1868
|
|
|
С декабря 1868 года по 12 мая 1869 года в Киеве пребывал ШАМИЛЬ — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства — Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии. До заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против Российской империи. Согласно решению местных властей, имам разместился в несохранившейся ныне усадьбе Мосоловой, на углу Александровской и Крепостной улиц — сегодня на этом месте находится дом по адресу Грушевского, 28/2. Военному коменданту города, генерал-лейтенанту Новицкому предписывался строгий присмотр за Шамилем — «постоянный, но для него не стеснительный». Столичный Петербург выделил Киеву значительные средства на содержание знаменитого пленника, который, впрочем, вел скромную, почти аскетическую жизнь. Знаменитый кавказский герой вызывал живой интерес у киевских мещан. В первые дни после его приезда киевляне окружили усадьбу Мосоловой, желая высказать свое почтение плененному имаму. В будние дни он нередко гулял по Царскому саду, одетый в медвежью шубу, желтые сафьяновые сапоги и белую чалму, ношение которой санкционировало специальное разрешение от властей. Шамиль осмотрел Софийский собор и Лавру, чьи пещеры напомнили ему подземные укрепления в горских аулах. Спускаясь вниз, по склонам Днепра, он подходил к реке и подолгу наблюдал за движением пароходов. Роскошная «золотая клетка» понравилась Шамилю, который тепло писал о Киеве в письме на арабском языке: «...я благополучно прибыл в Киев и расположился с семейством в доме, приготовленном для меня от правительства. Город Киев я нашел одним из лучших городов, которые мне приходилось видеть в Российской империи, как по хорошему климату, так и по красивому гористому местоположению, которое напоминает мне родину, где я родился и вырос. Молю Бога, чтобы оно послужило лекарством для моего семейства и было бы исполнением моего душевного желания». Жены имама почти не показывались на людях, хотя любопытные киевляне очень хотели поглазеть на гарем Шамиля и его любимую жену — горскую еврейку, красавицу Анну Улуханову. По пятницам в усадьбе Мосоловой собирались другие ссыльные кавказские горцы — вместе они совершали здесь пятничные намазы. Между тем, царское правительство, наконец, разрешило имаму совершить паломничество в Мекку. 12 мая 1869 года имам спустился на Подол и сел на пароход, который доставил его в Одессу, а затем Шамиль выехал в Мекку, где и скончался полтора года спустя. В начале девяностых дагестанская община Киева установила памятную доску на месте бывшего проживания знаменитого имама. Андрей Манчук «Шамиль в Киеве». Википедия.
|
2
|
февраля
|
|
2 февраля 1868 года (21 января по ст. ст.) в Киеве была ОТКРЫТА МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА, ныне — Киевский институт музыки имени Р.М. Глиэра (Киевское государственное высшее музыкальное училище имени Р.М. Глиэра). В этот день было освящено здание школы и начались занятия. Киевское государственное высшее музыкальное училище имени Р.М. Глиэра — первое профессиональное музыкальное учебное заведение Украины. Основано при Киевском отделении Императорского Русского музыкального общества с целью подготовки музыкантов-исполнителей для музыкальных коллективов и организаций города — Киевской оперы, оркестров и т.п. Первое название учебного заведения — музыкальная школа, с 1883 года оно имеет название училища. В первый год существования в школе училось 11 учеников по пяти специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, пение и теория музыки, с обязательным изучением методики преподавания. Кроме того, в школе существовал хоровой класс, а с 1885 года — оперный класс. Со временем в училище открываются отделы духовых и народных инструментов, появляются классы ансамблевой игры, симфонический оркестр. С 1885 года училище считается «училищем полного профиля». К работе в училище в разные годы привлекались талантливые музыканты: Р. Пфенниг — композитор, хоровой дирижер, первый директор школы (1868—1875 гг.), Н. Лысенко, Б. Каульфус, В. Пухальский, Ф. Блуменфельд, Г. Ходоровский, К. Михайлов (фортепиано), И. Водольский, О. Шевчик, М. Эрденко (скрипка), М. Поляничевский, В. Мулерт (виолончель), В. Химиченко (флейта), К. Эверарди (пение), Р. Глиэр (композиция), Г. Веревка (хоровое дирижирование), М. Гелис (народные инструменты) и другие. В 1913 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию и вошло в ее состав как младшее и среднее отделения. С 1928 года выделяется из структуры консерватории как самостоятельное среднее профессиональное учебное заведение. В 1956 году училищу присвоено имя Р.М. Глиэра — выдающегося композитора, педагога, дирижера, директора Киевской консерватории в 1914—1920 гг., выпускника училища по классу скрипки. Виталий Ковалинский «Музыке — и мысли, и дела» (.pdf) Сайт Киевского института музыки им. Р.М. Глиэра Википедия
|
28
|
марта
|
|
28 марта 1868 года (16-го по ст. ст.) в Нижнем Новгороде родился МАКСИМ ГОРЬКИЙ, также известный как Алексей Максимович ГОРЬКИЙ (при рождении Алексей Максимович ПЕШКОВ) — писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков. Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель». Считается основателем социалистического реализма. В Советской России занимался культурной работой (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных).
Посещал Киев в июле 1891 года, в октябре-ноябре 1914 года (проживал на улице Лютеранской, 6), был проездом в 1933 году. В 1952 году в Киеве на фасаде дома № 6 по улице Энгельса, ныне Лютеранская, где в кв. № 65 с 26 октября по 17 ноября 1914 года жил русский писатель Максим Горький, была установлена мраморная мемориальная доска. В 1970 году заменена на бронзовую — барельефный портрет; скульптор К.В. Годулян, архитектор Р.П. Юхтовский. В этом же доме поселилась актриса М.Ф. Андреева (гражданская жена Максима Горького с 1904 по 1921 год), выступавшая в то время в театре «Соловцов», ныне здание Национального академического драматического театра им. И. Франко. Во время пребывания в городе писатель 15 ноября присутствовал в театре «Соловцов» на спектакле «Три сестры» А.П. Чехова, встречался с представителями общественности, профсоюзов, посетил пекарню А.Г. Зивала на улице Владимирской, № 23/27, кружок молодых литераторов, возглавляемый поэтом Микульчиком. В 1928 году рабочие киевских трамвайных мастерских избрали Горького почётным рабкором старейшей киевской рабочей стенной газеты «На рельсах», высылая её писателю на Капри. В последний раз Максим Горький был в городе проездом 18 мая 1933 года, возвращаясь из Италии на Родину. На вокзале писателя встретили представители общественности города. Умер 18 июня 1936 года в Горках Московской области. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Именем Максима Горького в Киеве были названы улица (1936), переулок, Педагогический институт (переименован), завод станков-автоматов, швейная фабрика, СШ № 35, библиотека для взрослых в Дарницком районе и т.д. На Нивках был установлен памятник писателю. На сценах киевских театров, начиная с 1902 года, шли пьесы Максима Горького. Википедия
|
1
|
апреля
|
|
1 апреля 1868 года (20 марта по ст. ст.) в Ковно, ныне Каунас (Литва), родилась Надежда Ивановна ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ (урождённая ЗАБЕЛА) — певица (сопрано). Жена и муза художника М.А. Врубеля. Училась в Киевском институте благородных девиц, где получила начальное музыкальное образование у Николая Витальевича Лысенко. В 1891 году окончила Санкт-Петербургскую консерваторию, класс Натальи Ирецкой, училась также в Париже у Матильды Маркези. Дебютировала в 1893 году в Киеве, в сезоне 1894—1895 гг. пела в Тифлисе, в 1895—1896 гг. в Санкт-Петербурге, с 1896 по 1897 год в Харькове. В 1897—1904 годах была первым сопрано в московской Частной опере Саввы Мамонтова, в 1904—1911 гг. солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Надежда Забела была ведущей исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова — Ольги в «Псковитянке», Панночки в «Майской ночи», Снегурочки в «Снегурочке», Волховы в «Садко». Партии Веры («Боярыня Вера Шелога»), Марфы («Царская невеста»), Царевны-Лебеди («Сказка о царе Салтане») были написаны специально для неё. Кроме того, Забела-Врубель с успехом пела Гориславу в «Руслане и Людмиле» Глинки, Татьяну в «Евгении Онегине», Марию в «Мазепе», Маргариту в «Фаусте» Гуно, Недду в «Паяцах», Дездемону в «Отелло» и др.
| М. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 | В самом конце декабря 1895 года познакомилась с Михаилом Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» по одноименной сказке братьев Гримм в Панаевском театре (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге). В 1896 году Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля. Став женой художника, Надежда Ивановна искренне полюбила его, поверила в его талант, прониклась значительностью его личности. При всех страданиях и непризнании художник обрел в её лице верного друга, почти единомышленника в понимании искусства. Врубель обожал свою жену как человека и как певицу, ее облик вдохновлял его во многих произведениях. В 1900 году под впечатлением оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова Михаил Врубель написал картину «Царевна-Лебедь» — сценический образ Надежды-Врубель. В 1901 году в их семье родился сын Савва, лицо которого было изуродовано «заячьей губой». В 1903 году во время пребывания семьи в Киеве Савва умер. Похоронили его на Байковом кладбище. Родная сестра Надежды — Екатерина Ивановна вышла замуж за Петра Николаевича Ге, младшего сына художника Николая Николаевича Ге, который был женат на их тётке Анне Забеле. Умерла Надежда Забела-Врубель 4 июля 1913 года (21 июня по ст. ст.) в Санкт-Петербурге. Википедия Забела-Врубель Надежда Ивановна
|
2
|
июня
|
|
2 июня 1868 года (21 мая по ст. ст.) в Киеве родился Федор Фердинандович АНДЕРС — инженер-конструктор, конструктор первого в Украине дирижабля. Учился в реальном, потом в землемерном училищах. Вероятно в 1918 году заочно закончил Киевский политехнический институт.
Схема дирижабля «Киев» (1911)
Дирижабль «Киев», который сконструировал Федор Андерс, перевёз около 200 пассажиров. Оболочка дирижабля имела 36,5 м в длину, 7 метров в диаметре, рабочий газ — водород, емкость оболочки — 1000 м³. Гондола была оснащена мотором «НАГ» мощностью 60 лошадиных сил. 22 октября 1911 года (9 октября по ст. ст.) в небе над Киевом состоялся первый в России публичный полет на дирижабле русской конструкции. 29 августа 1912 года произошла катастрофа. Дирижабль стартовал из Киева в направлении Чернигова и за 12 верст от Остра сгорел. Причины загорания неизвестны. Допускается неисправность системы подачи топлива в двигатель. Позднее инженер сконструировал другой дирижабль — «Киев-2», гондола которого имела форму лодки и могла держаться на воде в случае приводнения. Умер 31 мая 1926 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. В 1970 году на фасаде дома № 50 по улице Богдана Хмельницкого, где жил пионер отечественного дирижаблестроения, инженер-конструктор Андерс Фёдор Фердинандович, была открыта мемориальная доска.
Енциклопедiя Сучасної України Википедия Татьяна Никитюк «Мифы и правда о конструкторе дирижаблей Ф.Ф. Андерсе» (.pdf) Татьяна Никитюк «Взлет и забвение. Портрет Федора Андерса в интерьере истории воздухоплавания»
|
13
|
июля
|
|
13 июля 1868 года (1-го по ст. ст.) в городе Себеж, ныне Псковской области, в семье служащего родилась Анна Ивановна БОРИСОГЛЕБСКАЯ (настоящая фамилия — СИДОРЕНКО-СВИДЕРСКАЯ) — актриса театра и кино. Народная артистка УССР (1936).В 1886 году окончила Харьковскую школу «Благотворительного общества» при Харьковском университете. Сдала экзамен на звание народной учительницы. С 1888 года работала в крупнейших украинских труппах — М.Л. Кропивницкого, П.К. Саксаганского, Н.К. Садовского и др. В 1919 году — один из организаторов Первого государственного украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко в Киеве (ныне в Днепропетровске). В 1920—1925 гг. — в театральных труппах Западной Украины, с 1925 года — актриса Украинского театра имени Ивана Франко (Киев). Роли в театре: Ганна («Бесталанная» И. Карпенко-Карого); Шкандыбиха («Лимеривна» П. Мирного); Хивря («Сорочинская ярмарка» М. Старицкого); Клара («Страх» А. Афиногенова); Мария Тарасовна, Варвара («Платон Кречет», «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука) и др. Искусство А.И. Борисоглебской — представительницы реалистической национальной актёрской школы — отличалось высоким мастерством перевоплощения. Фильмография: 1911 — «Наталка-Полтавка» (фильм-спектакль) — Терпилиха; 1912 — «Господин Штукаревич, или Оказия, которой не было»; 1912 — «Запорожский клад» — cтарая цыганка; 1933 — «Колиивщина» — Уляна, мать Семёна; 1939 — «Стожары» (короткометражный) — делегатка; 1939 — «Щорс» — ткачиха. Умерла 26 сентября 1939 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище. Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.) Сайт Байкового кладбища. Кино-Театр.ru
|
29
|
августа
|
|
29 августа 1868 года (17 августа по ст. ст.) в Киеве родилась Людмила Михайловна СТАРИЦКАЯ-ЧЕРНЯХОВСКАЯ — украинская писательница (поэтесса, драматург, прозаик, переводчик, мемуарист), общественный деятель. Дочь Михаила Старицкого, племянница Николая Лысенко, сестра Оксаны Стешенко и Марии Старицкой, жена Александра Черняховского, мать Вероники Черняховской.
Училась в киевской частной гимназии Веры Николаевны Ващенко-Захарченко. Гимназистки издавали рукописный журнал, для которого Людмила Старицкая написала повесть «За Украину» и сатирические стихотворения. В 1888—1893 годах активно участвовала в работе литературного кружка «Плеяда». В годы Первой мировой войны принимала активное участие в работе Киевского комитета для помощи украинским беженцам, работала сестрой милосердия в госпитале для раненых. Посетила в ссылке Михаила Грушевского. В апреле 1917 года Старицкую избрали членом Украинской Центральной рады. В мае 1917 года принимала участие в создании Общества (комитета) «Украинский национальный театр», входила в его президиум. Как представитель министерства образования УНР 22 октября 1918 года выступила с речью на открытии Каменец-Подольского государственного украинского университета. В 1919 году Людмила Старицкая-Чернявская стала соучредителем и заместителем председателя Национального совета украинских женщин в Каменец-Подольске. В 1920-х годах работала в ВУАН. В октябре 1921 года участвовала в Первом Всеукраинском Церковном Соборе, который подтвердил автокефалию Украинской автокефальной православной церкви. Писательницу арестовали 14 января 1930 года и обвинили в принадлежности к так называемому «Союзу освобождения Украины» (СВУ). Допросы велись в тюрьме на Холодной Горе в Харькове. Людмилу Старицкую-Чернявскую приговорили к 5 годам лишения свободы с поражением в правах на три года. 4 июня 1930 года освободили из-под стражи и срок заменили на условный. После освобождения была выслана в город Сталино (ныне Донецк). Занималась переводческой деятельностью. В 1936—1941 годах жила в Киеве. Драматические призведения: «Гетьман Петро Дорошенко» (1908), «Крила» (1913), «Останній сніп» (1917), «Розбійник Кармелюк» (1926), «Іван Мазепа» (1927). В советское время драмы на сцене не ставились. Переводы; либретто «Орфей» К.-В. Глюка, «Риголетто» Дж. Верди, «Аида» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Чио-чио-Сан» Дж. Пуччини, «Золотой петушок» Николая Римско-Корсакова. Мемуары: «Двадцять п'ять років українського театру (Спогади та думки)», «Хвилини життя Лесі Українки», «Спогади про М.В. Лисенка», «В.І. Самійленко (Пам'яті товариша)». 20 июля 1941 года, когда под Киевом шли бои с немцами, сотрудники НКВД провели обыск на её квартире, конфисковали паспорт и папку с перепиской. Вместе с сестрой Оксаной Михайловной Стешенко Старицкую-Черняховскую вывезли в Харьков. Здесь её обвинили в антисоветской деятельности и сослали в Казахстан. Однако в пути 73-летняя писательница умерла. Точная дата её смерти и место захоронения неизвестны. В августе 1989 года Людмила Михайловна вместе с другими участниками «показательного процесса СВУ» в Харькове была посмертно реабилитирована пленумом Верховного Суда УССР. Википедия (укр.)
|
1
|
ноября
|
|
1 ноября 1868 года (20 октября по ст. ст.) был СОЗДАН «КИЕВСКИЙ ЧАСТНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК» — ПЕРВЫЙ В УКРАИНЕ ЧАСТНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК. Совет банка возглавлял Андрей Гудим-Левкович, родственник киевского губернатора, а членами совета являлись такие финансовые столпы, как «сахарный король» Лазарь Бродский, его брат Лев Бродский (член правления многих коммерческих структур), известный киевский финансист Давид Марголин (директор ряда акционерных обществ: водоснабжения, городской железной дороги, пароходства по Днепру, Общества электрического освещения, Грозно-Днепровского нефтепромышленного общества) и другие. Кроме обычных операций, производимых банками, он выдавал ссуды и авансы под сахар, хлеб и другие товары, для чего банк имел специальные «Товарные отделения». Уже в 1880 году оборот этого банка по всем операциям составлял 256,1 млн. руб. и был наибольшим в городе. Сохранял он свое первенство и в начале ХХ века.
|
16
|
ноября
|
|
16 ноября 1868 года (4-го по ст. ст.) в Киеве в семье профессора Киевского университета, юриста, криминалиста Александра Фёдоровича Кистяковского родился сын — Богдан (Фёдор) Александрович КИСТЯКОВСКИЙ — правовед, философ и социолог неокантианской ориентации. Профессор Киевского университета (с 1917 года). Действительный член Украинской Академии наук (1919).
С 1888 по 1892 год последовательно исключался из Киевского, Харьковского и Дерптского университетов за участие в подпольных кружках и студенческих волнениях. В 1895 году выехал за границу: обучался в Берлинском университете, Сорбонне, Страсбургском университете — в 1898 году защитил диссертацию по философии «Общество и индивидуальность», которая была опубликована в следующем году в Берлине на немецком языке и получила высокую оценку немецких ученых. В 1901—1902 годах занимался по юриспруденции в Гейдельбергском университете. Часто выезжал за границу для продолжения обучения и в дальнейшем. Жил в Петербурге, Киеве, Москве. Публиковался в журналах, участвовал в создании «Союза освобождения». В начале XX века отошёл от марксизма. С 1906 года — преподаватель государственного и административного права в Московском коммерческом институте, одновременно преподавал на Высших женских курсах. В 1909 году в качестве магистра государственного права Богдан Кистяковский был принят приват-доцентом в Московский университет. Поддержал протест профессуры против нарушения университетской автономии, отказался от преподавания в Москве. Перешёл в Ярославский Демидовский юридический лицей приват-доцентом, позднее профессором по кафедре энциклопедии и истории философии права (1911—1916). С 1917 года — профессор Киевского университета. В 1919 году был избран действительным членом только что созданной Украинской Академии наук и вместе с её первым президентом В.И. Вернадским совершил поездку в Ростов-на-Дону к А.И. Деникину с целью защиты интересов академии, во время которой заболел. Перенёс операцию и умер 29 апреля 1920 года в Екатеринодаре. Сыновья: Георгий (Джорж) Богданович Кистяковский (1900—1982) — американский доктор физики и химии, один из руководителей Манхетенского проекта, советник Эйзенхауэра по науке; Александр Богданович Кистяковский (1904—1983) — видный украинский биолог, ориентолог, доктор биологических наук, профессор. Енциклопедiя Сучасної України Википедия
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|