2007
|
|
11 сентября 2007 года в Киеве ОТКРЫТ МУЗЕЙ ВТОРСЫРЬЯ. Музей вторсырья является одним из наиболее необычных музеев Киева. Он расположен на территории завода по переработке вторсырья «Киевгорвторресурс». Предприятие осуществляет заготовку, первичную обработку и переработку бумажных, полимерных, текстильных, резиновых и стеклянных отходов вторичного сырья, а также осуществляет заготовку металлолома цветных и черных металлов. Этот музей называют музеем антиквариата или «музеем ненужных вещей». Коллекция нынешнего музея стала формироваться с начала 1943 года — момента основания завода. Интересные вещи, найденные в мусоре, просто не стали уничтожать. Немного позже люди, узнав, что на заводе принимают старинные предметы, стали сносить их именно сюда. Многие отмечают, что возник музей буквально со свалки. Десятилетиями люди сдавали во вторсырье самые, на их взгляд, бесполезные вещи, которые нынче превратились в бесценные реликвии. Просто-напросто люди выбрасывают свое имущество, чтобы освободить жилую площадь. А сотрудники музея этот мусор перебирают и находят уникальные вещи, уничтожать которые просто рука не поднимается.
В коллекции собрано множество экзотических и антикварных вещей, многим из которых более 200 лет. В музее две экспозиции: одна находится на территории завода, под крышей, а часть — под открытым небом. Наиболее крупные экспонаты размещены на улице, под навесом, а основная часть разместилась в уютном деревянном домике. Конечно же, музей славится своими экспонатами, среди которых дореволюционный патефон, старинный самовар с сапогом, комплект инструментов для пыток царской жандармерии, старинные сани — «гринджолы», станок по переработке конопли. Есть в коллекции музея и прототип современных ходунков — простейшее приспособление из дерева и лозы, с помощью которого учились ходить дети в XVIII веке, также в экспозиции представлены довоенная детская коляска и старинная кукла. Адрес музея: ул. Сагайдака, 112. Википедия (укр.) Музей вторсырья
|
2005
(10)
|
|
11 сентября 2005 года, в 4-ю годовщину событий потрясших весь мир (террористический акт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке), в Киеве на улице Мечникова возле входа на станцию метро «Кловская» ОТКРЫТ ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ТЕРРОРИЗМА ВО ВСЕМ МИРЕ. Идея создания монумента, который увековечил память тысяч жертв терроризма, принадлежала Международной ассоциации межконфессионального и межнационального диалога «Шаг к единству». Международное жюри победителем конкурса признало работу группы одесских архитекторов под руководством Михаила Ревы и Валерия Рубштейна. Памятник представляет собой уникальную стелу из чугуна и бетона в виде расколотого пополам сердца. Две половинки сердца символизируют два послания человечеству. Гладкая часть напоминает об истории и о жертвах терроризма, другая — сплошь покрытая библейской заповедью «Не убий», написанной на 70 языках мира. В центре композиции находится самый большой в мире камертон, символизирующий своим звуком набат памяти.
В открытии монумента принимали участие Президент Украины, губернатор американского штата Колорадо Билл Оуэнс, посол США в Украине Джон Хербст и посол России в Украине Виктор Черномырдин.
Памятник жертвам терроризма (Киев) В Киеве открыт памятник жертвам терроризма
|
1962
|
|
11 сентября 1962 года в Киеве родилась Виктория Валерьевна ПОЛЕВАЯ — украинский композитор. Лауреат Премии им. Л. Ревуцкого Министерства культуры и искусств Украины (1995). Лауреат конкурса «Псалтырь третьего тысячелетия», I премия (2001). Лауреат Всеукраинского конкурса композиторов «Духовные псалмы» (2001). Лауреат Премии им. Б. Лятошинского (2005). Лауреат конкурса «Spherical Music» (США, 2008). Отец — композитор Валерий Петрович Полевой (1927—1986). Виктория Полевая окончила Киевскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (1989, класс композиции профессора Ивана Карабица). В 1995 году — ассистентуру-стажировку на кафедре композиции Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского (класс профессора Левка Колодуба). В 1990—1998 гг. — преподаватель кафедры композиции, в—2000—2005 гг. — кафедры музыкально-информационных технологий НМАУ им. П.И. Чайковского. С 2005 года — на творческой работе. Член Национального союза композиторов Украины с 1992 года. Работает в симфоническом, хоровом, камерно-инструментальном жанрах. Значительный период творчества Виктории Полевой связан с изучением и воплощением в музыке богослужебных текстов. Среди исполнителей её сочинений: дирижеры Владимир Сиренко, Роман Кофман, Богодар Которович, Валерий Матюхин, Владимир Рунчак, Петр Товстуха, Игорь Андриевский, Виктор Плоскина, Наталья Пономарчук, Симон Камартин; хормейстеры Ирина Саблина, Галина Горбатенко, Николай Гобдич, Владимир Сывохип, Дмитрий Радик, Лариса Бухонская, Наталья Кречко, Оксана Никитюк, Елена Радько, Богдан Плиш, Елена Соловей, Борис Альварадо; камерное трио «CAT», ансамбли «Новая музыка в Украине», «Рикошет», струнный квартет «Гармонии мира», дуэт «Violoncellissimo» (Украина), Московский ансамбль современной музыки (Россия), «Atros-trio», «Аvalon- trio», «Zurich 'Ensemble of New Music» (Швейцария), ансамбль «Accroche note» (Франция). В 2005 году скрипач Гидон Кремер включил ее композицию «Теплый ветер» в концертный цикл «Sempre Primavera».
Виктория Полевая. «Теплый ветер». Гидон Кремер — скрипка.
В исполнении Гидона Кремера, Андрея Пушкарева (вибрафон) и камерного оркестра «Кремерата Балтика» это произведение прозвучало в концертных залах Парижа, Вены, Берлина, Дрездена, Мадрида, Валенсии, Шанхай, Сеул, Сингапур, Сан-Франциско. Исполнялся на многих международных фестивалях в Украине: IV Международный форум музыки молодых (Киев, Украина, 1992—1995, 1998), III—XIII «Киев-Музик-Фест» (Киев, Украина, 1992—2002), V—XI фестивали «Музыкальные премьеры сезона» (Киев, Украина, 1994—2000), VII—VIII Международные фестивали «Виртуозы» (Львов, Украина, 2001—2002), IV, VI и VIII Международные фестивали современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» (Одесса, Украина, 1998, 2000, 2002). Произведения Виктории Полевой исполняются на фестивалях современной музыки России, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Италии, Франции, Польши, ОАЭ, США, Перу, Чили. Википедия Произведения В. Полевой (YouTube).
|
1961
|
|
11 сентября 1961 года в Киеве в семье литературоведа Виталия Григорьевича Дончика родился сын — Андрей Витальевич ДОНЧИК — украинский кино- и телережиссер. Заслуженный деятель искусств Украины (2015). Лауреат Премии им. Пилипа Орлика (1994). Член Национального союза кинематографистов Украины (1993).
В 1983 году Андрей Дончик окончил кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (педагоги В. Кисин, Н. Дерюгина, В. Чубасов). В 1983—1985 гг. — служба в армии. С 1985 года работал ассистентом режиссера на киностудии им. А.П. Довженко в кинофильмах «Соломенные колокола» Юрия Ильенко, «Трудно быть богом» Питера Фляйшмана, «Голый» Галины Шигаевой. В 1988 году дебютировал как режиссер в короткометражном фильме «Гибель богов», был награжден призом за лучший фильм-дебют на I Всеукраинском фестивале имени Ивана Миколайчука, тогда же фильм был представлен на фестивале в Клермонт-Ферране (Франция). На протяжении 1989—1991 годов — режиссер кинофильма «Кислородный голод». Режиссер программы «Телемания» (1996), автор и режиссер ток-шоу «Без табу» (Приз «Золотая Эра» Национальной телекомпании Украины в номинации «лучшее ток-шоу 1997 года»). С 1999 года по май 2004 года — главный режиссер канала «1+1».
Наталья Доля и Андрей Дончик во время съемок телесериала «Украденное счастье»
Режиссер фильмов: 1988 — «Гибель богов» (короткометражный), 1991 — «Кислородный голод», 2005 — «Украденное счастье», 2007 — «Жажда экстрима», 2011 — «Актер, или Любовь не по сценарию». Сценарист: 1991 — «Кислородный голод». Продюсер: 1991 — «Кислородный голод». Роли в кино: 2009 — «Осенние цветы» — папа Полины. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)Кино-Театр.ru
|
1946
|
|
11 сентября 1946 года в Яготине Киевской области родился Анатолий Дмитриевич КРИВОЛАП — украинский художник, основоположник «нового украинского пейзажа». Лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко (2012). Член Национального Союза художников Украины (1990). Самый дорогой современный украинский художник.В 1976 году окончил факультет живописи Киевского государственного художественного института (мастерская В Пузырькова). С 1976 года — постоянный участник региональных и международных выставок: 1992 год — Галерея «Dontі», Нюрнберг, Германия; 1993 год — Галерея «D'art», Тулуза, Франция; 1996 год — Галерея «Kaspari», Фюрт, Германия; 2000—2004 гг. — Галерея «ARTEast», Киев; 2000 год — Центр современного искусства «Совіарт», Киев; 2001 год — Галерея «Карась», Киев; 2003 год — Галерея «Персона», Киев; 2004—2005 гг. — Галерея «Карась», Киев; 2006 год — Центр современного искусства «Совіарт», Киев; 2011 год — Галерея «Мистецька Збірка», Киев и многие др.
Анатолий Криволап. «Луна над рекой»
В феврале 2011 года картина украинского художника «Луна над рекой» была продана в ходе торгов Современного искусства знаменитого аукционного дома Phillips de Pury & o за $48 415.
Анатолий Криволап. «Степь»
А в мае 2011 года на том же аукционе за рекордные $98, 5 тыс. ушло с молотка полотно «Степь», став самым дорогим произведением современного украинского искусства в мире. В 2011 году Анатолий Криволап вошел в рейтинг Сотни самых влиятельных украинцев, по версии журнала Корреспондент.
«Доброе утро, Украина!». Гость — Анатолий Криволап
Енциклопедiя Сучасної України Википедия (укр.) Картина украинского художника продана в США за рекордные 98 тысяч долларов
|
1935
(80)
|
|
11 сентября 1935 года в городе Григориополь на советско-румынской границе в семье военного врача родился Евгений Ильич ШАФРАНСКИЙ — сценарист, писатель, журналист. Лауреат международных кинофестивалей — Золотая медаль в Лейпциге (1974), Гран-при «Большой гранат» в Братиславе (1976). Лауреат Национальной премии «Телетриумф» (2007), Гран-при Международного фонда толерантности (2007). Через год и на всю оставшуюся жизнь стал киевлянином. После школы был моряком, слесарем по сборке киноаппаратуры, геологом, журналистом. Окончил в Москве редакторский факультет полиграфического института. В 1970 году получил «Золотое перо» Союза журналистов. С 1971 по 1991 год работал сценаристом киностудии «Киевнаучфильм». Как автор сценариев и дикторских текстов участвовал в создании нескольких сотен фильмов практически всех жанров, кроме мультипликационных. Кроме того ухитрился изобрести новый жанр кинематографа — научное киномоделирование глобальных процессов. Премьера первой (и пока единственной) ленты этого жанра «Не сотвори горсть пепла» (киномодель мира после ядерной войны), созданной под научным руководством вице-президента АН СССР Е. Велихова, состоялась на первом (и пока последнем) Всемирном форуме «За выживание человечества» в 1987 году. Этот фильм был номинантом на Госпремию им. Т.Г. Шевченко, отмечен первым призом на первом (и пока последнем) кинофестивале независимой Украины. После панихиды по отечественному кино был заместителем главного редактора еженедельника «Полемика», главным редактором журналов «Досье досуга», «Ресурсы державы», работал на телевидении, стал лауреатом Национальной премии «Телетриумф», Гран-при Международного фонда толерантности. Евгений Шафранский — автор книг: «Евгений Щербань. Выбираю свободу» (о жизни и гибели украинского титана, финансиста и стоика, народного депутата Украины, лидера Либеральной партии, убитого киллерами в 1996 году); «Восемь тайн — восемь этажей «Вервольфа» (подлинная история винницкой ставки Гитлера, не имеющая ничего общего с официальной версией); «Сценарий для игры в бисер» (первый в истории литературы индуктив, посвященный феномену «магической семерки», где впервые раскрываются истоки удивительной популярности числа семь в культурах, традициях, религиях, фольклоре всех времен и народов). Умер 21 июля 2015 года в Киеве. Статьи Евгения Шафранского в газете «Зеркало недели» Пішов із життя Євген Шафранський
|
1907
|
|
11 сентября 1907 года в Горловке Донецкой области родился Александр Федорович БОГОРОДСКИЙ — ученый-астроном. Профессор (1963). Директор обсерватории Киевского университета (1953-1972).
В 1931 году окончил педагогический институт в Ростове-на-Дону. В 1933—1936 гг. — аспирант Г.А. Тихова в астрофизической лаборатории Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта в Ленинграде, в 1936—1938 и 1941—1944 гг. — старший научный сотрудник этого института, в 1938—1944 гг. — докторант Пулковской обсерватории. С 1944 года работал в обсерватории Киевского университета (в 1953—1972 гг. — директор), с 1945 года преподавал в Киевском унивеситете (в 1963—1978 гг. — профессор, с 1978 года — профессор-консультант). Научные работы посвящены общей теории относительности, астрофизике, истории астрономии. Александр Богородский рассмотрел астрономические следствия общей теории относительности в книгах «Уравнения поля Эйнштейна» (1962) и «Всемирное тяготение» (1971). Исследовал особенности распространения света в гравитационном поле, общее решение релятивистской задачи Кеплера, движение частицы в поле вращающегося центрального тела. Обобщил принцип эквивалентности, решил уравнения поля для различных частных случаев, занимался исследованиями по релятивистской космологии и др. Ряд работ относится к физике Солнца, теории профилей линий в спектрах звезд с движущимися атмосферами. Работы по истории астрономии посвящены вопросам развития этой науки в Киеве. Умер 10 декабря 1984 года в Киеве. В честь ученого назван астериод № 3885. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедияAstronet.ru
|
1888
|
|
11 сентября 1888 года (30 августа по ст. ст) в селе Николаевке, ныне Козатинского района Винницкой области, родился Георгий Иосифович СУХОМЕЛ — ученый в области гидравлики и гидромеханики. Доктор технических наук, профессор. Академик АН УССР (1951). Заведующий кафедрой гидравлики Киевского политехнического института (1935—1949). Директор Института гидрологии и гидротехники АН УССР (1940—1958). Заслуженный деятель науки и техники УССР (1957). Лауреат Государственной премии СССР (1951).В 1913 году окончил Киевский политехнический институт. В 1914—1949 гг. преподавал в Киевском политехническом институте и одновременно с 1916 года — в Киевском гидромелиоративном институте. С 1927 года — научный сотрудник, а в 1940—1958 гг. — директор Института гидрологии и гидротехники АН УССР. Георгий Сухомел развил теорию разноразмерного движения жидкости со свободной поверхностью в открытых водотоках, экспериментально установил и теоретически доказал возможность двух форм движения воды в открытых руслах и гидротехнических сооружениях. Изучал движение судов по рекам и каналам; результаты этих исследований стали основой для разработки рекомендаций по безопасному плаванию в открытых фарватерах. Решил ряд проблем инженерной гидравлики. Основные научные труды: «О неравномерное движение жидкостей в открытых водоемах и сооружениях на них» (1938); «Неравномерное движение жидкостей в открытых руслах и гидротехнических сооружениях» (1940); «Изучение движения судов ограниченными фарватерами» (1956); «Исследование гидравлики открытых русел и сооружений» (1965). 28 сентября 1973 года в Киеве на фасаде здания Института гидромеханики АН УССР по улице Желябова № 8/4, где в 1956—1966 гг. работал выдающийся ученый в области гидравлики и гидромеханики, один из основателей института гидромеханики АН УССР академик АН УССР Георгий Иосифович Сухомел, была открыта мемориальная доска (бронза, гранит; барельеф; скульптор Н.М. Дерегус, архитектор А.А. Сницарев). Умер 18 июля 1966 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище. Википедия Сайт Института гидромеханики НАН Украины Сайт Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»
|
1852
|
|
С 11 сентября 1852 года (30 августа по ст. ст.) по 24 ноября 1862 года (12 ноября по ст. ст.) — правление генерал-губернатора князя, генерал-лейтенанта Иллариона Илларионовича ВАСИЛЬЧИКОВА (родился 21.10.1805).
Князь вошел в историю города под прозвищем «добрый мальчик», которое получил за либерализм, даже помыслить о котором в эпоху предшественника Васильчикова — Бибикова — не представлялось возможным. Васильчиков был в высшей степени порядочным человеком, оставил по себе в «матери городов русских» следующие заслуживающие упоминания среди прочих его благодетелей деяния. Когда в Киеве появилась украинская «Громада», он отказался признать ее деятельность антигосударственной, на чем настаивала высшая администрация государства во главе с императором. При Васильчикове было положено начало возведению собора Святого Владимира, освящен первый капитальный каменный красавец-мост через Днепр, названный Николаевским цепным мостом. До появления Васильчикова в Киеве здесь издавалась лишь одна казенная и довольно скучная газета — «Киевские губернские ведомости». В 1859 году генерал-губернатор на свой страх и риск выдал Альфреду фон Юнку разрешение на выпуск первой неофициальной газеты Юго-Западного края и одного из первых неофициальных изданий отечества — «Киевского телеграфа». Газета эта, в конце концов, за свою «националистическую» линию была закрыта «Валуевским циркуляром» и возрождена уже в новейшее время. В 1854 году Васильчиков распорядился, чтобы Дума «обозначила все названия улиц и номера зданий на специальных таблицах и прикрепила их с правой стороны каждой улицы, а состарившиеся заменила на новые». Так все 160 киевских улиц получили таблички с именами (ранее таковые существовали лишь на центральных магистралях). Васильчикову Киев обязан и учреждением Анатомического театра. В 1853 году, в его правление, был открыт и величественный памятник князю Владимиру. Умер князь 12 ноября 1862 года. Похоронили его с большими почестями в Киево-Печерской лавре, у Ближних пещер. ВикипедияАлександр Анисимов «Добрый мальчик»
|
1848
|
|
11 сентября 1848 года (30 августа по ст. ст.) в Киеве НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ЦЕПНОГО (НИКОЛАЕВСКОГО) МОСТА. Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793—1875). Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Напротив въезда на мост с правого берега была построена часовня в честь св.Александра Невского. Мост был освящен 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру.
Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году. Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште.
Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года. На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Покрытие проезжей части — деревянное. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине. Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди прочих рассматривался проект Н.А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского. В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов. Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив. В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая. 9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками. 10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е.О. Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош. 9 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией. После Великой Отечественной войны не восстанавливался. Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее. Виталий Ковалинский «Цепной мост» (.pdf).
|
1842
|
|
11 сентября 1842 года (30 августа по ст. ст.) в Киеве ОСВЯЩЕН КОСТЕЛ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА, давший название улице Костельной, спускавшейся на Крещатицкую площадь. Александровский костел, названный в честь царя Александра I, является самым древним костелом Киева. К началу ХХ ст. в Киеве проживало около 46 тысяч римо-католиков, назрела необходимость создания религиозного центра. В 1814 году римо-католическая община Киева приняла решение соорудить собственный костел. Деньги на строительство собирались с польской шляхты. Торжественная закладка собора, автором проекта которого стал петербургский архитектор Висконти, состоялась в 1817 году. Строительство было закончено лишь в 1842 году. Александровский костел был решён в формах классицизма, популярного в то время. В плане здание представляет собой квадрат, сверху увенчано куполом и двумя башнями. Главный вход украшен портиком. Архитектурное убранство собора довольно пышное. Его основной реликвий является привезенное из Италии распятие и чудесно выполненная копия Мадонны Рафаэля.
Костел и панорама «Голгофа». 1900-е гг.
В годы советской власти Александровский костел был закрыт для богослужений, в здании открыли планетарий и библиотеку.
Планетарий
В 1991 году храм был возвращен верующим, после чего началась реконструкция, завершившаяся в 1994 году.
Современный вид
Ныне Александровский костел не только самый древний костел Киева, но и главный католический храм города. На иллюстрации: акварель Тараса Шевченко «Александровский костел в Киеве». 1846 г. Виталий Ковалинский «Долгожданный костел» (.pdf). Википедия
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
Видеоканал «Виктор Некрасов» (YouTube)
|