1890
|
|
|
|
В 1890 году в Киеве на Театральной площади, российской фирмой «Савицкий и Страус» СООРУЖЕНА ПЕРВАЯ В КИЕВЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, обладавшая смехотворной по современным меркам номинальной мощностью — 110,3 кВт и вырабатывала электричество для театра, нескольких частных домов и 14 дуговых фонарей установленных на Крещатике. Засиявшие возле Думы первые электрические фонари, придали площади более - менее пристойный вид. В 1894 году эта же фирма построила на Думской площади третью электростанцию (построенная за несколько лет до этого вторая электростанция, обслуживала первый в России, киевский трамвайный маршрут). На фотографии: электростанция на ул. Андреевской. Дмитрий Корнейчук «Лампочка до Ильича». История энергосистемы «КиевЭнерго».
|
2
|
января
|
|
2 января 1890 года в селе Вербивцы, ныне Городенковского района Ивано-Франковской области, родился Михаил Теодорович ГОЛИНСКИЙ — украинский оперный и камерный певец (героический тенор).
Искусством пения овладел во Львове и Милане (Италия). Находясь в Италии, давал концерты в Милане, Праге, Вене. По окончании обучения вернулся во Львов и с большим успехом дебютирует в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло (1925). Сразу после этого получает приглашение на выступления в Поморской опере (объединение театров городов Торунь, Бидгощ, Грудзенз), поет в операх «Галька» С. Монюшко, «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Дж. Пуччини, «Аида» Дж. Верди. После успешного гастрольного выступления в Варшаве подписывает контракт с Большим Варшавским театром (весна 1926). С осени 1926 года — солист Одесской оперы. В 1927 году состоялось гастрольное выступление певца в Берлине. В 1927—1930 гг. — солист Киевской и Харьковской опер. Пел вместе с Марией Литвиненко-Вольгемут, Марией Сокол, Иваном Паторжинским. По инициативе Голинского в Харькове была впервые поставлена опера Анатоля Вахнянина «Купало» (1929) (Одарка — Г. Литвиненко-Вольгемут, Степан — Михаил Голинский, Максим — Иван Паторжинский). В 1929 году выступал в Москве на сцене Большого театра СССР, где впервые за всю историю этого театра пел на украинском языке (Радамес — «Аида»). На украинском языке пел и со сцены оперного театра в Тбилиси (партия Каварадосси в опере «Тоска» Дж. Пуччини) (1930). По возвращении в Галичину М. Голинский активно участвует в музыкальной жизни края. В его репертуаре — камерные произведения Н. Лысенко, О. Нижанкивского, Н. Нижанкивского, С. Людкевича, Г. Гайворонского, В. Балтаровича, И. Недильского. В 1930—1938 гг. эпизодически выступает на сценах оперных театров Варшавы, Львова, Познани. В 1938 году М. Голинский выехал в концертное турне по США и Канаде, где и остался до конца своей жизни. Где бы ни выступал украинский певец, от Атлантики до Тихого океана, его пение вызывало восхищение. Его избирают почетным гражданином Оттавы и Виннипега, вручают золотой ключ от Торонто. Обладал редким голосом металлического тембра широкого диапазона с блестящим верхним регистром. Партии: Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского), Степан («Купало» Вахнянина), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Йонтек («Галька» Монюшко), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Каварадосси, Калаф («Тоска», «Турандот» Пуччини), Радамес, («Аида» Верди), Хозе («Кармен» Бизе), Гофман («Сказки Гофмана» Оффенбаха) и др. Михаил Голинский — «Черемоше, брате мiй»
Михаил Голинский — «Гей, пiду я в тi зеленi гори»
Умер 1 декабря 1973 года в Эдмонтоне (Канада). Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)Михайло Голинський
|
10
|
февраля
|
|
10 февраля 1890 года (29 января по ст. ст.) в Москве родился Борис Леонидович ПАСТЕРНАК — русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958). Борис Пастернак провел в Киеве лето 1930 года и дважды ненадолго приезжал сюда в 1931 году, благодаря чему появилась одна из лучших поэтических страниц в стихотворной антологии о Киеве. Здесь начался роман Пастернака и Зинаиды Нейгауз, во многом послуживший импульсом к созданию «Доктора Живаго».
Пребывая в Киеве поэт не раз останавливался у своего друга, профессора Киевского университета Евгения Перлина. Именно здесь, в доме № 9 по улице Чапаева, 20 февраля 2008 года была открыта мемориальная доска в честь Бориса Пастернака. В ноябре 2015 года доска была украдена неизвестными.
Умер поэт 30 мая 1960 года в Переделкине. Юрий Каплан «Пастернак в Киеве» Михаил Кальницкий «Ты здесь, мы в воздухе одном…» Википедия Сайт памяти Бориса Пастернака
Баллада
Дрожат гаражи автобазы, Нет-нет, как кость, взблеснет костел. Над парком падают топазы, Слепых зарниц бурлит котел. В саду — табак, на тротуаре Толпа, в толпе — гуденье пчел. Разрывы туч, обрывки арий, Недвижный Днепр, ночной Подол.
«Пришел», — летит от вяза к вязу, И вдруг становится тяжел Как бы достигший высшей фазы Бессонный запах матиол. «Пришел», — летит от пары к паре, «Пришел», — стволу лепечет ствол. Потоп зарниц, гроза в разгаре, Недвижный Днепр, ночной Подол.
Удар, другой, пассаж, — и сразу В шаров молочный ореол Шопена траурная фраза Вплывает, как больной орел. Под ним — угар араукарий, Но глух, как будто что обрел, Обрывы донизу обшаря, Недвижный Днепр, ночной Подол.
Полет орла, как ход рассказа. B нем все соблазны южных смол И все молитвы и экстазы За сильный и за слабый пол. Полет — сказанье об Икаре. Но тихо с круч ползет подзол, И глух, как каторжник на Каре, Недвижный Днепр, ночной Подол.
Вам в дар баллада эта, Гарри. Bоображенья произвол Не тронул строк о вашем даре: Я видел все, что в них привел. Запомню и не разбазарю: Метель полночных матиол. Концерт и парк на крутояре. Недвижный Днепр, ночной Подол.
1930
|
18
|
февраля
|
|
18 февраля 1890 года (6-го по ст. ст) в Екатеринославе, ныне Днепропетровск, родился Владимир Михайлович КОРЕЦКИЙ — юрист-международник, специалист в области международного частного права и всеобщей истории государства и права. Доктор юридических наук (1939), профессор. Академик АН УССР (1948). Герой Социалистического Труда (1980).
В 1910 году с золотой медалью закончил Екатеринославскую гимназию и сразу поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако через год, после рождения сына Юрия, переехал в Харьков, где обучался в Харьковском императорском университете, который окончил в 1916 году с дипломом первого уровня. Корецкого оставили на кафедре гражданского права и судопроизводства для подготовки к получению профессорского звания. В том же году начал преподавать в начальной торговой школе, а с 1919 года, после сдачи магистерского экзамена по истории и догме римского права, — читать лекции по всемирной истории государства и права в Харьковском университете. В это же время В.М. Корецкий участвовал в создании Харьковского института народного хозяйства (на базе Харьковского университета), где со временем занял должность заместителя декана юридического факультета. Здесь же он начал преподавать международное частное право. Спустя десять лет вуз окончательно выделился в самостоятельную институцию — Харьковский институт советского строительства и права, ныне Национальная юридическая академия имени Ярослава Мудрого. Все это время Владимир Михайлович занимал должности профессора и с 1937 года — руководителя кафедры истории государства и права. Кроме того, он параллельно работал заведующим правового подотдела Народного комиссариата иностранных дел УССР (1921—1922), затем заведующим юридического отдела Укоопсоюза с 1922 по 1924 год; заведующим юридического отдела Украинбанка (1924—1930), а затем — старшим консультантом Госарбитража при СНК УССР (1930—1935). В самом начале Великой Отечественной войны его эвакуировали в Узбекистан, где в Ташкентском юридическом институте он преподавал всемирную историю государства и права. В 1941 году во время битвы за Киев в бою погиб его единственный сын Юрий. По возвращении в Харьков в 1944 году Корецкий стал куратором курса международного права Харьковского юридического института, а в 1947 году — заведующим кафедры международного права. C 1949 года Владимир Корецкий возглавлял образованный в Киеве Сектор государства и права АН УССР, а после преобразования в 1969 году Сектора в Институт государства и права АН УССР был директором Института до 1974 года. В 1949—1951 гг. был членом Комиссии международного права. Входил в состав советских делегаций на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1946, 1947 и 1949 годах от УССР. Участвовал в работе ряда международных конференций и комиссий ООН. Был членом Постоянной палаты третейского суда (с 1957 года), в 1961—1970 годах — член (в 1967—1970 годах — вице-президент) Международного суда ООН. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Умер 25 июля 1984 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище. 15 февраля 1990 года Совет министров УССР своим Постановлением № 36 присвоил Институту государства и права АН Украины имя В.М. Корецкого. Сайт «Герои страны»Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия
|
16
|
марта
|
|
16 марта 1890 года (4-го по ст. ст.) в Двинске, ныне Даугавпилс (Латвия), родился Соломон Михайлович МИХОЭЛС (настоящая фамилия — ВОВСИ) — советский еврейский театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и политический деятель. Главный режиссёр Московского государственного еврейского театра (Московский ГОСЕТ), председатель Еврейского антифашистского комитета, член Художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1939). Народный артист РСФСР (1935). Народный артист СССР (1939). Профессор (1941). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). В 1908 году окончил реальное училище в Риге. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, но не окончил его — был исключен за участие в студенческих волнениях. С 1915 по 1918 год также учился на юридическом факультете Петербургского университета. После Октябрьской революции в 1918 году поступил в организованную в Петрограде Еврейскую театральную студию А.М. Грановского. С 1919 года активно играл на сцене. Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка (постановка А. Грановского), «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель». В 1920 году вместе со студией переехал в Москву. В 1925 году преобразовал студию в Московский государственный еврейский театр, а с 1929 года стал художественным руководителем этого театра. В 1928 году Соломон Михоэлс с ГОСЕТ гастролировал в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии. Наряду с театральной работой преподавал в училище при Московском еврейском театре (с 1941 года — профессор). В годы Великой Отечественной войны вместе с театром ГОСЕТ в 1941 году отправился в эвакуацию в Ташкент, где участвовал в работе не только еврейского театра, но и Узбекского театра драмы имени Хамзы, а также Узбекского государственного театра оперы и балета. В феврале 1942 года, когда по инициативе советского руководства для «вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире» был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), Михоэлс стал первым председателем этого комитета. В 1943 году от ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР. В феврале 1944 году совместно с И. Фефером и Ш. Эпштейном написал письмо И. Сталину с просьбой об организации еврейской автономии в Крыму. Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств. Роли в театре: Вениамин III («Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима), Лир («Король Лир» Шекспира, 1935), Тевье-молочник («Тевье-молочник» Шолом Алейхема, 1938), дантист Гредан («Миллионер, дантист и бедняк»), Глухой («Глухой» Д. Бергельсона) и др. Режиссёрские работы: «Нит гедайгет» П. Маркиша (1931), «Разбойник Бойтре» М. Кульбака (1936), «Семья Овадиса» П. Маркиша (1937), «Суламифь» С. Галкина (1937), «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938 — ГОСЕТ, 1940 — Харьковский театр украинской драмы), «Соломон Маймон» М.Д аниэля (1940), «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема (1941), «Муканна» Х. Алимджана (Узбекский театр драмы имени Хамзы, 1943), «Фрейлехс» З. Шнеера (1945, Сталинская премия, 1946), «Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова (1946) и др. Фильмография: 1925 — «Еврейское счастье» — актёр, 1932 — «Возвращение Нейтана Беккера» — актёр, 1935 — «Лунный камень» («Памир») — актёр, 1936 — «Искатели счастья» — консультант, 1936 — «Цирк» — актёр, 1938 — «Семья Оппенгейм» — актёр. Голос Михоэлса также звучит в фильме «Конь белый» (1993). Убит 13 января 1948 года в Минске, похоронен в Москве.
|
18
|
марта
|
|
18 марта 1890 года (6-го по ст. ст.) в слободе Маньково-Берёзовская Донецкого округа области Войска Донского родился ВАСИЛИСК ГНЕДОВ (настоящее имя — Василий Иванович ГНЕДОВ) — поэт-авангардист, один из лидеров движения эгофутуристов. Любимый поэт Всеволода Мейерхольда. Учился в земской школе, затем в начальном училище в ст. Каменской, с 1906 года — в средне-техническом училище в Ростове-на-Дону, из последнего класса которого был исключён. В конце 1912 году приехал в Петербург, где сошелся с эгофутуристами. В 1913 году Василиск Гнедов — самый активный член «Интуитивной Ассоциации Эго-футуризм». Участвовал в нескольких сборниках эгофутуристов — «Засахаре кры», «Небокопы», «Развороченные черепа» и др. В 1913 году в издательстве «Петербургский глашатай» вышли две книги стихов — «Гостинец сентиментам» и «Смерть искусству: пятнадцать (15) поэм» (с «пресловием» И. Игнатьева). Вторая книга содержала знаменитую «Поэму конца», ставшую его визитной карточкой. По воспоминаниям современника, исполнение автором с эстрады кабаре «Бродячая собака» «Поэмы конца», состоявшей из одного жеста руки «быстро поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок» в полном молчании, вызвала широкий резонанс в петербургской прессе. Гнедов стал своеобразным enfant terrible петербургской богемы и по популярности не уступал таким фигурам, как А. Крученых и В. Маяковский. В 1914 году совместно с П. Широковым выпустил «Книгу Великих», а в сборнике «Грамоты и декларации русских футуристов» появился его трактат «Глас о согласе и злогласе». В это же время наметилось сближение Гнедова с кубофутуристами, однако к кубофутуризму так и не примкнул. Два года провел на фронте. В 1917—1918 гг. возращается к литературе и совместно с др. футуристами (В. Каменским, В. Маяковским) участвует в различных диспутах, печатается в различных футуристических сборниках и газетах. В это же время В. Хлебников включает Гнедова в «Общество Председателей Земного Шара». Впоследствии отошел от литературы, но стихи писать не перестал. В 1921 году уехал из Москвы, работал инженером. В 1937 году была расстреляна его жена Ольга Пилацкая, член ЦК КП(б)У. В 1936 году в Харькове его же арестовали «за недоносительство на врага народа», т.е. на собственную жену. Из воспоминаний Гнедова: «Судили в Киеве. Следователь привел его к Октябрьскому дворцу на улице Октябрьской революции (ныне Институтская). Огромный зал с антресолями была забит столами следователей. Мы лавировали между столами и мой следователь переговаривался со своим приятелем, который сидел на антресолях: — Ну что, твой признался? — Нет. — Ну я сейчас приду, он у меня признается». Приговор Гнедову: 5 лет ссылки в киргизскую глубинку. Гнедов оказался в Киргизии, куда ехал без конвоя. — Я вырыл себе землянку, изучил киргизский язык, обзавелся киргизкой и стал писать футуристические стихи на киргизском языке. Я был единственный грамотный в кишлаке, поэтому меня ввели в сельсовет и я, инженер, проектировал мостики и здания. Десятки лет ему запрещено было жить в больших городах. После освобождения в середине 1950-х возобновил занятия литературой. Жил в Киеве до 1972 года. Умер 5 ноября 1978 года в Херсоне. Википедия Енциклопедiя Сучасної України Дмитро Горбачов «Забуті незабутні: Футурист-звукописець Василіск Гнідов»
|
21
|
марта
|
|
21 марта 1890 года (9-го по ст. ст.) в селе Каливка, ныне село Ягодное Винницкой области, родился Федор Зотикович КОНОВАЛЮК — украинский живописец и график.Федор Коновалюк учился в 1911—1909 гг. в Лаврской иконописной мастерской, в 1911—1915 гг. — в Киевском художественном училище ( у А. Мурашко), в 1915—1917 гг. — в Петербургской Академии искусств (у В. Маковского), в 1925—1927 гг. — в Киевском художественном институте (у Ф. Кричевского). В 1900—1910 гг. принимал участие в росписи киевских и днепропетровских церквей. Произведения: картины «Т.Г. Шевченко в ссылке» (1932), «Встреча Н.Г. Чернышевского и Т.Г. Шевченко» (1948), «Посланцы Богдана Хмельницкого» (1957), обе в соавторстве; серия пейзажей «Киев» (1908—1970), иллюстрации к произведениям Т. Шевченко («Катерина», «Сон», «Кавказ», «Єретик», «I мертвим і живим...», И. Котляревского («Енеїда», «Москаль-чарівник», «Наталка Полтавка»), Г. Квитки-Основьяненко («Пан Халявський», О. Кобылянской («За готар»), М. Черемшини («Більмо»), В. Стефаника («Кленові листки»).
«Катерина», 1943
«Зима. Зоопарк», 1948
«Шулявка. Речка Лыбидь», 1958
Умер 22 декабря 1984 года в Киеве. На иллюстрации: портрет Ф. Коновалюка работы И. Ижакевича. Википедия (укр.)Енциклопедiя Сучасної УкраїниАрт-галерея «Nostalgie»Салон антиквариата «Эпоха»
|
23
|
марта
|
|
23 марта 1890 года (11-го по ст. ст.) в Киеве родился Евгений Борисович БУКРЕЕВ — ученый-медик. Заслуженный врач УССР. Доцент кафедр госпитальной и факультетской терапии Киевского медицинского института, ныне — Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца. Сын профессора математики Киевского университета Бориса Яковлевича Букреева (1859—1962). В 1901—1909 гг. учился в Первой киевской гимназии. По окончании ее Евгений Букреев поступил на медицинский факультет Киевского университета Св. Владимира. Его соучеником по гимназии и университету был будущий писатель Михаил Булгаков и Евгений Борисович делился о нем воспоминаниями. Преподавал в Киевском медицинском институте. Успешно лечил и чиновников, и академиков, в том числе Д.З. Мануильского, А.В. Палладина, А.Н. Марзеева, однако не отказывал ни одному человеку. Малоимущим пациентам часто тайком оставлял деньги на лекарства. Награжден орденом Ленина. Сестра Татьяна Борисовна — библиотекарь. Жил в Киеве на улице Никольско-Ботанической, 10. Умер в 1985 году в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Юрій Віленський «Дитинко, як же з терапією?» (.pdf) Мариэтта Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова»
|
4
|
апреля
|
|
4 апреля 1890 года (23 марта по ст. ст.) в Пскове родился Вальтер Эдуардович ШМИДТ — ученый в области лесоводства. Профессор (1935). Первый директор Ботанического сада АН УССР, ныне — Национальный ботанический сад им. Н.Н. Гришко НАН Украины (1938—1941). В 1914 году Вальтер Шмидт окончил Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (ныне Харьковский Национальный аграрный университет имени В.В. Докучаева). В 1915—1918 гг. работал лесомелиоратором на Харьковщине, с 1918 по 1925 год — преподавателем Чернолесской лесной школы, ныне Кировоградской области, в 1925—1928 гг. — в Наркомземе УССР. В 1928—1935 гг. — директор Ленкоранской лесной опытной станции Азербайжанской ССР. С 1935 года — профессор Киевского лесотехнического института, одновременно с 1938 по 1941 год — первый директор Ботанического сада АН УССР. С 1946 года и до конца жизни — профессор Сибирского лесотехнического института в Красноярске. Научные работы по вопросам лесных культур, лесомелиорации, дендрологии и лесоводства. Перу Вальтера Эдуардовича принадлежит хорошо известные лесоводам разных поколений монографии: «Лесные культуры в главнейших типах леса» (1948) и «Агротехника выращивания лесных культур» (1958), в которых он обобщил более чем тридцатилетний опыт по искусственному воспроизводству лесов. В этих работах автор детально разработал комплекс вопросов, связанных со способами предпосадочной обработки, методами создания лесных культур и агротехническими мероприятиями по уходу за ними, а также тщательно описал биологию сорняков и впервые научно обосновал особенности борьбы с ними на лесокультурных площадях. Умер 10 апреля 1958 года в Красноярске. Українська Радянська Енциклопедія Википедия (укр.) Ботанические сады Украины
|
13
|
апреля
|
|
13 апреля 1890 года (1-го по ст. ст.) в селе Сердеговка, ныне Шполянского района Черкасской области, родилась Харитина (Рита) Петровна НЕЩАДИМЕНКО — украинская актриса театра. Сестра микробиолога Марка Нещадименко. В 1914—1915 гг. училась в театральной студии Ф. Комиссаржевского в Москве. Там же начала сценическую деятельность. С 1918 года работала в театрах Киева, в 1918 году — в «Молодом театре», в 1919—1920 и 1921—1922 гг. — в Первом театре Украинской Советской Республики имени Т.Г. Шевченко, в 1920—1921 гг. — «Кийдрамте». Рита Нещадименко — одна из основателей творческого объединения «Березиль» в Киеве под руководством реформатора украинской сцены Леся Курбаса, в 1922—1926 гг. его ведущая актриса. Театральные роли: Первое слово поэта («Гайдамаки» по Т. Шевченко); Таня («Зиля Королевич» C. Васильченко); Люцилла («Адвокат Мартиан» Леси Украинки); Мотренька («Коммуна в степях» Н. Кулиша); Эдритта («Горе лжецу» Ф. Грильпарцера); Дагни («Северные великаны» Ибсена); Изабелла («Жакерия» по П. Мериме) и др. Актрису называли «украинской Комиссаржевской». Умерла 25 апреля 1926 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище. Википедия (укр.) Українська Радянська Енциклопедія
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|