1898
|
|
|
|
В 1898 году на углу улицы Караваевской (Льва Толстого) и Кузнечного Бульвара (ул. Максима Горького, Антоновича) по проекту московского архитектора П.С.Бойцова был построен изысканный особняк АЛЕКСАНДРА ТЕРЕЩЕНКО. Дом строился по заказу Николая Артемьевича Терещенко, сына основателя династии Артемия Яковлевича Терещенко — землевладельцев-сахарозаводчиков, прославленных киевских меценатов. Особняк предназначался для проживания семьи Николая Артемьевича. После его смерти особняк по наследству перешел к его младшему сыну Александру (1856—1911). Александр Николаевич учился в Москве и Киеве, получил юридическое образование, служил в гусарском полку, участвовал в русско-японской войне 1904—1905 гг. дослужился до чина статского советника. После выхода в отставку в 1891 г. стал помогать отцу. Позже он возглавил главную контору семьи Терещенко, владевшей значительным количеством движимого и недвижимого имущества. Александр Николаевич Терещенко сохранил традиции меценатства своей семьи. Он жертвовал большие суммы на благотворительность различным обществам, среди которых Киевское общество древностей и искусств, Киевской бесплатной больнице для чернорабочих, четырём училищам. Согласно некоторым свидетельствам проект особняка был выполнен в 1891 г.. Возведение дома закончилось в 1895 г., а отделочные работы были закончены только в 1898 г. Авторский надзор за строительством особняка осуществлял тогда ещё молодой архитектор П.И. Голландский, впоследствии много и плодотворно сотрудничавший с семьёй Терещенко. Он же участвовал в разработке проектов интерьеров, цветового решения и лепных украшений. Согласно некоторым источникам в строительстве особняка мог принимать участие известный киевский архитектор В. Николаев. Этот особняк отличался от других малоэтажных киевских домов изысканностью интерьеров, в оформлении которых использованы преимущественно барочно-ренесансные мотивы. Из-за неровного рельефа местности особняк получился ассиметричным – полтора этажа со стороны ул. Л. Толстого и два этажа со стороны Кузнечного бульвара. Угол дома – закруглённый, с куполообразной крышей, с тремя башенками, в которой устроены круглые окна-люкарни. Это помещение было домашней молельней. Фасад украшен дорическими полуколоннами и лепниной. На первом этаже и в дворовых флигелях располагались столовая и жилые комнаты для прислуги, каретный сарай, конюшня, комнаты кучеров, прачечная, несколько погребов. На втором этаже находились все жилые помещения: прихожая, просторная гостиная, будуар, кабинет, круглый зал, детская комната. Техническое оснащение дома было выполнено по последнему слову техники того времени. Здесь было устроено паровое отопление, электрическое освещение. Впервые в Киеве дом оснастили двумя лифтами. Этими лифтами поднимали вино из погребов на кухню. В 1918 г. уже после смерти А. Терещенко, его семья занимала только четыре комнаты на втором этаже, а остальные помещения забрали для деятелей революции. В 1918—1919 гг. в особняке размещался штаб командующего войсками северо-западного края, позже – штаб Киевского военного округа. В 1920 г. особняк был национализирован и получил название «Киевский городской дом». Сюда свозили на хранение картины из разграбленных особняков. После Великой Отечественной войны в здании размещался Рентгенологический институт, другие учреждения, имеющие отношение к медицинской отрасли. Постепенно здание пришло в упадок и находилось в аварийном состоянии. Особняк уже планировали снести, а на его месте построить многоэтажное административное здание. В 1969 г. здание по улице Л. Толстого, № 7 было передано Государственной научной медицинской библиотеке Украины. В 1969—1971 г. специалистами института «Укрпроектреставрация» был разработан проект и осуществлена реставрация здания с восстановлением его уникальных интерьеров. Но не всё удалось восстановить в прежнем виде.
|
|
|
|
В 1898 году в Киеве был построен частный особняк на Липках в стиле неоренесанс (ул. Банковая, 2) — памятник архитектуры, известный как «ДОМ ЛИБЕРМАНА», «ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК», Дом Союза писателей Украины. Ян Ольшанецкий «Особняк Либермана».
|
|
|
|
В 1898 году в Киеве чешскими капиталистами Фильвертом и Дединым ОСНОВАН НЕБОЛЬШОЙ ЗАВОД ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СЕЯЛОК, С 1935 ГОДА ДО 1990-Х — МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «КРАСНЫЙ ЭКСКАВАТОР», в дальнейшем — Закрытое Акционерное Общество «АТЕК». В 1918 году его объединили с небольшим заводом чугунного литья фирмы «Неедлы и Унгерман» и выпускал сельскохозяйственные машины. В 1934 году на заводе был изготовлен многоковшовый карьерный экскаватор МК-II. В 1935 году завод был переименован в «Красный экскаватор». С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован, а после её окончания восстановлен. В 1944—1953 гг. в восстановлении завода принимали участие заключённые. С 1955 года завод специализировался на выпуске гидравлических экскаваторов. С 1955 года завод стал предприятием производственного объединения, в который входят ряд экскаваторных заводов. С этих времён завод стал выпускать: многоковшовые экскаваторы, бетоносмесители, погрузчики, трейлеры и другую технику. В первой половине 1950-х годов завод «Красный экскаватор» начал производство дренажных экскаваторов ЭТ-141, которые использовались для выкапывания траншей под прокладку гончарных труб под заданным углом. В 1957 году завод «Красный экскаватор» начал осваивать производство ЭТН-122 — первой в СССР траншейной машины, базой для которой стал колесный трактор «Беларусь». Модель оснащалась плужковыми рабочими органами, что позволяло отваливать из траншеи вырытый грунт. Киевский экскаваторный завод «Красный экскаватор» приобрел широкую известность и признание в бывшем СССР и мире благодаря лидирующим позициям в производстве различных видов гидравлических экскаваторов (экскаваторов на пневмоколесном и гусеничном ходу, экскаваторов на базе шасси автомобиля КРАЗ, экскаваторов-погрузчиков на собственном шасси). В годы независимой Украины завод был переименован в «АТЕК» и в конце 2000-х стал банкротом.
Википедия Сайт ЗАТ «Атек»
|
13
|
января
|
|
С 13 января 1898 года (1-го по ст. ст.) по 23 сентября 1903 года (10-го по ст. ст.) — правление генерал-губернатора генерал-адъютанта Михаила Ивановича ДРАГОМИРОВА . Был активным сторонником появления в Киеве Музея древностей и искусств. Под его руководством проложили настоящий бульвар на Липках, новый оперный театр и Политехнический музей также открыты при нём. Прослыл чудаком. Так, в Киевском институте благородных девиц, где дворянки воспитывались в духе любви к учебе, труду и иным добродетелям, Михаил Иванович издал юмористический приказ:«Институткам приветствовать его не поклонами и реверансами, а остановившись, по-военному сделать фронт и улыбаясь провожать глазами». При этом сам губернатор отвечал девицам отданием воинской чести. А у Алексея Игнатьева в книге «Пятьдесят лет в строю» приведен такой курьезный случай, связанный в Драгомировым: «На ротный смотр как-то приехал сам командующий округом, тяжело раненный на русско-турецкой войне в ногу, престарелый генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров. Про его чудачества ходили по России бесконечные слухи и анекдоты, среди которых самой характерной была история с телеграммой, посланной им Александру III. Драгомиров, запамятовав день 30 августа — именин царя, — спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров»,— на что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, все же ответил: «Пора и кончить. Александр». Виталий Ковалинский «Заветы генерала» (.pdf).
|
30
|
января
|
|
30 января 1898 года (18-го по ст. ст.) в Киеве родилась Вера Никитична ГУЖОВА — украинская певица (драматическое сопрано), педагог. Народная артистка Украинской ССР (1941).
В 1916—1919 годах училась в Киевской консерватории. Брала уроки пения у Е.И. Мусатовои-Кульженко и Ф.Г. Орешкевича. В 1920 году начала артистическую карьеру солисткой капеллы «Думка», с 1921 года — Киевского рабочего железнодорожного театра. В 1924—1950 гг. пела в оперных театрах Киева, Харькова, Баку, Тбилиси и др. Партии: Наталка («Наталка Полтавка» Н.В. Лысенко); Одарка («Запорожец за Дунаем» С.С. Гулака-Артемовского); Галя («Назар Стодоля» К.Ф. Данькевича); Лиза («Пиковая дама» П.И. Чайковского);Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского); Ярославна («Князь Игорь» А.П. Бородина); Этери («Абесалом и Этери» З.П. Палиашвили); Аида («Аида» Дж. Верди) и др. Исполняла произведения украинских и зарубежных композиторов. С 1949 года преподавала в Харьковской, в 1950—1961 гг. — в Киевской консерваториях. Автор воспоминаний («Спогади», 1971). Умерла 6 декабря 1974 года в Киеве. Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.) Музыкальный словарь
|
6
|
февраля
|
|
6 февраля 1898 года (25-го по ст. ст.) в Киеве родилась Алла Константиновна ТАРАСОВА — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1937). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1947, 1949). Герой Социалистического Труда (1973).
Отец актрисы К.П. Тарасов (1865—1931) был профессором Киевcкого медицинского института (похоронен на Байковом кладбище). В 1906—1910 гг. училась в Киево-Печерской женской гимназии (теперь улица Резницкая № 2/34), в 1910—1914 гг. — в частной гимназии А.К. Титаренко по ул. Фундуклеевской (теперь дом № 10 по ул. Богдана Хмельницкого). В 1914 году поступила в Москве в школу драматического искусства, которой руководили артисты московского Художественного театра. С 1916 года — актриса МХАТа. Она была ведущей актрисой этого театра, выдающейся ученицей Станиславского и Немировича-Данченко, замечательной исполнительницей ролей своих современниц и классического репертуара — Елены Тальберг в «Днях Турбиных» М. Булгакова, Елены в «Страхе» А. Афиногенова, Лизы в «Победителях» Б. Чирскова, Негиной и Юлии Гугиной в пьесах Островского, Насти в «На дне» М. Горького, Маши в «Трех сестрах» А. Чехова, Анны Карениной. Театр всегда был родным домом для Тарасовой. В кино ее судьба сложилась не так счастливо — не более десятка ролей было сыграно актрисой в кинофильмах. Но три из них вошли в золотой фонд советского искусства, стали классикой отечественного экрана. Катерина в «Грозе» (1934), Екатерина в «Петре Первом» (1937—1938), Кручинина-Отрадина в «Без вины виноватых» (1944) — в трех этих образах интересно и глубоко раскрылся оригинальный талант актрисы, все основные грани ее художественной индивидуальности. Фильм «Петр Первый»
Кадры из фильма «Без вины виноватые» — Алла Тарасова. Часть I из трех
Алла Константиновна неоднократно посещала Киев (гастроли театра в 1936, 1939, 1949, 1961); в январе 1963 года выступила перед общественностью города на торжественном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения К.С. Станиславского). Умерла 5 апреля 1973 года в Москве. В 1974 году в Киеве в честь артистки названа улица. В 1974 году на фасаде здания бывшей Киево-Печерской женской гимназии была установлена мемориальная доска А. Тарасовой (здание было разрушено в августе 2008 года). Доска — бронза, барельеф; скульптор Г.Н. Кальченко, архитектор А.Ф. Игнащенко.
Мемориальная доска на здании бывшей Киево-Печерской женской гимназии (ул. Резницкая № 2/34) ВикипедияСайт «Герои страны»Кино-Театр.ru
|
20
|
февраля
|
|
20 февраля 1898 года (8-го по ст. ст.) в городе Карловка, ныне Полтавской области, родился Лука Петрович КАЛЕНИЧЕНКО — украинский художник, реставратор, искусствовед. Член Союза художников Украины (1938). Лауреат архитектурной премии И.В. Моргилевского (1993, посмертно).
В 1918 году окончил Миргородскую художественно-промышленную школу, в 1931 году — музейно-искусствоведческий отдел Киевского художественного института. По окончании института — аспирант при Киевском музее западного искусства. Одновременно занимал должность декана и преподавателя музейного отдела Киевского художественного института. Принял активное участие в организации Музея украинского искусства (1937) и возглавлял один из его отделов. В 1938 году по инициативе и при непосредственном участии Луки Калениченко создана первая в Украине Государственная реставрационная научно-исследовательская мастерская, где он работал главным художником-реставратором. После войны был заместителем директора Института искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, возглавлял Институт художественной промышленности (1945—1947), руководил сектором реставрации (1947—1948) Украинской академии архитектуры и там же заведовал отделом истории украинского искусства. Наиболее плодотворной была деятельность Калениченко как реставратора. Реставрационные работы в Киеве: Владимирский собор (1946—1952); Кирилловская церковь (1950); Андреевская церковь (1951—1952); Софийский собор (1952—1968). Лука Калениченко — автор работ по вопросам реставрации и искусствоведения: «Олексій Шовкуненко» (К., 1947); «Реставрація древніх стінописів Софії Київської» (К., 1958) и др. Умер 5 августа 1968 года в Киеве. Дочь — доктор филологических наук Нина Лукинична Калениченко (1922—2008). Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.)
|
30
|
марта
|
|
30 марта 1898 года (18-го по ст. ст.) в Шполе, ныне Черкасской области, родился Алексей Сидорович КОЛОМИЙЧЕНКО — украинский отоларинголог. Доктор медицинских наук, профессор. Член-корреспондент АН УССР (1967). Заслуженный деятель науки УССР (1955). Лауреат Ленинской премии (1974). Брат — хирург Михаил Коломийченко. В 1924 году Алексей Коломийченко окончил Киевский медицинский институт. С 1944 года — заведующий кафедрой Киевского государственного института усовершенствования врачей. С 1960 года — директор организованного им Научно-исследовательского института отоларингологии (Киев). Основные труды посвящены проблемам новообразований уха, горла и носа, отосклероза, отогенным внутричерепным осложнениям, применению ультразвука при хроническом тонзиллите, вазомоторном рините и др. Создал школу отоларингологов. Ученый был главным редактором «Журнала ушных, носовых и горловых болезней» (с 1958 года), председателем правления Украинского общества отоларингологов (с 1964 года). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Умер 17 сентября 1974 года в Киеве. В июне 1978 года Киевскому институту отоларингологии присвоено имя Алексея Коломийченко. В институте работает Музей имени Алексея Коломийченко. 8 мая 1978 года у входа в институт установлена бронзовая мемориальная доска с барельефом ученого (скульптор М.К. Вронский, архитектор В.Г. Гнездилов).
24 апреля 2003 года в Киеве на фасаде дома по улице Рейтарской, 17, где в 1919—1973 годах жил Алексей Коломийченко, была установлена гранитная мемориальная доска (скульптор Н.Н. Срибнюк). Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.) Юрій Віленський «Ті, хто повірили у надію» Сайт Байкового кладбища
|
4
|
апреля
|
|
4 апреля 1898 года в Киеве родился Абрам МИНЧИН (фр. Abraham Mintchine) — французский художник. В 1911 году был определен на учёбу к золотых дел мастеру, занимался живописью в школе Я. Милькина в Киеве. В 1923 году эмигрировал в Берлин. Работал сценографом, создавал эскизы декораций и костюмов для Еврейского театра. В 1926 году переехал в Париж, где вошел в круг монпарнасских художников. Был дружен с Х. Сутиным и М. Шагалом. Писал мистические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты и ню.
Окрестности Тулона. Конец 1920-х годов. Холст, масло. Частная коллекция, Тель-Авив
Астроном. Конец 1920-х годов. Холст, масло. Частная коллекция, Тель-Авив
Экспонент салонов: Осенних (1926, 1928, 1930), Независимых (1928, 1929) и Тюильри (1930). В 1929 году Абрахам Минчин провел персональную выставку и заключил контракт с парижской галереей A. Manteau. Участвовал в групповых выставках русских художников в кафе La Rotonde (1925) и галереях M. Henry (1927), A. Manteau (1928), Zak (1930), L’Epoque (1931, 1932). Три работы мастера были презентованы в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1929 году поселился близ Тулона. Умер от сердечного приступа 25 апреля 1931 года. В 1931 году ретроспективная выставка состоялась в Салоне Тюильри, в 1932 году — в Салоне Независимых. В 1932 году работы экспонировались на Выставке русских художников в галерее La Renaissance и выставке «Новое поколение» в галерее Jean Bon Jean. В 1933 году Музей Гренобля приобрёл картину «Уличные певцы». Мемориальные выставки состоялись в Париже (1938, 1950), Лондоне (1947, 1953, 1956, 1959, 1960, 1964), Глазго (1951), Нью-Йорке (1958), Милане (1970), Турине (1973, 1981), Бергамо (1969, 1989) и Риме (1986). В 1998 году в парижской галерее Di Veroli прошла выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения художника. Его ретроспективная выставка была организована во дворце Тюильри. Большая ретроспективная выставка Минчина прошла в 2000 году в парижском Монпарнасском Музее, в 2004 году — «Погибший ангел Монпарнаса» — в галерее Микеланджело в Бергамо. На иллюстрации: Р. Фальк. Портрет Абрахама Минчина. 1931. Холст, масло. Пензенская областная художественная галерея имени К.А. Савицкого. Википедия Дмитрий Левенсон «Вдохновение печалью»
|
3
|
мая
|
|
3 мая 1898 года в Киеве в бедной семье родилась Голда МЕИР — израильский политический и государственный деятель, 5-й премьер-министр Израиля (1969—1974), министр внутренних дел Израиля, министр иностранных дел Израиля, министр труда и социального обеспечения Израиля. В семье было восемь детей, пять из которых (четыре мальчика и одна девочка) умерли в младенчестве, выжили только сама Голда и две её сестры, старшая Шейна и самая младшая Клара (Первоначально Ципка). Её отец Мойше-Ицхок Мабович работал простым плотником, а мать Блюма Мабович (в девичестве Найдич) работала кормилицей. Начало XX века в Российской империи ознаменовалось началом еврейских погромов, поэтому ни один еврей в России не мог чувствовать себя в безопасности, особенно в местах, где еврейское население было в меньшинстве. Поэтому в 1903 году Мабовичи вынуждены вернуться в Пинск, в дом бабушки и дедушки Голды. В том же году Моисей Мабович уезжает на заработки в США. Через три года, в 1906 году Голда с сёстрами и матерью также эмигрирует в Соединённые Штаты.
Мемориальная доска в Киеве на фасаде дома № 5а по улице Бассейная, где Голда Меир провела детство Умерла 8 декабря 1978 года в Иерусалиме. Википедия
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|