйства СССР» (1969), медалью «В память 1500-летия Киева» (1982), нагрудными знаки «Победитель социалистического соревнования» за 1973, 1974, 1975, 1976, 1977 годы, бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР (1969, 1971), юбилейной медалью «30 лет Чехословацкого восстания». Умер 15 апреля 2014 года в Киеве. Сайт «Герои страны»Видатні особи Дніпровського району м. Києва«Киевгорстрой» с глубоким прискорбием сообщает о тяжелой утрате
|
1911
|
|
15 мая 1911 года (2-го по ст. ст.) в Томске в семье инженера и врача родился Лев Васильевич СИНЬКЕВИЧ — архитектор, художник. Член Союза архитекторов СССР (1940). Один из первых членов Союза архитекторов УССР и Украины (членский билет № 44). Кандидат архитектуры (1950). С 1913 года семья проживала в Украине в селе Каменече, затем в городе Умани. В 1930 году окончил Уманский индустриальный техникум, получив квалификацию техника-строителя гражданского строительства. В 1937 году с отличием окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института по специальности «архитектура».
 Участник боевых действий Великой Отечественной войны. Офицер 2-го Прибалтийского фронта, 22-й армии, 28-й Краснознамённой дивизии, 67-го Отдельного саперного батальона. Командир саперной роты, инженер полка пехотной дивизии. На фронте с 24 июня 1941 г. Участник битвы на Курской дуге. Победу встретил в Бухаресте. За выполнение боевого задания награждён орденом Красной звезды, орденом Великой Отечественной войны, медалями. Демобилизован из рядов Советской армии в конце 1945 г. Персональная заслуга: личный состав офицера Льва Синькевича за всё время боевых действий не потерял ни одного бойца, ни один боец не был ранен. В 1950 году защитил диссертацию на тему «Концертный зал в г. Киеве» (научн. руков. главный архитектор г. Киева А.В. Власов), получив степень кандидата архитектуры. Учёный, преподаватель Киевского инженерно-строительного института. Старший научный сотрудник, руководитель сектора типологии общественных сооружений НИИ архитектуры сооружений Академии архитектуры УССР, а затем руководитель сектора лечебно-оздоровительных сооружений Киевского ЗНИИЭП. Ветеран труда. Постоянный член правления Украинского общества охраны памятников истории и культуры, активный защитник исторических архитектурных памятников Украины, в частности города Киева. Рисовал всю жизнь с малых лет, в поездках по стране, ближнему и дальнему зарубежью. Художник, график. Мастер офорта и акварели. Участник многих персональных и коллективных выставок. Офорты и линогравюры находятся в фондах многих музеев и архивов Украины, зарубежных стран, в частных коллекциях. Вся жизнь в спорте. Чемпион вузовской Олимпиады 1934 г. в беге, гребле, пулевой стрельбе в командном и личном зачёте, неоднократный чемпион в лыжных гонках и плавании. Кандидат в мастера спорта и инструктор горного туризма класса «А». Неоднократно покорял Кавказские и Фанские горы, Карпаты. Под парусом прошёл самыми большими реками Украины, России и Молдавии, Азовским и Чёрным морями. Умер 14 августа 1999 года в Киеве. Жена — Евгения Николаевна Синькевич, архитектор. Сын — Юлий Синькевич, художник, скульптор, заслуженный деятель искусств Украины, народный художник Украины, академик Академии искусств Кыргызстана и Казахстана. Дочь — Ольга Синькевич, преподаватель, заслуженный тренер Украины. Ольга Синькевич «Как мишка воевал...»Как киевский архитектор в 1942 году нарисовал сыну Победу
|
1902
|
|
15 мая 1902 года в Умани Киевской губернии родилась Эмилия Давыдовна МИЛЬТОН (МИЛЬТОН-КРАСНОПОЛЬСКАЯ) — актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1960). В 1909 году семья Мильтон переехала в Одессу, где Эмилия поступила в казенную гимназию и в 1919 году окончила ее. Ранее, весной 1918 года, еще учась в гимназии, одновременно начала учиться в драматической школе при театральной студии Губнаробраза под руководством А.И. Адашева, которую окончила в 1920 году. Вместе с выпуском школы участвовала в создании в Одессе театра «Массодрам» («Мастерская социальной драматургии»), на сцене которого сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Арлекин в «Турандот», Луизу в «Пире во время чумы». В 1921 году была приглашена в Одесский театр «Красный факел», где прослужила до 1933 года. В 1933 году была приглашена в Саратовский театр имени Карла Маркса, затем, в 1934 году, в Харьковский русский драматический театр, где работала до 1938 года. В 1938 году переехала в Киев и стала актрисой Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. В 1941 году работала над ролью баронессы Штраль в «Маскараде», но эта работа была прервана войной. 5 июля 1941 года эвакуировалась с театром в Казахстан, но, ввиду того, что он еще не был собран в полном составе, уехала служить в Харьковский русский драматический театр, который находился тогда в Улан-Удэ. Вместе с этим театром гастролировала в Иркутске, Владивостоке и Хабаровске, а в 1944 году вернулась на Украину, в Харьков. В 1945 году художественным руководителем Московского центрального театра транспорта (с 1959 года – Театр имени Гоголя) Николаем Петровым была приглашена работать в этот театр, где служила до конца жизни и на сцене которого сыграла много интересных ролей. Лишь однажды, на два сезона 1955—1957 годов, актриса уходила работать в Московский драматический театр. Театральные работы: Иродиада («Саломея»), Диана («Собака на сене»), королева Елизавета («Мария Стюарт»), Дунька и Панова («Любовь Яровая»), Анна Андреевна («Ревизор»), Огудалова («Бесприданница»), Виолетта («Испанский священник»), Хилкрист («Мертвая хватка»), Бубнова («Униженные и оскорбленные»), Варвара («Страшный суд»), Асунта («Неаполь — город миллионеров»). В кино Эмилия Мильтон дебютировала в 1926 году в фильме «Подозрительный багаж», но настоящий успех пришел к актрисе только в 1970-е годы после исполнения роли фрау Заурих в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

В роли фрау Заурих в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973)
К лучшим киноработам Эмилии Мильтон так же относятся Серафима Александровна («Рано утром»), актриса («Внимание, черепаха»), Прахова («Следствие ведут знатоки. Шантаж»), Подволоцкая («Кортик»).

Эмилия Мильтон в роли Антонины Валерьяновны Праховой в телесериале «Следствие ведут знатоки. Дело № 6. Шантаж» (1972)
Умерла 12 февраля 1978 года в Москве. Википедия Кино-Театр.ru Фрау Заурих, которую любил Штирлиц
|
1891
|
|
15 мая 1891 года (3-го по ст. ст.) в Киеве родился Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ — всемирно известный писатель и драматург. Будущий писатель родился на улице Воздвиженской, 10 в семье профессора Киевской духовной академии. Был крещен в Воздвиженской церкви на Подоле.
 |  | Дом по улице Воздвиженской, 10, где родился М. А. Булгаков. Фото А. Ранчукова, 1987 г. | Крестовоздвиженский храм. Киев, улица Воздвиженская, 1
|
В 1901—1902 гг. учился во Второй гимназии (бульвар Тараса Шевченко, 18), в 1902—1909 гг. — в Первой гимназии (бульвар Тараса Шевченко, 14). С 1909 по 1916 год — на медицинском факультете Киевского университета. Среди адресов, где жил писатель в Киеве: угол улиц Ильинской и Волошской № 5/10 (1905), улица Кудрявская № 10 (1906), в 1907—1919 гг. (с перерывами) — на Андреевском спуске в доме № 13 (второй этаж) и № 36. Венчался в апреле 1913 года в церкви Николая Доброго (улица Покровская на Подоле). После женитьбы жил на улице Рейтарской, 25. После завершения учебы в университете несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. В 1918 году возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году он переехал в Москву. Посещал Киев в 1921 году и в 1935 году (в составе МХАТа). С Киевом связан роман «Белая гвардия», рассказ «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) и др. Написал очерк «Киев-город». Умер 10 марта 1940 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1981 году в Киеве именем писателя названа улица (массив Южная Борщаговка). 15 мая 1992 года в доме № 13 на Андреевском спуске открыт Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова. На фасаде здания музея установлена мемориальная доска.

Здание Литературно-мемориального М. Булгакова. Киев, Андреевский спуск, 13

Мемориальная доска на фасаде музея
19 октября 2007 года возле музея открыт памятник М.А. Булгакову. Скульптор Николай Рапай.

Памятник М. Булгакову в Киеве
На фасаде здания ректората Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца (бульвар Тараса Шевченко, 13) установлена мемориальная доска.

Сайт Музея Булгакова в Киеве Виктор Некрасов «Дом Турбиных»
|
1877
|
|
15 мая 1877 года (3-го по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Федор Иванович ШМИТ — историк искусства. Академик ВУАН (1921).
 В 1903 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1909 году защитил докторскую диссертацию, посвящённую истории Византийского возрождения. В 1912—1920 гг. — профессор историко-философского факультета Харьковского университета, с декабря 1919 года его декан. В июне 1919 года подписал коллективное письмо харьковской интеллигенции с протестом против красного террора, за что 7 декабря 1920 года арестован. Весной 1921 года приговорен Чрезвычайным революционным трибуналом к 3 годам общественно-принудительных работ условно, что не помешало его научной карьере: в том же году избран действительным членом Украинской Академии Наук, переехал в Киев. Ректор Археологического института (1922—1924), руководитель научно-исследовательской кафедрой искусствоведения; преподавал в должности профессора в различных вузах Киева. С 1924 года — директор Ленинградского института теории искусств и одновременно профессор ЛГУ. Занимался проблемами детского рисунка. Разработал целостную эстетическую концепцию, большое влияние на которую оказали взгляды Л.Н. Толстого. Заложил основы отечественной музейной педагогики («Музейное дело», 1929). Федор Шмит — автор монографий: «Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция» (1919), «Искусство как предмет обучения» (1923), «Искусство. Основные проблемы теории и истории» (1925), «Почему и зачем дети рисуют» (3 изд., 1925), «Предмет и границы социологического искусствоведения» (1927) и др. В 1933 году научно-педагогическая деятельность Шмита прервана ссылкой в Ташкент. Расстрелян 10 ноября 1941 года в Ташкенте. В 1956 году посмертно реабилитирован. Википедия (укр.)Люди и судьбыШмит Федор Иванович
|
1859
|
|
 15 мая 1859 года (3-го по ст. ст.) в селе Каменно-Костоватое Херсонской губернии, ныне Братский район Николаевской области, родился Панас Карпович САКСАГАНСКИЙ (настоящая фамилия — ТОБИЛЕВИЧ) — выдающийся украинский актёр, режиссёр, драматург и педагог школы Марка Кропивницкого, корифей украинского бытового театра. Герой Труда (1924). Народный артист СССР (1936). Сценическую деятельность Панас Саксаганский начал в 1875 году, первоначально в любительском театре, а с 1883 года в профессиональном театре в труппах М.П. Старицкого, М.Л. Кропивницкого, Н.К. Садовского. В 1890—1909 гг. — возглавлял труппу в которую входили выдающиеся актёры украинского театра (М.К. Заньковецкая и др.). Выходец из рода Тобилевичей — самой театральной семьи Украины, родной брат Карпенко-Карого и Садовского, взял свой сценический псевдоним от речки Саксагань, протекавшей в его родных краях. Блестящий характерный актер, режиссер, педагог Панас Карпович даже на восьмом десятке лет, когда у него отнялась рука, продолжал выступать перед зрителями на клубных сценах.  |  | П.К. Саксаганский в роли Харка Ледачего в пьесе «Пали вода XVIII століття» И. Карпенка-Карого | П.К. Саксаганский в роли Казака-гуляки. Открытка 1905 года
|
Первому из драматических актеров Украины присвоено звание Народного артиста СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1935). Умер 17 сентября 1940 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. В 1937 году в Киеве в честь выдающегося артиста была названа улица. В 1972 году в Киеве на фасаде дома на улице Жилянская, 96, была открыта мемориальная доска — бронза, горельеф; скульптор М.А. Грицюк, архитектор А.А. Сницарев (в 1953—1972 гг. была мраморная доска). 
Мемориальная доска на улице Жилянская, 96. В этом доме в 1912—1940 гг. жил корифей украинской сцены Панас Саксаганский Википедия (укр.)Українська Радянська ЕнциклопедіяСайт Байкового кладбища
|
1857
|
|
15 мая 1857 года (3-го по ст. ст.) в Орле родился Николай Николаевич СОЛОВЦОВ (настоящая фамилия — ФЁДОРОВ) — актёр, режиссер, театральный деятель. Сценическую деятельность Николай Соловцов начал в 1875 году. Играл в провинциальных труппах Полтавы, Харькова. Работал в Москве и Петербурге. В 1878—1879 гг. впервые выступил в Киеве в труппе Н. Савина, затем гастролировал в 1886 и 1888—1891 гг.
Драматический театр «Соловцов» в доме А. Бергонье
В 1884 году с группой актёров основал Товарищество драматических актёров, ставшее основой для создания в 1891 году постоянного русского драматического театра «Соловцов» в Киеве. Был его главным режиссёром.
Новый театр «Соловцов», 1901
Поставил спектакли «Плоды просвещения», «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, широко пропагандировал пьесы А.П. Чехова, который посвятил Н.Н. Соловцову своё произведение «Медведь». Роли: Расплюев («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), Городничий («Ревизор» Гоголя) и др. Умер 25 января 1902 года в Киеве. Был похоронен в часовне-усыпальнице на Аскольдовой могиле, здесь же в 1919 году упокоилась его жена — актриса Мария Глебова. В 1938 году, после ликвидации кладбища, их прах был перенесен на Зверинецкое, а в 1971-м на Байково кладбище. Его именем названа улица в Киеве. Википедия Виталий Ковалинский «Николай Николаевич на Николаевской» (.pdf) Михаил Кальницкий «Он дал Киеву театр» Сайт Байкового кладбища
|
1848
|
|
15 мая 1848 года (3-го по ст. ст.) в селе Лопьял Вятской губернии в семье православного священника родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ — художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
 Старший брат художника Апполинария Васнецова. Виктор Васнецов учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Творчество великого художника-передвижника тесно связано с Киевом. Впервые Виктор Михайлович приехал сюда в 1871 году для работы над иллюстрациями к повести Гоголя «Тарас Бульба». Возможно, именно эта поездка и знакомство со святынями матери городов русских спустя почти 15 лет предопределили решение художника дать согласие на роспись Владимирского собора. Первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 году. В действительности же Васнецову и другим художникам ( Нестеров, Котарбинский, Сведомский; несколько орнаментов выполнил также Врубель) понадобилось более 10 лет.
Интерьер Владимирского собора в Киеве
 Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но несмотря на столь экстремальные условия, он не останавливался и продолжал свою работу. По завершении росписей храма Васнецов был избран Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоен звания профессора живописи. Принимал участие в организации выставок произведений киевских художников. Автор картин «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1881—1998) и многие др. Полотно «Три царевны подземного царства» (1884) хранится в Киевcком Национальном музее русского искусства. Умер 23 июля 1926 года в Москве. Именем В.М. Васнецова в 1955 году названа улица в Киеве (Дарницкий район). В 1963 году на фасаде дома № 28 на улице Владимирская установлена мемориальная доска — гранит, барельеф; скульптор О.А. Супрун, архитектор В.И. Корнеева. Доска установлена по этому адресу ошибочно, в 1885—1889 гг. художник жил в доме № 32 (дом перестроен). Жил также на улице Владимирской в домах № 36 и № 42. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия
|
1157
|
|
15 мая 1157 года в Киеве умер Юрий ДОЛГОРУКИЙ — князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Является основателем Москвы, построив город с укреплениями и каменными (кирпичными) строениями на месте поселения. Как уже не раз бывало, смерть князя послужила поводом к восстанию в Киеве. Восставшие разгромили дворы Юрия и его сына Василька, расположенные в городе, и двор князя за Днепром.
Церковь Спаса на Берестове, где был погребён Юрий Долгорукий

Мемориальная доска
Летопись сообщает, что всюду по городам и селам Киевской земли избивали «суздальцев» и захватывали их имущество («товар их грабяче») («Летопись по Ипатьевскому списку», стр. 336). В этих «суздальцах» следует усматривать дружинников Юрия Долгорукого, приведенных им из Суздальской земли, получивших из рук князя земли в Поднепровье и пользовавшихся частью получаемых им от населения доходов. Естественно, что эти «суздальцы», не очень уверенные в завтрашнем дне, стремились, как участники и дольщики в княжеских доходах, сколь возможно, обобрать обитателей своих вотчин, изобретая для этого всякие «неправые виры» и «продажи». Это не могло не вызвать недовольства населения, и, когда умер Юрий Долгорукий, народ расправился с ними, разделив накопленное ими имущество. Википедия Роман П. Загребельного «Смерть в Киеве»
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
Видеоканал «Виктор Некрасов» (YouTube)
|