1884
|
|
|
|
В 1884 году в Умани родился Александр Данилович Тульчинский — известный киевский коллекционер, меценат. В Умани окончил гимназию. Учился у Киевском университете и Мюнхенском политехническом институте (1905-1911) по специальности инженер-механик. В Мюнхене Александр Тульчинский увлекся коллекционированием. Первыми в его частное собрание поступили работы его друга, тогда никому неизвестного, а в будущем выдающегося киевского художника-новатора, — А.А.Маневича. Со временем Тульчинский собрал значительную коллекцию произведений А.Куинджи, К.Коровина, М.Врубеля, А.Бенуа, Н.Рериха, Л.Туржанского. Во время Великой отечественной войны А.Д.Тульчинский был эвакуирован, а большая часть коллекции, оставленная в Киеве, была навсегда утрачена. Но в послевоенные годы он продолжил собирательскую деятельность, без которой не представлял своей жизни. Тульчинский принадлежал к той когорте киевских коллекционеров, которые, начиная с 1950-х годов, поддерживали дружеские отношения с музеями Киева. Долгие годы Тульчинский был дружен с известнейшим собирателем Д.Л.Сигаловым. Их объединяла преданность своему делу и любовь к Киевскому музею русского искусства. В 1969 году Александр Данилович передал в дар музею прекрасное полотно К.Коровина «Розы на террасе. Крым», а в 1970 у него были приобретены 39 картин, среди которых есть истинные шедевры К.Коровина, А.Бенуа, В.Поленова, Л.Туржанского, И.Браза и других известных мастеров. Умер в 1972 году в Киеве.
|
|
|
|
1884—1887 гг. — обязанности городского головы исполнял Иван Андреевич ТОЛЛИ. Иван Толли родился в 1825 году в зажиточной греческой семье, закончил в Одессе греческое училище. С 1850-х годов жил в Киеве, занимался винными откупами, основал пивной завод на Жилянской улице. Его успехи в купеческих делах были удостоены званиями потомственного почетного гражданина (1868) и коммерции советника (1877). В 1878—1883 гг. Иван Толли возглавлял правление Киевского земельного банка, в 1882 году стал председателем Киевского комитета торговли и мануфактур. В мае 1884 года он был избран городским головой. Через три года его избрали во второй раз, но по состоянию здоровья он отказался. Умер И.А.Толли 5 июля 1887 года от инсульта. Сначала его похоронили на Байковом кладбище, а потом прах его перенесли в построенную им за собственные средства Благовещенскую церковь на улице Мариинско-Благовещенской (ул. Саксаганского).
|
17
|
января
|
|
17 января 1884 года в Варшаве (Польша) родился Бернард Михайлович КРАТКО (настоящее имя — Арон-бер ШИМОН) — скульптор, педагог. Профессор Академии художеств (1919). Профессор Киевского художественного института (1925–1936). Муж скульптора Жозефины Диндо (1902—1953).
В детстве увлекался рисованием. Работая учеником в типографии, учился в Школе изящных искусств у профессора К. Дуниковского. В 1901-1906 годах учился в Варшавском художественном институте (сначала живописный факультет, затем скульптурное отделение). По окончании института был премирован поездкой в Германию, Египет, Италию. Вернувшись, работал в типографии, занимался графикой на скульптурном заводе. В 1916 году переехал в Петербург, в 1917 году был членом Совета рабочих депутатов. В 1920—1925 гг. преподавал в Харьковском художественном техникуме. В 1925—1935 гг. — работал в Киевском художественном институте. Преподавал скульптуру, рисунок, архитектурно-скульптурное проектирование. В 1920-е годы был деканом скульптурного факультета, в 1934—1935 гг. исполнял обязанности директора института. 7 декабря 1937 года Бернард Кратко был арестован органами НКВД и по обвинению в связях «с врагом народа Бойчуком и приговорен к ссылке на неопределенный срок» в Среднюю Азию. В 1945 году вернулся в Киев, в 1948 году переехал в Сталино, ныне Донецк. В 1953 году после смерти Сталина снова вернулся в Киев. Произведения: бюсты: Тараса Шевченко (1920) для Киева и Харькова (не сохранились, в Киеве был установлены на месте памятника Александру II, на бывшей Царской площади, позже — площади им. ІІІ Интернационала), Карла Маркса (1920), Григория Сковороды (1923), «Красноармеец» (1924); портреты рабочего завода «Арсенал» А. Иванова (1927), художников В. Седляра (1934), И. Бродского, М. Бойчука (1934), П. Волокидина (1934), Ф. Кричевского (1935), В. Дранишникова, скрипача П. Столяревского (1936), артистки М. Заньковецкой (1936) и др.; композиция «Шахтеры» (1946); декоративная скульптура: фигуры «Четыре времени года» для фонтана в городе Варшава (1913), горельефы и барельефы для Дворца Культуры в Щербиновцах на Донбассе (1932—1935), барельефы для оформления портала здания Крестьянского санатория им. ВУЦИК в Одессе (в соавторстве с женой Жозефиной Диндо); под руководством Бернарда Кратко выполнены барельефы на Доме специалистов КПИ в Киеве (1932, ныне — Проспект Победы, 30);
Барельефы на Доме специалистов КПИ. Киев, проспект Победы, 30
монументальная скульптура: памятники Я. Свердлову в Енакиево Донецкой области (1951), В. Ленину на шахте имени Челюскинцев в Донбассе (1953), Николаю Щорсу в Житомире (в соавторстве с Петром Ульяновым и Максом Гельманом); мемориальная доска в память о декабристах (1925, Киев, ныне — улица Грушевского, 14).
Мемориальная доска в память о декабристах. Киев, ул. Грушевского, 14
Некоторые произведения скульптора находятся в Национальном художественном музее Украины. Умер 1 августа 1960 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище рядом с женой. Енциклопедiя Сучасної України Википедия
|
25
|
января
|
|
25 января 1884 года в Киеве в семье купца I гильдии родился Семен Моисеевич АЙЗЕНШТЕЙН — инженер, специалист в области радиотелеграфирования, организатор радиотехнической промышленности. К настоящему времени ни дом, ни переулок, где прошло его детство, не сохранились. На современной карте Киева, дом был расположен за Главпочтамтом. Увлекшись еще в юношеские годы работами А.С. Попова в области беспроводной телеграфии, в 1901 году в Киеве демонстрировал радиосвязь на короткие расстояния с помощью самодельного радиопередатчика и когерентного приемника. Будучи студентом первого курса Киевского университета святого Владимира, Семен добивается специального разрешения для присутствия на II Всероссийском электротехническом съезде, который проходил в конце декабря 1901 года в Москве, в Политехническом музее. Между заседаниями научного форума, студент Семен Айзенштейн был представлен создателю первой в мире системы радиосвязи А.С. Попову. Великий ученый побеседовав с представленным студентом, был приятно удивлен широтой его научных взглядов и творческим подходом в проведении исследований в области радиосвязи. Под конец встречи А.С. Попов пожал руку своему юному последователю и подбодрил в продолжении начатых дел. Встреча с А.С. Поповым для С. Айзенштейна имела большое значение, он получил моральную поддержку знаменитого ученого, что было немаловажно для молодого человека избравшего в жизни научную стезю. В 1904 году он получил первый патент на аппарат беспроволочного телеграфа, организовал частную лабораторию по выполнению заказов военного ведомства, построил экспериментальные радиостанции в Киеве и Жмеринке (1906—1907) и установил радиосвязь Жмеринка — Одесса — Севастополь. После смерти А.С. Попова 13 января 1906 года Семен Айзенштейн явился его продолжателем и наиболее заметной личностью на отечественном научном небосклоне в области радиотехники. В 1907 году в Петербурге основал и возглавил акционерное Общество беспроволочных телеграфов и телефонов, где разработал проекты строительства радиостанций в Москве (Ходынской и Тверской, 1914) и Царском Селе (1915). В 1912—1914 гг. издавал первый русский радиотехнический журнал «Вестник телеграфии без проводов». В 1915 году руководил работой по установлению первой радиосвязи с подводными лодками в подводном положении на длинных волнах. В 1914—1917 гг. в лаборатории Общества созданы первые в России радиолампы и радиоаппаратура. В декабре 1914 года совместно с Н.Д. Папалекси провел первые опыты по радиотелеграфированию между Петербургом и Царским Селом. В 1917 году Общество оснастило аппаратурой радиостанцию «Новая Голландия». После 1917 года руководил секцией радио «Объединенных государственных электротехнических предприятий слабого тока», принимал участие в руководстве строительством радиостанции на Шаболовке в Москве. В 1921 году выступил основным инициатором создания Радиоассоциации и стал заместителем председателя московской группы ассоциации. С 1922 года — в Англии в фирме «Маркони», руководил строительством радиотехнических заводов в Польше (1922—1935) и Чехословакии. В 1941—1945 гг. работал в электровакуумной лаборатории фирмы «Маркони». В 1947—1955 гг. — генеральный директор компании «Инглиш электрик вольв компани лтд». Умер 3 сентября 1962 года в Лондоне. Википедия Михаил Кальницкий «День радио и День Радиофизика»
|
3
|
февраля
|
|
3 февраля 1884 года (22 января по ст. ст.) в Варшаве в семье врача родился Александр Генрихович ГОЛЬДМАН — ученый-физик. Академик АН УССР (1929). Доктор философии Лейпцигского университета, профессор Политехнического института и других вузов Киева (1921—1938). В 1891 году родители переехали в Киев, где он окончил Александровскую гимназию с золотой медалью. В конце 1901 года начал изучать математику на математическом отделении физико-математического факультета Киевского университета. С 1905 года учился в Лейпцигском университете, где он окончательно выбрал для себя физику. В 1908 году окончил Лейпцигский и в 1909 году — Киевский университеты. В 1914—1918 гг. Александр Гольдман работал в Петрограде в Главной палате мер и весов и преподавал в Политехническом институте. В 1918—1930 гг. — в Киевском политехническом институте (с 1921 года — профессор) и в 1929—1938 гг. — профессор Киевского университета. В 1923 году организовал Киевскую научно-исследовательскую кафедру физики и был руководителем этой кафедры до преобразования ее в 1929 году в Киевский научно-исследовательский институт физики (ныне — Институт физики НАН Украины). В 1929—1938 гг. — директор этого института.
В президиуме IV Всесоюзной конференции по проблемам полупроводников. Слева направо: академик А. Ф. Иоффе, член-корреспондент А. И. Френкель, академик А. Г. Гольдман. Киев, май 1935 г.
С 1944 по 1952 год — профессор Педагогического института в Вологде, в 1952—1956 гг. — в Балашове, в 1956 году — в Ростове-на-Дону. С 1959 года — заведующий лабораторией Института физики АН УССР. Работы относятся к физике диэлектриков и полупроводников, электролюминесценции, истории физики. Изучал фотогальванический эффект, процессы в твердотельных фотоэлементах, явления выпрямления в полупроводниках, на контакте металл — полупроводник, закономерности вентильного эффекта. Осуществил исследования инфракрасной люминесценции закиси меди и электролюминесценции некоторых сложных соединений, в частности получил и изучил объемную электролюминесценцию, сопровождающуюся эмиссией «горячих» электронов. Сыграл большую роль в организации физических исследований в УССР. Умер 30 декабря 1971 года в Киеве. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия
|
10
|
февраля
|
|
10 февраля (29 января по ст. ст.) 1884 года в Риге в семье генерала Н.К. Масютина родился сын — Василий Николаевич МАСЮТИН — художник, график, гравёр, теоретик искусства и писатель. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Выйдя в запас в звании подпоручика (1907), в 1908—1914 гг. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где главным его наставником был С.В. Иванов, под чьим руководством он изучил технику офорта. Был членом «Союза русских художников» (с 1914). Два года (1914—1916) провел на фронтах Первой мировой войны. В канун революции Василий Масютин завоевал репутацию «русского Гойи». Развивая традицию символизма, — в обход элегической историчности и самодовлеющего эстетизма «Мира искусства», — тяготел к мрачным и пугающим темам. В масютинских циклах рисунков и офортов («Семь смертных грехов», 1907—1908; альбомы «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910—1911); серия, посвященная дну большого города — офорты «Сумерки», «Боль» и др., 1913—1914) доминируют образы экзистенциального тупика, из которого нарождаются кошмары (подобные змеевидному чудищу с женским телом, олицетворяющему Жизнь в одноименном офорте, 1909). При этом мастер всегда сохранял натурную четкость форм, не переходя к авангардным деструкциям. Откликнулся на войну и революцию гравюрами «В Буковине», «1917-й год», «Манифестация» и др. (1917—1918). В 1920 году вышел полный каталог его офортов 1908—1918-х годов. В том же году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал и с 1921 года обосновался в Берлине. Активно работал как иллюстратор, оформляя немецкие переводы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, Б.А. Пильняка, А.М. Ремизова и др. авторов. Переиздал серию «Семь смертных грехов» (1923). Опубликовал в этот период две теоретических работы («Гравюра и литография», «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор»), популярные книжки о выдающихся художниках-графиках (А. Тулуз-Лотреке, Ф. Брэнгвине, П. Дюпоне и Т. Бьюике), целый ряд художественно-критических очерков в журнале «Gebrauchsgraphik» («Прикладная графика»). Выпустил в свет несколько беллетристических произведений (романы Царица Нефрет и Дни творений (написанные еще в 1919—1920), повесть «Двое» и рассказ «Опасности зеленого острова»). Литературные тексты Масютина, вышедшие в первой половине 1920-х годов на немецком, представляют собой симбиоз символистской поэтики с чертами сюрреальной сказки в жанре «фэнтэзи»; на русском языке они до сих пор не издавались. Живя в Германии, часто выступал в сфере прикладной графики (помимо книжного дизайна рисовал торговые марки, этикетки, театральные и рекламные плакаты). Оформил спектакль труппы М.А. Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских сказок (Париж, 1931). Начал заниматься скульптурой. Летом 1945 года был арестован советскими оккупационными властями по подозрению в связях с украинскими националистами и провел более года в лагере Заксенхаузен. После подобной «проверки на лояльность» получил крупные официальные заказы, исполнив к концу 1940-х годов памятник М.И. Глинке на берлинском Русском кладбище и скульптурный декор нового здания советского посольства. Эти произведения вполне вписались в программу соцреализма. Умер 25 ноября 1955 года в Берлине. Интернет-музей гравюры Энциклопедия Кругосвет Масютин Василий Николаевич
|
14
|
марта
|
|
14 марта 1884 года (2-го по ст. ст.) в Калуге в семье инженера-технолога путей сообщения родился Георгий Крескентьевич ЛУКОМСКИЙ — искусствовед, художник, краевед. Учился Георгий Лукомский в калужском и орловском реальных училищах. Художественное образование получил в Орловской рисовальной школе Сычева, в петербургских классах живописи и рисования Гольдблата, в Казанской художественной школе и в петербургской Академии художеств (1903—1913). После первого курса в Академии художеств, летом 1904 года, отправился в заграничное путешествие по Европе. Эта поездка стала началом экскурсий, которые Лукомский совершал каждое лето. Оказавшись в 1905 году в Париже, работал здесь до весны 1906 года. С ноября 1907 года жил в Москве, посещал мастерскую К. Юона, у которого продолжал изучать рисунок. Но вскоре учитель сам начал перенимать у ученика блистательную манеру изображать строения. После десятилетнего обучения закончил Академию художеств. Летом 1909 года устроил в Академии выставку своих заграничных работ, сопровождая ее чтением докладов. Выставка имела крупный успех. После нее стал печататься в журналах «Зодчий», «Аполлон», «Старые годы», опубликовал множество статей и книг о памятниках архитектуры в городах Украины — Каменец-Подольске, Чернигове, Киеве, Львове, о Вишневецком замке, Батуринском дворце, Козелецком соборе и др. сооружениях со своими фотографиями и рисунками. Среди наиболее значительных работ: «Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» (т. 1. СПб., 1913); «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII—XVIII вв.» (Пг, 1915); «старинной архитектуры России в типах художественного строительства, ч. 1. Русская провинция» (изд. 2. Пг„ 1916); «Старинные усадьбы Харьковской губ.» (ч, 1. Пг., 1917). После Февральской революции вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев. В качестве председателя Царскосельской художественно-исторической комиссии (июль 1917 — ноябрь 1918) разработал вместе с А. Бенуа проект музеефикации Царского Села, организовал регистрацию, ремонт, реставрацию и изучение дворцов и парков; воспротивился разграблению бывшей резиденции Николая II — Александровского дворца. В конце 1918 года приехал в Киев, где возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Провел регистрацию и описание 160 гражданских зданий. В феврале 1919 года был назначен хранителем коллекции Б. и В. Ханенко, составил ее каталог (1259 художественных произведений, 10 тыс. книг, в том числе 3 тыс. по истории искусства); в декабре 1919 года коллекция была передана в дар Всеукраинской Академии наук («2-й Киевский государственный музей»); впоследствии Лукомский издал несколько описаний коллекции (1921, 1925). 20 октября 1919 года уехал в Константинополь, оттуда — в Венецию и Берлин. Сотрудничал в газетах «Последние новости» и «Накануне», во французских изданиях, устраивал выставки русского искусства. Переехав в 1924 году в Париж, был секретарем парижской группы «Мира искусства». В 1920-е публиковал свои работы как в СССР, так и за границей, знакомил европейских читателей с русской культурой. В 1930-е трудился над книгой по истории русского искусства XIX—XX вв., изданной в 1945 году. Тогда же в Лондоне вышла его книга «История современного русского искусства. 1840—1940». Умер в Ницце (Франция) в 1952 году. Википедия Виктор Киркевич «Лукомский Георгий Крескентьевич»
|
16
|
марта
|
|
16 марта 1884 года (4-го по ст. ст.) в Смоленске родился Александр Романович БЕЛЯЕВ — писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Некоторые произведения были написаны в Киеве. Сюда, в сентябре 1929 года, Беляев переехал с семьей из Ленинграда, поскольку его здоровье нуждалось в теплом климате. В Киеве писатель жил на нынешней улице Богдана Хмельницкого, 40. Но оказалось, что местные издательства принимали тексты только на украинском языке, которого Беляев не знал. Он высылал рукописи в Москву и Ленинград. Из-за пересылок задерживались гонорары. В результате, в конце 1931 года, Александр Беляев уезжает из Киева и поселяется под Ленинградом, в Царском Селе. С тех пор он говаривал: «Язык из Киева выведет». Умер 6 января 1942 года от голода во время оккупации в городе Пушкин. ВикипедияСайт памяти писателя Александра БеляеваА. Р. Беляев и Украина
|
21
|
марта
|
|
21 марта 1884 года (9-го по ст. ст.) в Херсоне родился Алексей Алексеевич ШОВКУНЕНКО — украинский живописец. Народный художник СССР (1944). Профессор (1935). Действительный член Академии Художеств СССР (1947). Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г. Шевченко (1970). Алексей Шовкуненко учился в Одесском художественном училище (1901—1908) у К.К. Костанди и в Петербургской Академии Художеств (1909—1917). Работал в технике акварели. Автор портретов: А. Арбинской (1924), архитектора В. Заболотного (1942), скульптора Б. Яковлева (1944), поэта М. Рыльского (1944—1945), С. Ковпака (1945), Н. Лысенко, М. Литвиненко-Вольгемут (оба 1947); индустриальных пейзажей (цикл «Днепрострой», 1930—1932), сочных по колориту пейзажей Украины, Молдавии («Весна», 1955).
Педагог, с 1935 года — профессор Киевского художественного института (среди учеников — А.М. Лопухов, В.Г. Пузырьков и др.). Умер 14 марта 1974 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. 30 марта 1976 года в Киеве, на фасаде дома по улице Пушкинской, 5 была открыта мемориальная доска в честь народного художника СССР Алексея Алексеевича Шовкуненко, где он жил и работал в 1952—1974 гг.
Именем художника в Киеве в 1984 году названа улица. Википедия (укр.) Отдельные работы Творческий путь Алексея Алексеевича Шовкуненко Шовкуненко Алексей Алексеевич Сайт Байкового кладбища
|
4
|
апреля
|
|
4 апреля 1884 года (23 марта по ст. ст.) в Киеве родился Владимир Данилович МАНЗИЙ — украинский оперный режиссер. Народный артист УССР (1940). В 1903 году окончил Киевское музыкальное училище и в том же году дебютировал на оперной сцене. Работал в различных украинских и русских труппах, был певцом, суфлёром, дирижёром, хормейстером, режиссёром. С 1917 года — оперный режиссёр в театрах Одессы, Астрахани, Пензы, Оренбурга, Харькова. В 1928—1953 годах (с перерывом) — главный режиссер Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко. Владимир Манзий был одним из основателей украинского советского оперного театра. Поставил оперы: «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Золотой обруч» Б. Лятошинского, «Наймичка» М. Вериковского, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида» Дж. Верди и др. Награжден двумя орденами «Знак Почета». Умер 22 апреля 1954 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Жена — певица Александра Ропская (1897—1957). Википедия (укр.) Сайт Байкового кладбища
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|