1871
|
|
|
|
В 1871—1872, 1873—1874 гг. обязанности городского головы исполнял Павел Павлович ДЕМИДОВ. Павел Павлович — потомок тульских оружейников, сказочно разбогатевших при Петре I. Его дед Никита Демидов был послом во Флоренции. Своим двум сыновьям — отцу и дяде Павла — дипломат оставил состояние с годовым доходом в 2 млн рублей. Павел также состоял в дальнем родстве с Наполеоном — его дядя Анатолий Демидов женился на племяннице Бонапарта. Павел Демидов родился в Веймаре (на тот момент город входил в состав герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах) 9 октября 1839 года. Получив отличное домашнее образование, он поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Закончив юридический факультет университета в ноябре 1860 года, служил в министерстве иностранных дел, при посольствах в Париже и Вене, потом оказался в Каменец-Подольском на должности советника Подольского губернского правления. В январе 1871 года по протекции генерал-губернатора Дондукова-Корсакова был избран киевским городским головой. Приобретя на углу теперешнего бульвара Тараса Шевченко и улицы Терещенковской усадьбу с двумя домами и поселившись в одном из них, Демидов перевёл во второй некоторые службы городской управы. Одновременно занялся сооружением на Крещатицкой площади (площадь Независимости) нового помещения думы, которая тогда помещалась на углу Контрактовой площади и Покровской улицы. Строительство началось весной 1874 года, а 29 января 1878 года (по ст. ст.) в новом здании состоялось первое заседание.
Киевская городская дума, построенная по инициативе Демидова. Фото 1900 г.
В сентябре 1878 года Демидов, который уже стал князем Сан-Донато, получив титул от итальянского короля, попросился в отставку и его заменил Г.И.Эйсман, а в апреле 1873 года состоялась обратная замена. Отмечая заслуги Демидова перед городом, дума в ноябре 1874 года присвоила ему звание почетного гражданина Киева. На обеде, устроенном гласными в честь городского головы, ректор университета св. Владимира М.Х.Бунге подчеркнул, что с именем Демидова тесно связано всё, что появилось в Киеве для общественной пользы: реальное училище на Михайловской площади, ремесленная школа на Игоревской улице, женская и мужская гимназии на Подоле, городская больница имени цесаревича Александра, здания думы и музыкального училища. В январе 1875 года Демидова снова избрали в состав думы, но баллотироваться на городского голову он не согласился. Скончался бывший градоначальник Киева во Флоренции в январе 1885 года — спустя три месяца после своего 45-летия. Его прах перевезли в Нижний Тагил и захоронили в родовой усыпальнице Демидовых. Построенное им здание Городской думы служило киевлянам до 1941 года. А в бывшей усадьбе Демидовых ныне расположен Национальный музей Тараса Шевченко. Станислав Цалик «Павел Демидов из-за своих благотворительных проектов потерял кресло градоначальника Киева».
|
15
|
января
|
|
15 января 1871 года (3-го по ст. ст.) во Владимир-Волынском Волынской губернии родился Агафангел (Агатангел) Ефимович КРЫМСКИЙ — украинский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог. Профессор (1900). Академик АН Украины (1918), один из ее основателей.
Учился в гимназиях Острога и Киева. В 1885 году поступил в Коллегии Павла Галагана в Киеве. После ее окончания (1889) хорошо овладел немецким, французским, польским, греческим, итальянским и турецким языками. В 1892—1896 годах учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, а с 1896 года — на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1896—1998 гг. — находился в научной командировке в Сирии и Ливане. В 1898—1918 гг. — преподавал арабский, персидский, турецкий и историю стран мусульманского Востока в Лазаревском институте восточных языков (с 1900 года — профессор). С 1918 года — профессор Киевского университета (до 1941 года, с перерывами). В 1918 году А. Крымский вместе с В. Вернадским, Н. Василенко и др. выступил одним из организаторов Украинской Академии наук, был ее непременным секретарем и председателем историко-филологического отдела (до 1929 года). | Марка Украины к 125-летию со дня рождения А. Е. Крымского (1996) |
В 1921—1929 гг. — возглавлял Институт востоковедения в Киеве. Как писатель Агатангел Крымский известен рядом поэтических произведений на восточные темы. Ему принадлежат также многочисленные художественные переводы Антара, Омара Хайяма, Саади, Хафиза, Михриева-Хитум, Фирдоуси и многих др., в том числе западноевропейских поэтов. В 1930-е гг. он был практически отстранен от научно-преподавательской работы в академических учреждениях Украины. 20 июля 1941 года был арестован, обвинен в антисоветской националистической деятельности и заключен в Кустанае (ныне Казахстан), где он умер 25 января 1942 года в тюремной больнице. Имя Агатангела Ефимовича Крымского присвоено Институту востоковедения НАН Украины, который восстановлен в 1991 году по инициативе его ученика, иностранного члена НАН Украины О.И. Прицака (США). В 1971 году на фасаде здания бывшей Коллегии Павла Галагана по улице Богдана Хмельницкого, 9, где в 1885—1889 гг. учился А.Е. Крымский, была открыта мемориальная доска — гранит; архитектор И.Л. Шмульсон. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедияСайт Iнститута мовознавства iм. О.О. Потебнi НАН УкраїниПамяти Агафангела Ефимовича Крымского
|
25
|
февраля
|
|
25 февраля 1871 года (13-го по ст. ст.) в городе Новоград-Волынский Волынской губернии родилась ЛЕСЯ УКРАИНКА (настоящее имя — Лариса Петровна КОСАЧ-КВИТКА) — украинская поэтесса и писательница. Классик украинской литературы.Мать — О.П. Косач (псевдоним Елена Пчёлка), писательница. Отец — Пётр Антонович Косач (1841—1909), юрист по профессии очень любил литературу и живопись. В доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Дядя Леси (так её называли в семье, и это домашнее имя стало литературным псевдонимом) — Михаил Драгоманов, который со временем по-дружески опекал племянницу и всячески помогал ей, — был учёным, фольклористом, общественным деятелем, продолжительное время жил за границей (во Франции и Болгарии). Леся основательно изучила ряд иностранных языков, что дало ей возможность широко ознакомиться с классическими произведениями мировой литературы. Леся начала играть на фортепиано и сочинять маленькие музыкальные пьесы с пяти лет. В 1881 году она неожиданно тяжело заболела. Её мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сперва решили, что у неё острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но всё было бесполезно. Боль перешла в руки. Врачи, наконец, смогли определить, что это — туберкулёз кости. На музыкальной карьере Леси был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной операции рука осталась искалеченной. Писать и печататься Леся Украинка начала в возрасте 12 лет. К её ранним произведениям относится украинский перевод «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя (в соавторстве с братом). Печаталась Украинка в заграничных журналах «Зоря», «Життя і слово», «Літературно-науковий вісник». С Киевом связана значительная часть жизни поэтессы. Она в 1876 году впервые посетила Киев вместе c родителями. Во время следующих приездов в Киев жила на улице Стрелецкой № 15 и № 26, Фундуклеевской (ныне Богдана Хмельницкого, напротив Музей медицины Украины), на улице Саксаганского (бывшая Марииско-Благовещенская) № 97 (1899—1910, с перерывами; ныне здесь открыт Музей Леси Украинки), № 101 (1911 и 1913), № 115 (в 1910), улице Тарасовской № 14 (в 1889), улице Ветрова (бывшая Назаровская) № 21 (в 1895—1897 и 1899), Ярославов Вал № 32 (в 1907). На последних шести зданиях установлены мемориальные доски поэтессе. В 1907 году вышла замуж за фольклориста К.В. Квитку, венчание проходило в Вознесенской церкви (ныне на проспекте Академика Глушкова № 54). Леся лечилась в Крыму, где познакомилась со своим возлюбленным Сергеем Мержинским, в Египте, Греции, Германии и Австрии, а также у народной целительницы в селе Косовщина (ныне Сумской области). Всё было бесполезно. К обострившемуся процессу костного туберкулёза прибавилась неизлечимая болезнь почек. Умерла 1 августа 1913 года в городе Сурами (Грузия). Похоронена на Байковом кладбище в Киеве. Именем поэтессы в Киеве названы улица (1922), бульвар (1961), площадь (1965). С 1941 года Национальный академический театр русской драмы носит имя Леси Украинки. В Киеве Лесе Украинке установлен памятник на площади Леси Украинки и парковая скульптура в Городском саду. Википедия (укр.)
|
16
|
марта
|
|
| Николай Бурачек. Автопортрет | 16 марта 1871 года в Летичеве, ныне Хмельницкой области, родился Николай Григорьевич БУРАЧЕК — украинский живописец, сценограф, актёр, педагог, писатель, историк искусства. Профессор (1927). Заслуженный художник УССР (1936). Заслуженный деятель искусств УССР (1941). В 1889 году учился в Киевском университете, откуда был исключён за участие в студенческих выступлениях. По рекомендации М. Савиной в 1890 году был принят актёром в Каменец-Подольскую русскую труппу. Играл на сценах театров многих городов Украины и России вместе с такими мастерами, как М. Савина, В. Комиссаржевская, П. Орленев и др. Исполнил оформление к ряду спектаклей. Посещал Киевскую рисовальную школу Николая Мурашко, где учился у Н. Пимоненко и Х. Платонова. По рекомендации Я. Станиславского поступил в Краковскую академию изящных искусств (класс Я. Станиславского, затем — Ф. Рушица). В 1910 году в Париже работал в мастерской А. Матисса, позже — в Вольной АИ Рансона. С 1912 года жил в Киеве. Член Товарищества киевских художников, Товарищества украинских художников. Один из учредителей Украинской Академии искусств (в 1918 году — её президент).
Н. Бурачек. Труханов остров. І четверть ХХ в.
Н. Бурачек. Зимний пейзаж. І половина ХХ в.
С 1925 года работал в Харькове. Преподавал в Харьковском художественном техникуме (1925—1927) и Харьковском художественном институте (1925—1931, с 1927 года — профессор). Автор многих искусствоведческих статей и монографий. Один из исследователей художественного наследия Т. Шевченко, атрибутировал сотни его акварелей и картин, сделал хронологию живописного и графического наследия. Умер 12 августа 1942 года в Харькове. Енциклопедiя Сучасної України Википедия Аукционный дом «КОРНЕРС» Виталий Аблицов «Солнечный мастер»
|
3
|
июня
|
|
3 июня 1871 года (22 мая по ст. ст.) в Киеве СОСТОЯЛАСЬ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАКЛАДКА СООРУЖЕНИЙ ПЕРВОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОПРОВОДА. В этот день в Городском саду было освящено возведение первой водонапорной башни. Она не сохранилась до наших дней. В 1872 году к нему было подключено всего 83 усадьбы, а длина водопровода составила 24 километра. Вода поначалу качественно очищалась песочными фильтрами английского типа. Согласно техническим условиям, фильтр необходимо было менять шесть раз в год. Комиссионерам вскоре надоело такое занятие, и это привело к тому, что через короткое время киевляне обнаружили, что по качеству «очищенная» вода не отличается от обычной днепровской. В Городскую управу посыпались жалобы пользователей. В свою очередь концессионеры жаловались городу, что к водопроводной сети самостоятельно подключаются «шаровики», что приносит убытки и понижает расчетные мощности подачи и потребления воды. Интересно и то, что все больше абонентов требовало от Общества установки счетчиков учета воды (как видим, новое — это хорошо забытое старое). Спустя пять лет к водопроводу подключили уже 270 усадеб, расположенных практически на всех центральных улицах Киева. Выяснилось, что имеющиеся фильтры, даже при условии правильной их эксплуатации, из-за превышения расчетной их мощности просто не успевали очищать воду. Требовалось строительство новых, город оказался перед проблемой создания и артезианского водоснабжения, на которое впоследствии надолго перешел, «забыв» о грязном Днепре. До такого перехода был построен новый мощный фильтр, получивший у киевлян имя «Палестина». Он был построен у подошвы Владимирской горки. Внешний павильон его сохранился по сей день. Его может увидеть каждый, кто спускается с Европейской на Почтовую площадь, или поднимается вверх. Интересна топонимия «палестинского фильтра». Его имя автоматически перекочевало от названия гостиницы «Палестина», которая существовала здесь ранее. Арендатором «деревянного трехэтажного отеля» являлся предприниматель и инженер-технолог Качала, между прочим, специалист по водолечению. Незадолго до окончания срока аренды Дума передала постройку, находившуюся в аварийном состоянии, под снос Водопроводному обществу, что оно успешно и сделало. Сейчас имя «Палестина» забыто. Оно появилось здесь в свое время не случайно. Много лет в бывшей гостинице останавливались богомольцы, посещающие «Иерусалим земли Русской». Совсем неподалеку от «Палестины» находилось место, где, по преданию, Владимир крестил в водах Почайны киевлян и своих 12 сыновей. С этого места существовало удобное сообщение как с Лаврой, так и с монастырями и соборами Верхнего города и, само собой разумеется, с Подолом.
|
26
|
июня
|
|
26 июня 1871 года (14-го по ст. ст.) в городе Свенцянах, ныне Швянчьонис (Литва), в семье мелкого служащего, уроженца Черниговской губернии родился Андрей Митрофанович ЛОБОДА — фольклорист, литературовед, этнограф, педагог, историк театра. Академик ВУАН (с 1922 года), член-корреспондент Российской АН (1924; с 1925 года — АН СССР), действительный член Научного общества имени Шевченко (1924). В 1890 году окончил Екатеринославскую классическую гимназию, в 1894 году — славяно-русское отделение историко-филологического факультета Киевского университета. Ученик профессоров П. Владимирова, М. Дашкевича, Т. Флоринского. В 1895—1897 гг. — профессорский стипендиат, а затем приват-доцент Киевского университета. В 1904 году защитил магистерскую диссертацию (посвящена исследованию русских былин о сватовстве). В этом году занял должность экстраординарного профессора Киевского университета. В 1906 году стал одним из инициаторов повторного открытия и профессором Высших женских курсов в Киеве. C 1915 года был главным редактором «Университетский известий». C 1917 года (после защиты докторской диссертации о шекспириане в России; труд не опубликован) стал ординарным профессором кафедры русского языка и литературы, позднее — заведующим кафедрой русской литературы Киевского университета. С 1921 года возглавлял Этнографическую комиссию при ВУАН. 13 февраля 1922 избран академиком ВУАН по специальности этнография, с 1923 года — вице-президентом ВУАН (занимал эту должность до 1925 года). В том же году возглавил секцию литературы Киевской научно-исследовательской кафедры языкознания, стал членом Центрального бюро краеведения при Российской АН. Долгое время был секретарем Исторического общества Нестора-летописца. В 1924 году избран действительным членом филологической секции НТШ. 1 декабря этого же года стал членом-корреспондентом Российской АН. В 1925—1930 годах был основателем и главным редактором журнала «Этнографический вестник». В 1927 году награжден Большой золотой медалью Всесоюзного географического общества за значительный вклад в украинское народоведение, развитие краеведческого движения. Опубликовал около 100 научных трудов, основные из них посвящены исследованиям восточнославянского, преимущественно русского, героического эпоса («Белорусская народная поэзия и русский былинный эпос», 1895; «Русский богатырский эпос», 1896, «Русские былины о сватании», 1902), истории украинской и русской фольклористики. Среди его работ — статьи о П. Кулише, М. Максимовиче, А. Пыпине, В. Антоновиче, А. Веселовском. Подготовил 2-е издание книги М. Драгоманова «Нові українські пісні про громадські справи», инициировал создание и редактировал указатель, составленный А.Е. Андриевским, «Бібліографія літератури з українського фольклору» (1930, т. 1). Умер 1 января 1931 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище. Википедия (укр.)
|
28
|
августа
|
|
28 августа 1871 года (16 августа по ст. ст.) в Киеве на Галицкой площади (ныне Победы) ОСВЯЩЕНА ЦЕРКОВЬ ИОАНА ЗЛАТОУСТА (ЖЕЛЕЗНАЯ).
Общий вид Галицкой площади и Железной церкви Иоанна
Уничтожена в 1934 году. Википедия Андрей Сантарович «Церковь, сошедшая с конвейера»
|
8
|
октября
|
|
8 октября 1871 года (26 сентября по ст. ст.) в селе Богодуховка (Красеновка) Золотоношского района Полтавской губернии в семье потомственного запорожского казака родился Иван Максимович ПОДДУБНЫЙ — профессиональный борец и атлет. Заслуженный артист РСФСР (1939). Заслуженный мастер спорта СССР (1945). Шестикратный чемпион мира среди профессионалов. Его называли «Иван Железный» и «Чемпион Чемпионов», «Русский Богатырь». В 1893—1896 гг. — портовый грузчик в Севастополе и Феодосии, в 1896—1897 гг. работал приказчиком в фирме «Ливас». В 1896 году в Феодосийском цирке Бескаравайного Иван Поддубный победил очень известных в ту пору атлетов — Луриха, Бороданова, Разумова, итальянца Паппи. С того момента и началась его карьера борца. С 1897 года выступал на аренах цирков как атлет-гиревик и борец (начал с русской борьбы на поясах). В начале января 1898 года 27-летний Иван Поддубный был включен в цирковую труппу итальянца Энрико Труцци, в качестве борца. Первые же выступления принесли ему огромную известность. В то время Поддубный был увлечен цирковой дивой Эмилией, темпераментной венгеркой-канатоходкой. Красавец-атлет был совершенно околдован, предлагал руку и сердце, не подозревая, что является не единственным поклонником красавицы. Вскоре пассия бросила цирк, уехав с богатым поклонником. Иван, решив избавиться от тяжелых воспоминаний, отправился в Киев. С тех пор на вопрос, есть ли кто-нибудь на свете, кто может его одолеть, Поддубный без промедления отвечал: «Есть! Бабы! Всю жизнь меня, дурака, с пути-дорожки сбивали». 17 апреля 1898 года состоялось первое выступление Ивана Поддубного в «Цирке братьев Никитиных» в Киеве. По рекомендации Акима Никитина для выступлений Иван Поддубный сшил черкеску и отрастил усы. Портрет Ивана Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом, с броской надписью: «Прославленный борец на «поясах» — казак Иван Поддубный» был выставлен во всех магазинах на Крещатике. Аким Никитин познакомил Ивана с писателем Александром Куприным, доктором Евгением Федоровичем Гарнич-Гарницким», который пригласил Ивана Поддубного в «Киевский клуб атлетов», где он начал заниматься французской борьбой. Перелом в жизнь Поддубного внесла телеграмма, полученная из Петербурга в 1903 году. Его приглашали для важного разговора с руководителем атлетического общества столицы графом Георгием Рибопьером. Именно он предложил Поддубному освоить технику французской борьбы и начать участвовать в чемпионатах мира. Неоднократно выступал с гастролями в российских городах и за рубежом, посетив около 50 городов в 14 странах. Неоднократно выигрывал «чемпионаты мира» по классической борьбе среди профессионалов, включая самый авторитетный из них — в Париже (1905-1908). В годы Гражданской войны работал в цирках Житомира и Керчи. В 1919 году победил лучшего борца махновской армии в Бердянске. В 1920 году арестован Одесской ЧК и приговорён к расстрелу, однако вскоре отпущен. В 1923—1924 годах работал в Госцирке, затем 3 года провёл на гастролях по Германии и США. 23 февраля 1926 года о нём «трубили» все телеграфы планеты: «На днях Иван Поддубный победил в Нью-Йорке лучших борцов нового света, завоевав звание чемпиона Америки». Шестикратный чемпион мира среди профессионалов поразил всех не только своей феноменальной силой и мастерством, но и спортивным долголетием, ведь в 1926 году ему было 55! В 1927 году в Архангельске победил известного вологодского борца Михаила Куликова. В годы войны проживал на оккупированной немцами территории. Ответил отказом поехать в Германию и готовить немецких спортсменов, сказав, что «Я — русский борец. Им и останусь» Ковёр покинул в 1941 году в 70-летнем возрасте. В послевоенные годы жил в жуткой нищете, ради еды ему пришлось продать все завоёванные награды. Умер 8 августа 1949 года в Ейске, похоронен в городском парке. На могиле высечено: «Здесь русский богатырь лежит».
|
13
|
октября
|
|
13 октября 1871 года (1 по ст. ст.) в Киеве на улице Фундуклеевской, ныне Богдана Хмельницкого в новом здании (№ 11) было ОТКРЫТО СРЕДНЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ для мальчиков 14—16 лет — КОЛЛЕГИЯ ПАВЛА ГАЛАГАНА. Это учебное заведение для юношей создал Г.П. Галаган в память своего единственного сына Павла, умершего 15-летним в 1869 году. У Григория Павловича на углу Крещатика и Мартыновской (Прорезной) был дом, где в приезды из Сокиренец останавливалась семья. Галаган его продал и в августе 1869 года купил на углу Фундуклеевской (Б. Хмельницкого) и Алексеевской (Терещенковской) усадьбу с большим двухэтажным домом. Здесь ранее помещались жандармское управление и частный женский пансион. В марте 1871 году Григорий Павлович приобрел на углу Фундуклеевской и Ново-Елизаветинской (Пушкинской) смежный участок с домом в полтора этажа и другими строениями. В результате получилась единая усадьба площадью около гектара. В марте 1870 года Галаган получил от Александра ІІ письменное дозволение открыть Коллегию Павла Галагана. На ее содержание он обязался пожертвовать свои имения в Полтавской и Черниговской губерниях, где было более 8 тыс га земли. При этом предполагалось, что их доход на нужды Коллегии будет составлять не менее 12 тыс. руб. в год. 6 июня император утвердил устав Коллегии. Согласно этому документу, она находится в ведении министерства народного просвещения и под покровительством Киевского университета св. Владимира; на учебу принимаются юноши, достигшие 16 лет, всех сословий, православного или греко-католического вероисповедания; Коллегия состоит из четырех классов, и в каждом — не более 35 учеников, а на одного воспитателя не более 15 воспитанников; Коллегия должна содержать за свой счет 30 стипендиатов и заботиться о воспитанниках даже после того, как они, закончив учебу, поступят в университет. В усадьбе по Фундуклеевской, 7—11 были основной корпус, перестроенный архитектором А. Шиле и улучшенный В. Николаевым; рядом — двухэтажный дом с флигелем, где разместилась канцелярия; угловой дом, в котором жили супруги Галаганы, а затем — директор, воспитатели и настоятель домовой церкви св. апостолов Петра и Павла. В дворовой части — флигель на две квартиры, прачечная, сарай, площадка для игр и сад. Первый набор Коллегии состоял из 16 учеников, перешедших из гимназий Киева и др. городов. Восемь были на собственном содержании и столько же — стипендиатами. Коллегия славилась педагогами. Среди них — член-корреспондент Петербургской Академии наук филолог П. Житецкий, литературовед А. Степович, будущий поэт и драматург И. Анненский, историк литературы В. Науменко, философ Я. Колубовский, художники Н. Мурашко и Н. Пимоненко. Среди выпускников Коллегии — будущие академики ботаник В. Липский, историк-востоковед А. Крымский, историк Д. Петрушевский, юристы В. Грабарь и И. Малиновский, а также поэт и переводчик С. Бердяев, писатели Б. Лазаревский, М. Драй-Хмара, П. Филиппович. В мае 1886 года в домовой церкви Коллегии обвенчались Иван Франко и Ольга Хоружинская. В 1919 году Коллегия была ликвидирована. С 1986 года в здании располагается Государственный музей литературы Украины, получивший в 1999-м статус национального. Виталий Ковалинский «Коллегия Павла Галагана» (.pdf)
|
6
|
декабря
|
|
6 декабря 1871 года (24 ноября по ст. ст.) в Екатеринославской губернии родился Николай Кондратьевич ВОРОНОЙ — украинский поэт, критик, историк и деятель театра, актер, журналист, переводчик.
Учился в Харьковском реальном, а позднее — в Ростовском реальном училищах, откуда был исключён за связи с народниками, чтение и распространение запрещённой литературы. Три года находился под присмотром полиции с запретом на поступление в высшие учебные заведение России. Продолжил обучение в Венском и Львовском университетах (философский факультет). Во Львове сблизился с Иваном Франко, который оказал большое влияние на формирование мировоззрения Вороного, его литературно-эстетических взглядов. Работал библиотекарем и корректором Научного общества имени Тараса Шевченко, режиссёром украинского театра общества «Русская беседа», в редакции журнала «Жизнь и слово», где вёл рубрику «Вести из России». Помогал Ивану Франко в издании газеты «Гражданский голос» и «Радикал», некоторое время был неофициальным редактором журнала «Заря». С 1897 года — актёр труппы Марка Кропивницкого, Панаса Саксаганского и др. В 1901 году покинул сцену и служил в учреждениях Екатеринослава, Харькова, Одессы, Чернигова. В 1910 году поселился в Киеве, работал в театре Николая Садовского, преподавал в театральной школе. В 1917 году Николай Вороной был среди основателей и режиссёров Национального образцового театра. В 1920 году эмигрировал за границу. Жил в Варшаве, где познакомился с польскими писателями Юлианом Тувимом и Леопольдом Стаффом, вскоре переехал во Львов. Преподавал в украинской драматической школе при Музыкальном институте имени Н.В.Лысенко, некоторое время был директором. После возвращения на Украину в 1926 году, вёл педагогическую и театральную деятельности. Преподавал в Харьковском государственном музыкально-драматическом институте, позже в Киеве во Всеукраинском фотокиноуправлении и др. Первые поэтические произведения Вороной написал ещё обучаясь в Харьковском реальном училище. Печататься начал в 1893 году (стихотворение «Не грусти, девушка»). Публиковался в периодических изданиях «Зоря», «Литературно-научный вестник», «Засев», «Звон», «Совет» в антологиях, сборниках, декламаторах начала XX века: «Аккорды», «Украинская муза», в альманахах «Складка», «По красе», «Дубовая листва», «На вечную память Котляревскому» и многих др. Поэтические сборники: «Лирические стихи» (1911); «В сиянии грёз» (1913 год). В 1899 году написал своё самое известное произведение — поэму «Евшан-зелье» (укр. «Євшан-зілля») про необходимость возвращения человеку исторической памяти, осознания своей национальной принадлежности. Работы: «Театральное искусство и украинский театр» (1912); «Театр и драма» (1913); «Михаил Щепкин» (1913); «Происхождение театральных афиш» (1913); «Украинский театр в Киеве. Впечатление и внимания» (1914); «Украинский театр во время революции» (1921); «Кое-что о мимике и движениях тела» (1923); «Режиссёр» (1925) и др. Он являлся автором ряда литературоведческих статей, театральных рецензий. Сын — поэт Марк Вороной. Николай Кондратьевич Вороной был репрессирован в 1934 и 1938 гг. Расстрелян 7 июня 1938 года в Одессе. Реабилитирован в 1957 году. Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.) Бібліотека Української Літератури
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|