1907
|
|
|
|
В 1907 году в Киеве был ОТКРЫТ ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ СТАЦИОНАРНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР. Организатором, директором и режиссером театра был Николай Садовский. На фасаде одного из древних зданий столицы — Троицкого народного дома (1902), ныне Театра оперетты, имеется мемориальная доска с барельефным портретом одного из братьев Тобилевичей, на которой выбито: «В этом доме в 1907-1918 годах жил и работал выдающийся деятель украинского театра…». Троицкий народный дом, построенный в 1902 году, быстро вошел в число регулярно работающих киевских театров. Общество сдавало его различным театральным коллективам для гастрольных представлений. В 1907 году Н.Садовский заключил сделку об аренде помещения на длительный срок. Получив свой стационарный театр, Николай Карпович впервые мог сформировать постоянную труппу, качественный состав актеров для крупных постановочных спектаклей. Труппа тогда состояла из пятидесяти человек. Кроме самого Садовского, из мужского состава следует выделить И.Марьяненко, И.Загорского, С.Паньковского, И.Коваленко, Н.Вильшанского. Из артисток — М.Заньковецкую, Л.Линицкую, Г.Борисоглебскую, М.Малыш-Федорец, Е.Петляш, М.Литвиненко. В организации театра весомое участие принимала великая актриса Мария Заньковецкая. Вместе с ней Садовский решал все важные вопросы репертуара, подготовки к сезону. К сожалению, она работала в театре лишь первые два года. В дальнейшем роли, исполняемые ею, перешли к Л.Линицкой. Некоторое время в театре работала и Софья Тобилевич — супруга Тобилевича-старшего (Карпенко-Карого). На сцене она была самой лучшей Терпилихой в «Наталке Полтавке»; искренней, простой матерью-крестьянкой в «Суете»; провинциальной старой кокеткой в роли Анны Андреевны в «Ревизоре». Много усилий приложила она для создания в театре атмосферы искренности в отношениях между актерами, которые иногда нарушались из-за неуравновешенного характера Н.Садовского — крупного таланта на сцене, тем не менее в быту человека капризного, со многими слабостями. На фотографии: театр Н.Садовского, нач. ХХ в. Светлана Муштенко «Где ж ты, наш сад? О столетии первого стационарного украинского театра в Киеве, к сожалению, не вспомнили».
|
|
|
|
В 1907 году в Киеве построен особняк в стиле раннего модерна — «ДОМ ПЛАЧУЩЕЙ ВДОВЫ» — памятник архитектуры. Дом по улице Лютеранской, №23 находится на территории усадьбы, расположенной на углу улиц Банковой и Лютеранской. В конце XIX в. эта усадьба принадлежала коллежскому советнику Андрею Гербаневскому, который в 1882 году построил здесь деревянный дом. На территории усадьбы находился также каретный сарай, погреб и ледовня. Двадцать лет спустя владельцем дома становится помещик подпоручик Лев Гербаневский. Он в 1905 году продаёт усадьбу полтавскому купцу Сергею Аршавскому, который заказал проект нового дома киевскому архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману. В 1907 году новый дом был построен. Это двухэтажный каменный особняк, отделанный серым гранитом, лабрадоритом, искусственным камнем с рустованной отделкой, желтым киевским лицевым кирпичом, оливковой керамической плиткой, кованными металлическими ограждениями. На его фасаде, на замковом камне над окнами, архитектор поместил картуш с монограммой хозяина дома. Дом имеет прямоугольную форму в плане с анфиладной планировкой комнат. Территория усадьбы огорожена каменной оградой с ажурной кованой решеткой и коваными воротами с геометрическим орнаментом. Угол дома акцентирован декоративной башенкой, а в центр главного фасада выделен раскреповкой, заканчивающейся дугообразным щипцом, в центре которого расположена женская маска с грустным выражением лица, (голова медузы) в венке из каштановых листьев. Именно эта маска и дала название дому. Когда идёт дождь вода стекает с листьев на лицо и создаётся впечатление, что оно плачет. «Слёзы» оставили следы на каменном лице, которые видны и в сухую погоду. О чём же плачет «вдова»? Одна из киевских легенд так рассказывает о возникновении имени этого дома. Здесь на протяжении пяти лет жила вдова последнего владельца этого дома Тевье Моисеевича Апштейна, известного киевского предпринимателя, которая, по слухам, очень тосковала по мужу. Сегодня дом является гостиницей для высоких гостей, приезжающих в Киев с официальным визитом. Интерьеры дома полностью обновлены. Здесь есть спальни, рабочий кабинет, каминный зал и бильярдная. В центре музыкального салона, комнаты с изысканной отделкой, стоит старинный рояль. Небольшой дворик украшен небольшим прудиком с фонтаном и керамической скульптурой лебедя.
|
|
|
|
В 1907 году в Киеве по улице, ныне Олеся Гончара, 33-б (бывшая улица Мало-Владимирская, Столыпинская, Чкалова) построен особняк, памятник архитектуры — «ДОМ КАЧКОВСКОГО». Проект здания выполнил известный киевский архитектор, автор многих киевских зданий в стиле модерн — модного направления в архитектуре начала века, — Игнаций Казимирович Ледуховский по заказу доктора медицинских наук приват-доцента Петра Эразмовича Качковского. В архитектурном оформлении здания вместе с И.К.Ледуховским работал талантливый киевский скульптор Фёдор Соколов. Ранее Ф.Соколов работал вместе с итальянцем Элио Сала – автором скульптурного оформления всех киевских зданий В.Городецкого. Вместе с талантливым скульптором Ф.Соколов работал над изваяниями знаменитого «Дома с химерами». Эта работа раскрыла талант скульптора, дала ему знания и опыт работы с новым для того времени материалом – железобетоном, вывела его в число наиболее востребованных скульпторов своего времени в Киеве. Особняк предназначался для частной хирургической клиники доктора П.Качковского и включал жилые апартаменты для его семьи. Главный фасад трёхэтажного здания, в отличии от боковых и задней стены, богато украшен скульптурными украшениями. Здесь присутстствуют характерные для стиля модерн маскароны мужчины в шлеме и женщины, цветы и листья лилий, плавные, извивающиеся и переплетенные линии декора, кованые ограждения террасы и балконов, оригинального рисунка ворота, помещённые в полуарке с колонной, над которыми в грозной стойке замер рыкающий лев. (Кстати, в основании скульптуры сохранился автограф скульптора – «Федор Соколов. 1907 г.»). Помещены на фасаде и скульптурные украшения, символизирующие лечебное назначение здания. Так сверху, на центральной части здания, помещены две скульптуры сирен — мифических крылатых женщин, защищающих людей от беды. Кронштейны поддерживавшие балкон, были выполнены в виде извивающихся змей, которые символизируют мудрость и всегда были символом медицины. В 1909 году доктор Качковский умер, и в особняке открылась хирургическая клиника доктора Игнатия Станиславовича Маковского (с 1910 года). Клиника было оборудована по последнему слову медицинской науки и техники того времени. Эта клиника стала последним пристанищем российского премьер-министра Петра Столыпина, которого доставили сюда после покушения на его жизнь, совершенного в партере киевского городского театра анархистом Богровым. В клинику срочно съехались лучшие врачи, но спасти Столыпина они не смогли — ранение оказалось смертельным. В память о почившем премьер-министре улица была переименована в Столыпинскую (носила это название до 1919 года). В годы Первой мировой войны здесь располагался офицерский госпиталь Волынского дворянства. Во время Великой Отечественной войны особняк сильно пострадал. Отступающие из Киева фашисты подожгли его вместе с соседним многоэтажным домом. Восстановлен был дом только в 1948 году. Однако при реконструкции некоторые детали декора были утеряны. Среди них оригинальные оконные рамы, кронштейны балкона и фрагменты декора верхней части здания. В дальнейшем в особняке располагались: офтальмологическая клиника, Институт гигиены труда, Институт общей и коммунальной гигиены. С 1998 года в здании находится штаб-квартира «Народного Руха Украины». 18 сентября 2001 года на фасаде здания была открыта мемориальная доска Петру Столыпину по случаю 100-й годовщины со дня его смерти. Особняк на улице О.Гончара.
|
4
|
января
|
|
4 января 1907 года (22 декабря 1906 года по ст. ст.) при подготовке террористического акта Виктором Гарским и Фанни Каплан против генерал-губернатора Сухомлинова ПРОИЗОШЕЛ НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ВЗРЫВ. Фанни Каплан родилась в Волынской губернии в семье учителя. Во время революции 1905 года Каплан примкнула к анархистам, в революционных кругах её знали под именем «Дора». «Южная группа» анархистов готовила террористический акт в Киеве против местного генерал-губернатора Сухомлинова. Во время подготовки к теракту, который готовил её гражданский муж Виктор Гарский, в номере гостиницы «Купеческая» (ул. Волошская, 29) на Подоле в результате неосторожного обращения сработало самодельное взрывное устройство.
| | Улица Волошская, 29. Киев |
Каплан была ранена и частично потеряла зрение, после чего при попытке покинуть место происшествия была задержана полицией (Гарский скрылся). Военно-полевой суд в Киеве приговорил её к смертной казни, которая из-за несовершеннолетия Каплан была заменена пожизненной каторгой. После приговора осужденная Каплан провела в киевской Лукьяновской тюрьме почти полгода, пока Главное тюремное управление особым отношением № 19641 не определило местом отбытия наказания Нерчинскую каторгу. В 1912 году Каплан была помещена для лечения глаз в тюремную больницу Читы. Находясь там, в 1913 году, в связи с 300-летием дома Романовых получила амнистию — ей сократили срок каторги с пожизненной до 20 лет. На каторге Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. После Февральской революции 1917 года Каплан вышла на свободу. Жила месяц в Москве, затем в Евпатории, где познакомилась с Дмитрием Ульяновым. Ульянов-младший дал ей направление в харьковскую глазную клинику доктора Гиршмана. Ей сделали удачную операцию — зрение частично вернулось. После операции уехала в Севастополь, где лечила зрение и вела курсы по подготовке работников земств. 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал В.И. Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке на Большой Серпуховской улице. Арестовавшему её рабочему Н. Иванову она заявила, что это она стреляла в Ленина. По словам Иванова, на вопрос, по чьему приказанию это было сделано, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью». При обыске у Каплан обнаружили браунинг № 150489, железнодорожный билет, папиросы, записную книжку и мелкие личные вещи. На допросах она заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, стояла и сейчас стоит за созыв Учредительного собрания. Решение о покушении на Ленина приняла в Симферополе в феврале 1918 года (после роспуска Учредительного собрания). Cчитает Ленина предателем революции и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет». Покушение совершила «от себя лично», а не по поручению какой-либо партии. Фанни Каплан была расстреляна без суда 3 сентября 1918 года в Москве. Википедия
|
9
|
января
|
|
9 января 1907 года в Киеве родился Феликс КОНАРСКИЙ (псевдоним Ref-Ren) — польский поэт и артист. Известен как автор слов песни «Красные маки на Монте-Кассино». Учился в гимназии в Киеве. В 1921 году пешком дошел до Варшавы, где сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил в университет. Однако вскоре забросил учебу, посвятив себя сцене. В 1934 году переселился в Львов, где создал театр-ревю. Написал тексты ряда популярных песенок. После начала Второй мировой войны и оккупации восточных областей Польши Красной Армией работал в советском джазовом оркестре Генриха Варса, составленном из поляков; написал на русском языке слова популярного в 1940-е годы танго «Забвение» и фокстрота «Ничего не знаю» (под псевдонимом Ф. Рефрен). Нападение Гитлера на СССР застало его, вместе с оркестром, в Москве. С 1941 года — в Армии Андерса, где создал Театр Солдата Польского. 17—18 мая 1944 года написал текст песни «Красные маки под Монте-Кассино», ставшей чрезвычайно популярной в Польше. Первое исполнение песни состоялось сразу же после битвы под Монте-Кассино на вершине холма у монастыря, где только что закончились бои (первая исполнительница — Рената Богданьская (будущая жена генерала Андерса).
Песня «Красные маки под Монте-Кассино»
По окончании войны жил в Лондоне, где создал театр «Реф-Рен», с 1965 года — жил в Чикаго, где был организатором польской артистической жизни и вел на радио передачу «Красные маки». Умер 12 сентября 1991 года в Чикаго. Википедия
|
12
|
января
|
|
12 января 1907 года (31 января 1906 года по ст. ст.) в Житомире родился Сергей Павлович КОРОЛЁВ — учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основатель практической космонавтики. Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Лауреат Ленинской премии (1957). Академик АН СССР (1958).
В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе. В 1922—1924 гг. учился в Одесской строительной профессиональной школе, где началось его увлечение авиацией. В 1924—1926 гг. окончил два курса механико-машиностроительного факультета Киевского политехнического института. Жил в Киеве на улице Багговутовской, 25 и улице Костельной, 6. В 1926 году Сергей перевелся в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1929 году. Начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 году перешел в только что организованный Реактивный НИИ. Там он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. Еще до войны Королев создал эффективно работавший ракетный двигатель. Однако в конце тридцатых годов он был арестован и смог возобновить работу только после Великой Отечественной войны.
Сергей Павлович Королев и Юрий Алексеевич Гагарин, 1961Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости
С 1946 года Сергей Павлович был главным конструктором по созданию комплексов автоматически управляемых баллистических ракет дальнего действия в НИИ реактивного вооружения. Под его руководством были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. 4 октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. | Памятник С.П. Королеву. НТУУ «КПИ» |
12 апреля 1961 года Королев вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полет в США был осуществлен более года спустя. Под руководством Королева были созданы три поколения космических кораблей: «Восток», «Восход» и «Союз», на которых впервые в истории были выполнены космические полеты человека и осуществлен выход человека в открытый космос. Умер 14 января 1966 года в Москве. В 1967 году в Киеве именем конструктора был названа улица, в конце 1970-х — проспект. На территории ПО «Радиоприбор» имени Королёва установлен бюст ученому. Мемориальная доска с профилем главного конструктора ракетной техники установлена у входа в первый корпус НТУУ «КПИ». 18 января 2007 года на территории университета был открыт памятник С.П. Королёву. Сайт «Герои страны»Википедия
|
14
|
января
|
|
14 января 1907 года в селе Черняхов, ныне Кагарлицкого района Киевской области, родился Василий Павлович КОМИССАРЕНКО — украинский эндокринолог и патофизиолог. Доктор медицинских наук (1941), профессор. Академик АН Украины (1951). Академик АМН Украины (1993). Заслуженный деятель науки УССР (1960). Лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники (1976). Лауреат премии имени А.А. Богомольца (1961). Окончил Киевскую фельдшерскую школу (сейчас Киевское медицинское училище), в 1932 году — Харьковский медицинский институт. В 1937—1940 гг. — директор Украинского института экспериментальной эндокринологии (Харьков). С 1940 по 1950 год — заведующий лабораторией Института экспериментальной биологии и патологии (Киев). В годы Великой Отечественной войны В. Комиссаренко был назначен заместителем наркома здравоохранения УССР и уполномоченным Военного совета Юго-Западного фронта. В 1950—1954 гг. — заведующий кафедрой Киевского медицинского института. В 1953—1965 гг. — заведующий лабораторией эндокринных функций Института физиологии АН Украины. С 1965 по 1993 год — основатель и первый директор Института эндокринологии и обмена. Основные научные работы посвящены проблеме механизма действия гормонов. Он является основателем украинской школы эндокринологов. Василий Комиссаренко — автор более 300 научных работ, в том числе десяти монографий. Подготовил 25 докторов и 45 кандидатов наук. Основные научные труды: «Гормоны коры надпочечников и их роль в физиологических и патологических процессах организма» (1956); «Спленин» (1961); «Ингибиторы функции коры надпочечных желез» (1972); «Молекулярные механизмы действия стероидных гормонов» (1986).
Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета», Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР, почетным орденом Венгерской Народной Республика, золотой медалью имени С.И. Вавилова. Умер в Киеве 7 апреля 1993 года, похоронен на Байковом кладбище. Сыновья: старший — Игорь Комиссаренко, профессор, член-корреспондент АМН Украины, один из основателей украинской школы хирургической эндокринологии; младший — Сергей Комиссаренко, академик НАН Украины и НАМН Украины, директор Института биохимии имени А. Палладина НАН Украины. Имя Василия Комиссаренко присвоено Института эндокринологии и обмена веществ, на фасаде здания которого по улице Вышгородской, 69 установлена мемориальная доска. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)
|
15
|
января
|
|
15 января 1907 года (2-го по ст. ст.) в Петербурге родился Сергей Сергеевич ЖДАНОВ — композитор. В 1929 году окончил Киевский музыкальный техникум по классу фортепиано Г.Н. Беклемишева, в 1934 году — Музыкально-драматический институт имени Н.В. Лысенко по классу композиции Л.Н. Ревуцкого. Сочинения: оперы: «Жакерия» (1935), «Щорс» (1937), «Багряные зарницы» (Львов, 1967); музыкальные комедии: «Паливода» (Киев, 1939), «Сумасшедшая красавица» (1941), «Тиха украинская ночь» (1958), «Генуэзцы» (1968); для хора, солистов и оpкестра: оратория «Киевская эпопея» (слова Б. Палийчука, 1962), поэма «Тарас Шевченко» (слова А. Денисенко, 1962); для оркестра: симфония (1955); сюиты: «Фавн танцует», «Сказочная» (1927), «Праздничная увертюра» (1950), танцевальная сюита «Молодость» (1950); для оркестра народных инструментов: «Гуцульские напевы» ( 1965); для фортепиано: соната (1934), прелюдии (1929-1951), «Сказка» (1931); для скрипки и фортепиано: «Элегия», «Героическая поэма» (1964); хоры, романсы, песни; музыка для эстрадных оркестров; музыка для театра; музыка для кино: «Морская чайка» (1961), «Сашко» (1958), «Когда поют соловьи» (1956). Умер Сергей Жданов 8 октября 1968 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Енциклопедiя Сучасної України Википедия Кино-Театр.ru
|
17
|
января
|
|
17 января 1907 года в Харькове родился Владимир Максимович БАЛЬВА — теннисист, тренер. Мастер спорта (1938). Заслуженный тренер УССР (1947). Заслуженный тренер СССР (1961). С 1932 года работал тренером спортивного общества «Динамо» (Киев). Окончил Государственный институт физизической культуры Украины (Харьков, 1941). Участник Великой Отечественной войны. В составе сборной команды Украины — победитель «Матча дружбы» с командой Грузии (1948). Среди воспитанников — многократные чемпионы Украины и СССР, победители и призеры международных соревнований: М. Мозер, В. Кузьменко-Титов, А. Калмыкова, Г. Бакшеево, М. Рыжикова, С. Фридлянд. Умер 31 декабря 1983 года в Киеве. Енциклопедiя Сучасної України
|
21
|
января
|
|
21 января 1907 года (8-го по ст. ст.) в Орше родился Николай Федорович САДКОВИЧ — режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1943). Лауреат Сталинской премии (1951). В 1928 году Николай Садкович окончил режиссерский факультет ГТК (ныне — ВГИК). Работал режиссёром студий «Совкино», «Союзкино» (1930—1933), «Украинфильм» (Одесса, 1934—1936), «Укринфильм» (Киев, 1937—1941).
Фильм «Майская ночь». Киевская киностудия. 1940
В 1941—1942 годах — режиссёр и руководитель группы «Боевого киносборника» на Ташкентской киностудии. В 1942—1945 годах — режиссёр «Союздетфильма», ЦСДФ, руководитель фронтовых групп при штабе белорусского партизанского движения. С 1946 по 1953 год — министр кинематографии БССР (с перерывом с 1949 по 1950 год, когда он был главным редактором и режиссёром ЦСДФ). В 1953—1956 годах — заместитель министра культуры БССР. Уполномоченный Совэкспортфильма в Великобритании (1956—1957). Режиссер фильмов: 1929 — «Счастливые кольца», 1930 — «Песнь о первой девушке», 1936 — «Половодье», 1939 — «Шуми, городок» (Киевская киностудия), 1940 — «Майская ночь» (Киевская киностудия), 1941 — «Боевой киносборник №8» («Три танкиста»), 1942 — «Карьера лейтенанта Гоппа», 1942 — «Боевой киносборник №11», 1943 — «Живи, родная Беларусь!», 1943 — «Родные берега» («3 гвардейца»). Сценарист: 1929 — «Счастливые кольца», 1930 — «Песнь о первой девушке», 1936 — «Половодье», 1940 — «Майская ночь», 1943 — «Живи, родная Беларусь!», 1956 — «Миколка-паровоз», 1965 — «Братство на века» (документальный), 1967 — «Таинственная стена», 1969 — «Я, Франциск Скорина...». Умер 16 августа 1968 года в Москве, похоронен на Донском кладбище. Википедия Кино-Театр.ru
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|