1882
|
|
|
|
С 1882 по 1907 годы в Киеве издавался журнал «Киевская старина» — ежемесячный историко-этнографический и литературный журнал (последний год — на украинском языке под названием «Украина»). Разрешение цензуры на выход первого номера был получен 1 февраля 1882 года. Один из основателей и первый редактор — украинский историк Ф.Г.Лебединцев (1828–1888; преподавал в Киевской духовной академии, умер в Киеве, похоронен на Щекавице). Журнал публиковал статьи по истории, археологии, этнографии, географии и литературе Украины, материалы о Киеве (о магистратском управлении, начале книгопечатания в городе, по истории образования, об исторической топографии и др.), документы о выдающихся деятелях украинской культуры (Г.С.Сковороде, И.П.Котляревском, Т.Г.Шевченко и др.). С конца 90-х гг. XIX века в «Киевской старине» публиковались произведения украинских писателей (И.Я.Франко, М.М.Коцюбинского, Леси Украинки, Панаса Мирного и др.). В издании журнала принимали участие известные учёные Д. И.Багалей, П.С. и А.Я.Ефименко, В.С.Иконников, П.И.Житецкий и др. Редакция помещалась в Троицком народном доме и в других местах. После отмены в 1907 году запрета на издание украинским языком журнал сменил название на «Украина», но вскоре приостановил свой выпуск. В 1992 году по инициативе академика НАН Украины П.П.Толочко издание журнала возобновилось.
|
16
|
января
|
|
16 января 1882 года (4-го по ст. ст.) в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника родился Аристaрх Васильевич ЛЕНТУЛОВ — живописец-авангардист, театральный художник и педагог. Профессор (1919). Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д.Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Ещё с предреволюционных времен Аристарх Лентулов также активно сотрудничал с театром, оформлял спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и др. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получил диплом за декорации к спектаклю «Демон». В 1928 году вошел в состав Общества московских художников и стал его председателем (общество объединило многих участников группы «Бубновый валет»). Работы: «Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская обл. картинная галерея имени К.А. Савицкого; «Автопортрет в красном», 1908, ГРМ; «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П.О. Авена; «Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ; «Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ; «Василий Блаженный», 1913, ГТГ;
«Василий Блаженный», 1913
«Астры», 1913, ГТГ; «Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ; «Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея; «Звон», 1913, ГТГ; «Москва», 1913, ГТГ; «Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П.О. Авена; «Нижний Новгород», 1915, ГТГ; «Автопортрет», 1915, ГТГ; «У Иверской», 1916, ГТГ; Портрет неизвестной в голубом платье, 1916; «Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ; «Пейзаж с красным домом», 1917; «Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ; «Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ; «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ; «Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ; «Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей; «Женский портрет (Портрет актрисы О.В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого; «Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ; «Автопортрет со скрипкой»; «У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ; Портрет А.Я. Таирова. 1920; «Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ; «Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ; «Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ; «Закат на Волге», 1928; «Солнце над крышами. Восход», 1928; «Овощи», 1933, ГТГ «Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ и др. Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина (Коктебель), Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого, Самарском областном художественном музее, Музее Людвига (Кельн), Национальной галерее в Праге. Помимо занятий собственно живописью много преподавал. С 1919 года — профессор Вхутемаса-Вхутеина, с 1937 года — профессор Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Известные ученики: Э.М. Белютин, А.А. Лабас, К.А. Тутеволь. Умер 15 апреля 1943 года в Москве.
|
18
|
января
|
|
18 января 1882 года (6-го по ст. ст.) в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора родилась Александра Александровна ЭКСТЕР (в девичестве — ГРИГОРОВИЧ) — живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер, педагог.
Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко». Училась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую окончила в 1899 году. C 1901 по 1903 год, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 год занималась в Киевском художественном училище. В 1903 году вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера. В эти же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставшим местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 году уезжает в Париж, где начинает заниматься в парижской академии Гран-Шомьер — посещает класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее складываются дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером. В 1908—1914 гг. жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д.Д. Бурлюком выставку «Звено». Преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). В 1921—1922 гг. вела курс в ВХУТЕМАСе. С 1924 года жила за границей.
«Флоренция», 1914
«Орфей и Эвридика», 1930-е гг.
Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского Камерного театра А.Я. Таирова («Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я.А. Протазанова) и др. Участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922—1923). В 1924—1925 гг. занималась оформлением советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной Выставки Современного Индустриального и Декоративного Искусства («Арт Деко») в Париже. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах. Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937). Умерла 17 марта 1949 года в Фонтене-о-Роз, Франция. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедияД. Горбачов, П. Утевська. Нариси з історії українського живопису. Нарис 3: Олександра ЕКСТЕРГалерея произведений Александры Экстер
|
22
|
января
|
|
22 января 1882 года (10-го по ст. ст.) в Киеве СОСТОЯЛОСЬ ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ УКРАИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.
Театр Бергонье, Киев, 1910
В этот день в театре Бергонье был показан спектакль «Назар Стодоля» (по произведению Т.Г. Шевченко) труппы Г.А. Ашкаренко. Режиссёр и актер спектакля — Марк Лукич Кропивницкий.
Гастроли в театре Бергонье проходили до 19 февраля 1882 года (7-го по ст. ст.). Затем выступления Украинского профессионального театра прошли в Харькове — в апреле, в Полтаве — в мае-июне и в Одессе — в августе. 8 ноября 1882 года (27 октября по ст. ст.) Марк Кропивницкий в Елисаветграде оcновал собственную труппу, в которую вошли талантливые артисты — М.К. Заньковецкая, А.П. Затыркевич, Н.К. Садовский и др. Выступления этой труппы высоко подняли авторитет украинского театра и нашли восторженный приём в Санкт-Петербурге и Москве. Спектакли Кропивницкого быстро приобрели популярность, особенно среди молодёжи, и это сильно встревожило власть. Вскоре киевские гастроли украинских театров приказом генерал-губернатора А.Р. Дрентельна были запрещены. Только после снятия запрета в 1893 году украинская труппа под руководством Н.К. Садовского смогла появиться в Киеве и с тех пор украинские театры выступали в городе ежегодно, но под ещё более усиленным контролем царской цензуры. 24 мая 1958 года в честь первого выступления Украинского профессионального театра на фасаде здания Киевского академического русского драматического театра имени Леси Украинки (бывший театр Бергонье) на улице Богдана Хмельницкого, 5 была установлена мемориальная доска. Авторы — скульптор И.М. Гончар, архитектор И.Л. Шмульсон. Википедия (укр.)
|
11
|
марта
|
|
11 марта 1882 года (27 февраля по ст. ст.) в Пензенской губернии родился Михаил Михайлович ЗОЛЛО — знаменитый цирковой артист, клоун и дрессировщик животных. Заслуженный артист РСФСР (1939).В детстве работал учеником в цирке Логинова, в 1896—1900 гг. — в цирке А. Сура как наездник, клишник, жонглёр; здесь же начал дрессировать собак; в начале 1900-х гг. имел группу животных (голуби, собаки, кошки, козлы, поросята). В 1905—1907 гг. — клоун-дрессировщик; включал в свой номер сатирические монологи, эпиграммы, репризы на политические темы, за что не раз подвергался административным репрессиям. В эти годы выступления Золло приобрели характер аттракциона, занимавшего целое отделение. Золло создавал образ добродушного толстяка с задорным хохолком на лысой голове, красным носом, широкой беззубой улыбкой. Шумный, подвижный, он выполнял по ходу номера трюки комической акробатики. В советском цирке Михаил Золло расширил состав зоогруппы, увеличил количество животных (свыше 200). В 1918 году поставил пантомиму «Убийство и похороны Распутина», в которой все роли исполняли животные, а сам 3олло с юмором комментировал происходящее. Среди других крупных работ 3олло — «Звериная железная дорога» (1926). В 1930-х гг. отказался от комических приемов и текстового сопровождения, выступал лишь как дрессировщик. С 1948 года жил в Киеве, организовал зооуголок. Выступал до 1960 года. «Дом дедушки Золло» в Киеве на улице Саперное поле называли также «Театром зверей». Награжден двумя орденами. Умер 18 февраля 1973 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Его дочери Елизавета и Клавдия были наездницами, акробатками, дрессировщицами. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)М. А. Рыбаков «Киевский цирк: люди, события, судьбы»Игорь Осипчук «В знаменитом цирковом номере Михаила Золло «звериная железная дорога» участвовало около 300 животных! Машинистом поезда была обезьяна, а роли безбилетников исполняли настоящие зайцы»Сайт Байкового кладбища
|
9
|
апреля
|
|
9 апреля 1882 года в Тифлисе родился Вадим Львович МОДЗАЛЕВСКИЙ — историк, геральдист и генеалог, соавтор Малороссийского гербовника. В 1884 году семья переехала в Петербург. Родители Вадима Львовича принадлежали к дворянским родам, которые происходили из казацкой старшины. Детские годы Модзалевского прошли в Петербурге. В 1892 году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен в 1-й Кадетский корпус. После окончания кадетского корпуса в 1899 году с высоким балом, Модзалевский получил право поступления в любое военное училище без экзаменов и он выбрал Николаевское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет в Санкт-Петербурге), которое окончил в 1902 году получив звание подпоручика. После окончания училища летом 1902 года, Модзалевский приезжает на службу в 14-й сапёрный батальон Киевского гарнизона. Модзалевский начинает хлопотать о выходе в отставку, но добивается лишь освобождения от строевой службы в связи с назначением на должность батальонного казначея. C детства увлекался историей и литературой. Большое влияние на него оказал его старший брат Борис Модзалевский, литературовед и пушкинист. В 1903—1905 гг. Вадим Модзалевский работал членом Черниговской и Полтавской архивных комиссий, Киевского общества летописца Нестора. Появилось несколько публикаций в исторических журналах, в частности в «Киевской старине». Начиная с 1903 года, постоянно публиковался на страницах «Киевской Старины», «Записок Научного Общества имени Шевченко во Львове», «Трудов» Черниговской и Полтавской архивных комиссий. В ночь на 1 ноября 1906 года был арестован по подозрению в участии в революционной деятельности и событиях восстания сапёрного батальона, но вскоре освобожден за недостаточностью прямых улик. В 1906 году переехал в Петербург, где преподавал в Первом кадетском корпусе, продолжал работу в петербургских архивах. В 1911 году он оставил военную службу и после отставки, переехал в Чернигов, где стал руководителем Черниговской учёной архивной комиссии. В 1911—1912 гг. также занимал должность директора черниговского «Музея украинских древностей». В 1917 году лояльный к большевикам ученый к тому же замешанный в революционных событиях 1905 года был назначен комиссаром по охране памятников искусства и старины, — Модзалевский пытался спасать артефакты, коллекции музеев, усадьбы и памятники Черниговщины. В 1918 году Модзалевский переехал в Киев — работал в нескольких комиссиях, которые составляли программные документы для дальнейшей деятельности украинских архивных, музейных и научных учреждений, в частности Академии наук. Разрабатывались масштабные проекты, например, организации архивной и библиотечной сети, составление украинского Биографического словаря, исследования истории права. Умер 3 августа 1920 года от дизентерии. Википедия Сайт «Rodovid» Українська Радянська Енциклопедія
|
24
|
мая
|
|
24 мая 1882 года (12-го по ст. ст.) в селе Квитки на Киевщине в многодетной семье маляра-самоучки родился Кирилл Григорьевич СТЕЦЕНКО — украинский композитор, хоровой дирижёр и музыкально-гражданский деятель. От отца будущему композитору передались способности художника, а от матери и сестер — любовь к музыке. Так народная песня и рисование с детства вошли в его жизнь, и до последних дней он остался верным этому выбору. С 1892 года учился в рисовальной школе Н. Мурашко и Софийской духовной бурсе в Киеве. С 1899 года пел в хоре Николая Лысенко, в котором позже был помощником дирижёра. В 1903 году Кирилл Стеценко окончил Киевскую духовную семинарию и до 1907 года учился в Музыкально-драматической школе Николая Лысенко. В 1907 году был арестован за участие в общественной деятельности и выслан в Александровск-Грушевский, ныне город Шахты. В 1908 году вернулся из ссылки и преподавал вокал в Белой Церкви и Тырнове. В 1911 году выучился на священника и получил парафию на Подолье. С 1917 года работал в Киеве в музыкальном отделе Министерства Образования. Организовал Первый киевский народный хор, две путешествующих капеллы, на основе которых впоследствии возникла капелла «Думка», с которой он путешествовал по Украине. Высокое общественное признание композитор снискал как автор церковной музыки. Наивысшими его достижениями считаются «Литургия Св. Иоанна Золотоуста», «Всенощная» и «Панихида», посвященная памяти Н. Лысенко. В 1921 году вновь на парафии в селе Веприке на Киевщине, где и умер 29 апреля 1922 года. В 1957 году в Киеве именем Кирилла Григорьевича Стеценко была названа улица. В 1965 году на фасаде дома № 6а по улице Большой Житомирской, где в 1919—1920 гг. жил композитор, была открыта мемориальная доска — гранит; архитектор В.П. Шевченко. Википедия (укр.)
|
7
|
июля
|
|
7 июля в 1882 году в городе Дамаск (Сирия) родился Тауфик Гаврилович КЕЗМА (Товфик Жубрайль; псевдоним Тауфик-Кезма) — ученый, педагог. Кандидат исторических наук, профессор (1948), арабист, иранист, тюрколог.
Тауфик Кезма окончил русскую учительскую семинарию в городе Назарет (Палестина), Киевскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1906). С 1913 года преподавал церковно-славянский, греческий, латынь, древне-еврейский, арабский языки в высших учебных заведениях Киева. В 1913—1915 гг. — внештатный преподаватель арабского и тюркского языка Киевского коммерческого института. В 1914 году находился в Персии, где совершенствовал персидскую речь. С 1917 года дополнительно преподавал турецкий и персидский языки. В советский период научный сотрудник ВУАН, занимался арабской филологией. На протяжении 40 лет (с перерывами) преподавал арабский язык студентам киевских вузов и аспирантам ВУАН. В 1930-х его уволили с работы «за отсутствие научной квалификации», восстановить справедливость попытался А.Е. Крымский, лестно характеризовавший Кезму как специалиста. По некоторым сведениям (Долинина, 1994), Тауфик Кезма был арестован, в 1938—1939 гг. находился в заключении. В 1939—1958 гг. преподавал арабскую филологию в Киевском государственном университете имени Т.Г. Шевченко. Много переводил средневековых и новейших арабских авторов, но эти переводы в основном не изданы. Основные труды: Рассказы арабского историка XI века Абу-Шоджи Рудраверского о том как крестилась Русь. К., 1927 (в соавторстве); Элементарные основы арабского языка в популярном изложении: Из лекций прочитанных членам Киевского отделения Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. К., 1928. Жил на Андреевском спуске, дом № 34, квартира № 32, где в настоящее время — музей-квартира Кезмы. Умер 9 апреля 1958 году в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Енциклопедiя Сучасної України Википедия Люди и судьбы Православный Иерусалим
|
21
|
июля
|
|
21 июля 1882 года (9-го по ст. ст.) на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, ныне Сумской области, родился Давид Давидович БУРЛЮК — поэт, художник, один из основоположников российского футуризма, теоретик искусства, литературный и художественный критик, издатель.
В детстве родной брат случайно лишил его глаза во время игры с игрушечной пушкой. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. Учился в Казанском, Одесском (1900—1903, 1909) художественных училищах, в 1904 году — в Мюнхине, в 1904 году — в Париже, в 1911—1913 гг. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Один из организаторов художественных объединений («Звено», 1908, Киев; «Бубновый валет», 1910, Москва). Неоднократно бывал в Киеве. Именно в Киеве в декабре 1911 года киевская художница Александра Экстер познакомила Давида Бурлюка с киевским поэтом-футуристом Бенедиктом Лившицем, в дальнейшем они стали большими друзьями. В 1914 году Давид Бурлюк вместе с Маяковским учинили в Киеве перформанс с роялем, достойный более поздних розыгрышей Сальвадора Дали. Перед зрителями городского театра (на месте стадиона «Динамо») вместо ожидаемого «вечера речетворцев» предстал рояль, подвешенный вверх ножками над сценой. «Рояль висит потому, что я на нем играть не буду», — перекрывая крики зала, громогласно заявил Маяковский. Экспонировал произведения на выставках в Херсоне, Харькове, Одессе, Екатеринославе, ныне Днепропетровск. С 1920 года жил за границей (с 1922 года — в США). Произведения: «Святослав» (1915); «Казак Мамай» (1916); «Запорожцы в походе» (1920-е годы); «Рыбаки» (1920-е годы); «Карусель» (1920-е годы) и многие другие.
«Украинцы», 1912
«Казак Мамай», 1916
Умер 15 января 1967 года в Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк (США). Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома. В Бруклине (Нью-Йорк, США) создан музей Давида Бурлюка. В 2012 году «Укрпочтой» выпущен почтовый конверт, посвященный 130-й годовщине со дня рождения Давида Бурлюка — художница Наталья Михайличенко.
Википедия. Д.Горбачов, П.Утевська. Нариси з історії українського живопису. Нарис 1: Давид БУРЛЮК Давид Давидович Бурлюк Отдельные произведения Поэзия авангарда Давид Бурлюк (стихи)
|
29
|
августа
|
|
29 августа 1882 года в Санкт-Петербурге родился Николай Алексеевич ШЕХОНИН — архитектор, педагог. Профессор (1930). Профессиональное образование получил в Петербургском Институте гражданских инженеров, который окончил в 1907 году. С 1908 года жил в Киеве. В 1909—1941 годах был на педагогической работе в Киевском строительном техникуме, Киевском политехническом институте, Днепропетровском строительном институте и Киевском художественном институте. В 1920—1930-х годах разработал генеральный план Киева. С 1932 года — руководитель Второй архитектурной художественной мастерской в Киеве. Стилистически работы Шехонина относятся к модерну и неоампиру. Основные проекты: Доходный дом на ул. Тарасовской, 3-а (1910);Дом Юрковича на ул. Паньковской, 8 (1910);Победил на конкурсе проектов Городской публичной библиотеки (1910, фасады построены по проекту Е. Клаве);Доходный дом на ул. Саксаганского, 57;Доходный дом на ул. Саксаганского, 78 (1911);Доходный дом В. Ванецкой на ул. Саксаганского, 73 (1911—1912);Принимал участие в строительстве Всероссийской выставки в Киеве 1913 года (архитектор Ф. Вышинский, В. Городецкий и другие);Киевская Военно-инженерная школа (1913—1917 и 1918—1920);Павильон украинского книгопечатания на сельскохозяйственной выставке в Киеве (1913);Военно-инженерное училище им. цесаревича Алексея, ныне бульвар Леси Украинки, 25 (1914—1916, соавтор инженер И. Лиль);
Здание Киевского суворовского училища. Бульвар Леси Украинки, 25
Махорочная фабрика в Ромнах (1925);Дом государственных учреждений в Киеве на Крещатике (1929—1931);Клуб «Пищевик» на Контрактовой площади (1931—1932);Жилой дом заготзерна на ул. Лысенко (1933—1935);Школа на ул. Владимирской, 1 (1939);Дом на ул. Межигорская, 2 и др.Во время войны оставался в оккупированном Киеве, затем выехал за пределы СССР. С 1950 года жил и работал в Аргентине. Умер 24 августа 1970 года в Буэнос-Айресе. Википедия
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|