сегодня  17.10.2017
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
События по годам
1896
123
В 1896 году в Киеве в центре Университетского сквера был установлен памятник Николаю І, по повелению которого основан Киевский университет.
Автор проекта памятника — скульптор Матвей Чижиков, постамент выполнен при участии архитектора В.Николаева.
На открытии памятника присутствовал император Николй ІІ. С тех пор сквер начали называть Николаевским.
Скульптура царя была снесена в 1920 году. Постамент памятника ещё длительное время украшал парк, который в это время уже носил имя Воровского.
В 1939 году на том же месте, где ранее стоял памятник императору, был воздвигнут монумент великому украинскому поэту и мыслителю Т.Шевченко. С тех пор парк носит имя Т.Шевченко.

1 января 1 января 1896 года (20 декабря 1895 года по ст. ст.) в cеле Микулинцы, ныне в составе города Снятын Ивано-Франковской области, родился Василий Ильич КАСИЯН — украинский художник, график. Народный художник СССР (1944). Академик (1947). Дважды лауреат Государственной премии УССР (1964, 1971). Герой Социалистического Труда (1974).
С 1920 по 1926 год учился в Пражской Академии изящных искусств под руководством профессора и ректора академии Макса Швабинского.
В совершенстве овладел за годы учебы техникой линогравюры, офорта, умело используя, в частности, рембрандтовскую светотень («Лепта», «Гайдамаки», 1922).
В 1923 году решил переселиться в СССР и принял советское гражданство, в 1927 году уже признанным художником-графиком переехал в Киев.
В том же году стал профессором Киевского художественного института, а позже и ряда других художественных вузов.
В 1930 году переехал в город Харьков, где принял участие в организации Украинского полиграфического института.
С 1930 по 1941 год работал в Харьковском государственном художественном институте. В это время им были созданы иллюстрации к повестям Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также к книге А. Головко «В широкий мир». Вехой творческого наследия стало оформление и иллюстрирование «Кобзаря» (1934 год), в котором он виртуозно исполнил рисунки пером и акварелью.
С самого начала Великой Отечественной войны — член штаба по выпуску «агитокон», которые еженедельно выпускались Домом Красной Армии в Харькове. В конце января 1942 года вместе с сотрудниками Киевского и Харьковского художественных институтов был эвакуирован на станицу Талгар близ Алма-Аты, а оттуда — в Самарканд.
Здесь, ярко проявился его талант — художника-плакатиста. Им выполнен ряд плакатов, таких как, «Пленные фашисты», «Свои пришли». «Нападение партизан на фашистов, занявших село», «Все силы народа на разгром врага». Одним из лучших политических плакатов времен войны стал его «В бой, славяне!» (1942), за который он был награжден Государственной премией.
Гравюры Касияна («Забастовка», гравюра на дереве, 1926; серия «Днепрострой», линогравюра, 1932-1934; серия «В.И. Ленин и Украина», офорт, 1947), а также плакаты (1941-1945), рисунки и иллюстрации к произведениям классиков украинской и русской литературы отмечены экспрессией штриха, романтической приподнятостью образов.
Почетное место в творчестве мастера заняла книжная графика. Он иллюстрировал произведения И. Франко, М. Коцюбинского, Л. Украинки и других классиков украинской литературы.
Однако главной темой его творчества была многолетняя работа по шевченковской тематике. Художник создал пять больших циклов иллюстраций и оформлений к «Кобзарю» и к отдельным изданиям «Наймычки» и «Гайдамаков». За выполненные работы, ему была присуждена Национальная премия Украины имени Т.Г. Шевченко.



Умер 24 июня 1976 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
30 июня 1977 года в Киеве на фасаде дома № 14 по ул. Владимирской, где в 1944–1976 гг. жил художник, была открыта мемориальная доска. Скульптор А.А. Ковалев.



В 1978 году учреждена ежегодная Республиканская премия им. В.И. Касияна за лучший политический плакат, художественное оформление политической литературы и художественную открытку.
Именем В.И. Касияна названа улица в Голосеевском районе (Теремки-2).
Сайт «Герои страны»

2 января 2 января 1896 года (21 декабря 1895 года по ст. ст.) в Белостоке Гродненской губернии, ныне Польша, родился ДЗИГА ВЕРТОВ (при рождении Давид Абелевич КАУФМАН, впоследствии известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман) — кинорежиссёр.
Один из основателей и теоретиков документального кино. Первым применил методику «скрытая камера».
Работал на Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.).
В 1929 году снял фильм «Человек с Кино-Аппаратом», которому суждено будет получить статус признанного шедевра мирового документального кино.
На зрителя обрушивается бурный поток старой киевской жизни, о которой можно еще узнать разве что в редких и скупо написанных воспоминаниях старых киевлян.
Молодые девушки, бегущие на службу по Крещатику, рабочие с завода Гретера и Криванека, только что получившего новое название — «Большевик», занятые своими обычными повседневными делами.
Заботливые киевские мамочки с детьми, которым впоследствии предстоит пережить ужасы оккупации, эвакуации и бомбежек, ремесленники-кустари, мелкие конторские служащие и «старорежимные» персонажи пенсионного возраста, будто сошедшие со страниц повестей Исаака Бабеля, Ильфа и Петрова.
Вертов сплошным потоком обрушивает на нас тысячи деталей и штрихов из жизни «провинциального мегаполиса», как назвали тогда еще не столичный Киев, на улицах которого обгоняли друг друга трамваи и телеги.
И ясное киевское утро, которое так хорошо знакомо всем поколениям киевлян, тоже украшает собой этот старый фильм.
Немая, черно-белая картина Дзиги Вертова совсем не кажется устаревшей и архаичной и смотрится на едином дыхании.
И немудрено — ведь ее актерами стали сами жители нашего города. Именно в их лица всматриваются сегодня студенты всех мировых киноакадемий, где в обязательном порядке изучают одну из самых известных классических документальных кинолент — старую «фильму» о нашем Киеве.
Умер 12 февраля 1954 года в Москве.

Фильм «Человек с киноаппаратом»



Дзига Вертов — Мультфильм «Советские игрушки» (1924)


Википедия
Портал российского документального кино ВЕРТОВ.ru
Кино-Театр.ru

9 января 9 января 1896 года (28 декабря 1895 года по ст. ст.) в селе Белоголовы, ныне Зборовского района Тернопольской области, родился Степан Васильевич ШАГАЙДА (ШАГАДИН) — украинский артист театра и кино.
В 1918 году вступил в 1-ю сотню Богдановского полка Сечевых стрелков Петлюровско-Галицийской армии. В период гетьманата служил в личной охране гетмана Скоропадского. В 1920 году пошел добровольцем в Красную Армию, где прослужил до 1922 года. Здесь он впервые приобщился к своей будущей профессии, принимая участие в работе полкового драмкружка.
Противоречивый и драматичный опыт личной биографии Шагайды во многом определил особенности его подхода к ролям, которые ему довелось сыграть. Достаточно вспомнить одну из вершин его экранного творчества — таежного охотника Глушака в «Аэрограде», вынужденного казнить своего лучшего друга, оказавшегося по другую сторону баррикады. Шагайда писал о своем персонаже: «Глушак — это лучшая из моих работ в кино. Этот образ я выносил в себе до определенной его зрелости и в нем полюбил даже самого себя, что очень редко бывает у актера».
В 1922 году Степан Шагайда поступил в драматическую студию театра «Березиль», одновременно выступал постановках театра «Березиль» в Киеве, в 1926-1928 гг. — в Харькове.
Роли: Пан («Газ» Кайзера, 1923), Серый Волк («Жакерия» Мериме, 1925), Лавр («Коммуна в степях» Кулиша, 1925), Шмигельский («Савва Чалый» Карпенко-Карого, 1927) и др.
С 1924 года играл в кино. С 1928 года — актёр Одесской и Киевской киностудий. Снимался в фильмах Л. Курбаса и А. Довженко.
Роли в кино: 1924 — «Вендетта» — дьякон Гордей Святоптицын, 1926 — «Вася-реформатор» — Митька Куцый, 1929 — «Жемчужина Семирамиды» — запорожец Чапира, 1929 — «Тебе дарю» — партизан, 1930 — «Пять невест» — офицер, 1930 — «Перекоп» — Артём, 1930 — «Хранитель музея» — матрос, 1931 — «Кармелюк» — Устим Кармелюк, 1931 — «Фронт», 1931 — «Будь на страже», 1932 — «Высота № 5 (Нет таких крепостей)», 1932 — «Иван» — отец Ивана, 1934 — «Хрустальный дворец», 1935 — «Аэроград» — Степан Глушак, 1937 — «Богатая невеста» — парикмахер Сидор Васильевич Балаба, 1937 — «Запорожец за Дунаем» — дед, 1937 — «Настоящий товарищ» — директор школы.



Степан Шагайда в роли отца Ивана
в фильме А. П. Довженко «Иван» (1932)



В роли директора школы
в фильме «Настоящий товарищ» (1936)

Автор публикации «Моя работа в «Аэрограде» (1935).
После ареста Курбаса в 1933 года оставался в труппе Украинского драматического театра имени Шевченко в Харькове.
18 декабря 1937 года был необоснованно арестован в Харькове, его затем перевели в Киев, где и проходило следствие. Актеру инкриминировали проведении шпионской деятельности в пользу буржуазной Польши и антисоветскую агитацию (ст. ст. 54-6 и 54-10 УК УССР) и по постановлению Народного комиссара внутренних дел и прокурора СССР подвергли высшей мере наказания. В соответстсвии с документами дела, приговор приведен в исполнение 20 января 1938 года в Киеве.
Даты ареста и расстрела Степана Шагайды уточнены Милой Новиковой (в статье для Довженковского словаря).
На иллюстрации: кадр из фильма «Аэроград» (1935).
Википедия (укр.)
Кино-Театр.ru

13 января 13 января 1896 года (1-го по ст. ст.) в Елизаветграде родился Владимир Александрович БРАУН — кинорежиссёр. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Заслуженный деятель искусств УССР (1954).
В 1915-1919 гг. учился в Киевском коммерческом институте.
В 1924 году занимался в киномастерской режиссёра А.В. Ивановского. В 1925-1935 гг. — ассистент режиссёра, режиссёр киностудии «Ленфильм», с 1936 года — режиссёр различных студий страны.
С 1945 года — на Киевской киностудии.



На съемочной площадке

Режиссёрские работы: 1930 — «Наши девушки», 1932 — «Парень с берегов Миссури», 1933 — «Блестящая карьера», 1934 — «Королевские матросы», 1935 — «Сокровища затонувшего корабля», 1939 — «Моряки», 1941 — «Морской ястреб», 1943 — «Синие скалы» (в Боевом киносборнике №9), 1943 — «Сто второй километр» (в Боевом киносборнике №11), 1943 — «Пропавший без вести», 1943 — «Три гвардейца», 1944 — «Я — черноморец», 1945 — «В дальнем плавании», 1946 — «Советское Черноморье», 1947 — «Голубые дороги», 1950 — «В мирные дни» (Сталинская премия третьей степени 1952 года), 1952 — «Максимка», 1954 — «Командир корабля», 1955 — «Матрос Чижик», 1955 — «Мальва», 1956 — «Море зовёт».
Автор сценария: 1933 — «Блестящая карьера», 1955 — «Матрос Чижик».
Художественный руководитель: 1958 — «Волшебная ночь».


Фильм «Максимка» (1952)


Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1950).
Умер 21 августа 1957 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
В 1985 году Почтой СССР был выпущен почтовый конверт, посвященный режиссеру Владимиру Александровичу Брауну.



Почтовый конверт, 1985

В 1992 году в Киеве на фасаде дома на улице Саксаганского, 24, где в 1947-1957 гг. жил режиссер Владимир Браун, была открыта мемориальная доска — бронза; горельеф; скульптор В.Л. Медведев, архитектор А.М. Милецкий. Была повреждена, отсутствовала последняя буква фамилии. В 2013 году восстановлена.
Енциклопедiя Сучасної України
Википедия
Кино-Театр.ru
Могилы знаменитостей
Интересный Киев

28 февраля 28 февраля 1896 года в Харькове родился Сергей Викторович ГРИГОРЬЕВ — архитектор.
Спроектировал для Совнаркома жилые дома: в 1934 году — 12-квартирный по улице Терещенковской, 5, 24-квартирный по Институтской, 20/8, 50-квартирный — на Шелковичной, 23—25; в следующем, 1935 году — 78-квартирный по Институтской, 16.
К чести зодчего — все его киевские работы не нарушили окружающую застройку, не разрушили образ улиц, сложившийся до того, не имели агрессивного вида. Можно предположить, что заказчик полностью доверял зодчему-специалисту и его вкусу. Совнаркомовские дома на углу Институтской и Шелковичной символически и по наследству были построены на месте бывшего генерал-губернаторского дома, сожженного в 1920 году польскими войсками. А замечательный генерал-губернаторский парк, тоже традиционно по-киевски именовавшийся садом, остался. Зодчий заново распланировал его аллеи, предусмотрел теннисные корты и фонтан с золотыми рыбками. Считалось, что в недалеком «счастливом будущем» так будут жить все трудящиеся. Сейчас фасады домов густо увешаны мемориальными досками в честь советских деятелей государства и искусства, проживавших в разное время в этих элитных домах. Синхронно на углу Некрасовской и Ново-Павловской улиц сооружалась современная автобаза СНК с ремонтными мастерскими на 100 «зисов» и «эмок» — то есть лицензионных «паккардов» и «фордов». А в живописном киевском урочище над рекой Сырец, известном под названием Васильчиковская дача, Григорьев возводит в 1936 году комплекс дач СНК.
Еще один правительственный дом по проекту С. Григорьева построен по улице Обсерваторной, 23.
В 1936—1939 годах по проекту архитектора сооружено самое известное его здание — на улице Банковой, 11, предназначавшееся для штаба Киевского особого военного округа (КОВО), ныне здание Администрации Президента Украины.



Здание Администрации Президента Украины

Когда осенью 1943 года немецкие оккупанты в ожидании уличных боев выгоняли киевлян из домов, покинул город и Григорьев с семьей. Потом были лагеря для «перемещенных лиц», выезд в США в марте 1950 года.
Сергей Григорьев умер 10 июня 1975 года и похоронен в Сент-Поле (штат Миннесота).
Сын Олег поменял фамилию на Грегорет и тоже стал архитектором.
Енциклопедiя Сучасної України
Википедия
Дмитрий Малаков «Архитектор украинских столиц»
Григорьев С. В.

29 февраля 29 февраля 1896 года (17-го по ст. ст.) в Киеве родился Николай Петрович ЛЮБЧЕНКО (литературный псевдоним — КОСТЬ КОТКО) — украинский прозаик, журналист.
В 1914—1915 годы учился в Университете св. Владимира в Киеве.
Дебютировал в 1911 году стихами и фельетонами.
В 1917 году переехал в Бердичев Киевской губернии, ныне Житомирской области, где печатался в местной прессе.
Работал редактором в газетах «Червона правда», «Киевский пролетарий», «Вісті» (все — 1920); в газете «Комуніст», журнале «Червоний перець»; референтом в Народном комиссариате иностранных дел, 1-м секретарем полпредств в Варшаве и Праге (1924—1927).
Николай Любченко написал книгу «Іст­укрев» (1928; второе издание — 1934, под названием «Істукрят. Популярний підручник історії України»).
Автор ряда сборников юмора и сатиры, рассказов и фельетонов.
В 1934 году репрессирован.
8 декабря 1937 года был расстрелян в Ленинградской области.
Реабилитирован в 1956 году.
Википедия (укр.)
Енциклопедiя Сучасної України

3 марта
3 марта 1896 года (20 февраля по ст. ст.) в селе Петро-Свистуново, ныне Весёловского района Запорожской области, родился Иван Сергеевич ПАТОРЖИНСКИЙ — украинский певец (бас) и педагог. Народный артист Украинской ССР (1936). Народный артист СССР (1944). Профессор (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942, за исполнение заглавной партии в оперном спектакле «Тарас Бульба» Н.В. Лысенко).
В 1917 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию и в 1922 году Днепропетровскую консерваторию.
Был солистом оперного театра в Одессе, в 1925—1935 гг. — солист оперного театра в Харькове, с 1935 года — Украинского театра оперы и балета в Киеве.
Паторжинский — один из выдающихся представителей вокального искусства, обладал сильным голосом бархатного тембра.
Партии: Сусанин («Иван Сусанин»), Борис Годунов («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Мефистофель («Фауст» Гуно), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Карась («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского), Тарас Бульба («Тарас Бульба» Лысенко), Валько («Молодая гвардия» Мейтуса) и др.
Выступал как камерный певец.

Фильм-опера «Запорожец за Дунаем» (1953)



С 1946 года — профессор Киевской консерватории.
Иван Паторжинский был одним из организаторов Украинского театрального общества, избирался председателем правления Киевского Дома работников искусств.
Награжден орденом Ленина (1946), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1948, 1951), медалями.
Умер 22 февраля 1960 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
Википедия (укр.)
Иван Сергеевич Паторжинский
Фотоальбом
Сайт Байкового кладбища

5 марта 5 марта 1896 года (22 февраля по ст. ст.) в Каменец-Подольском родился Яков Эммануилович БЛИКШТЕЙН — легендарный суфлер Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки.
Начал работу в конце 1915 года в антрепризе Крамова, в 1917— август 1923 гг. — служил в Одесских театрах (Одесском оперном и драматических театрах).
С 1923 по 1926 год — служил в антрепризах Варского, Галентера и Догмарова.
В 1926—1933 гг. — суфлер Киевского государственного русского драматического театра (со дня основания), с 1933 по 1949 год — инспектор (административная должность по организации зрителей), с 1949 года — снова суфлер театра.
Яков Бликштейн был незаурядной личностью и о его высказывания помнят до сих пор.
В послевоенные годы, однажды после начала спектакля к нему в кабинет ворвался полковник. Он со своей спутницей опоздал и стал требовать, чтобы их пропустили в партер.
Бликштейн развел руками: «Ничем помочь не могу» — и отправил их на балкон.
Полковник раскричался: «Безобразие! У вас вообще какая-то неразбериха. Невозможно понять, какой сегодня спектакль: «Женитьба Фигаро» или «Безумный день»?».
Бликштейн тут же парировал: «Вам повезло: сегодня вы увидите и то и другое».



Как-то перед гастролями в Одессу он пожелал Евгении Опаловой творческих успехов и «всяческих других». Опалова смутилась: «Яша, в мои-то годы?».
Бликштейн заметил: «Ну и что, Гайдна играют 200 лет, и тем не менее он пользуется большим успехом».
У Якова Эммануиловича была еще такая поучительная притча.
Когда театр в предреволюционные годы приезжал в маленькое местечко, жители, люди не слишком зажиточные, покупали билеты в 10-20-е ряды, а первые пустовали. Но когда гасили свет, эти люди короткими перебежками двигались вперед и садились прямо перед сценой. Зачастую это были малообразованные и не очень хорошо воспитанные зрители, и вели они себя соответственно — громко разговаривали, грызли семечки.
«Вот так и у нас в театре, — говорил Яков Эммануилович, — первые ряды ушли, а вторые заняли их места».

Театральные силуэты — Суфлер Яков Бликштейн.
Ведущий народный артист Украины Олег Комаров



Ушел из жизни в середине 1970-х в Киеве.
Фотографии Я.Э. Бликштейна предоставлены Музеем Национального академического театра русского драмы имени Леси Украинки.
Лариса Крупина «Узнав о том, что крылечко, на котором сидели великие актеры театра, разрушено, гениальный сценограф Давид Боровский нарисовал чертежи по памяти и привез в Киев: «Миша, надо его восстановить!»
Марина Базылюк «Куда пропал суфлер?»

20 марта 20 марта (8-го по ст. ст.) 1896 (по другим данным — 1897) года в Москве в семье инженера родилась Цецилия Львовна МАНСУРОВА (ВОЛЛЕРШТЕЙН) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1971). Ведущая актриса театра имени Евг. Вахтангова,
В 1919 году Цецилия Мансурова окончила юридический факультет Киевского университета.
С 1919 года — студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова, находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого взяла сценический псевдоним.
С 1926 года Студия стала называться Театром им. Евг. Вахтангова.
Преподавала в Театральном училище при Театре им. Евг. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).
Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942—1945), где поставила «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского (1944).
В историю театра Мансурова вошла прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Вахтангова (1922).
Основным сценическим партнером Мансуровой был Рубен Симонов. Дуэт этих двух истинных наследников Вахтангова («Много шума из ничего», «Сирано де Бержерак», «Филумена Мартурано») на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссёра.
Роли в кино: 1958 — «Дорогой мой человек» — Ашхен Оганян, 1969 — «Пещерные люди» (фильм-спектакль), 1972 — «Мраморный дом» — тетя Нина.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1946), медалями.
Умерла 22 января 1976 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Википедия
Кино-Театр.ru
Сайт Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова

123
<Октябрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Сайт памяти Виктора Некрасова

Киевские адреса
В. Некрасова




free counters

Код для вставки на сайт или в блог

2010-2017 © Интернет-проект «Киевский календарь».
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на www.calendar.interesniy.kiev.ua обязательна.