1892
|
|
|
|
В 1892 году в Киеве ОСНОВАН ЗАВОД, КОТОРЫЙ ПРИНАДЛЕЖАЛ ЧАСТНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ — АКЦИОНЕРУ КОЛЛБ-СЕЛЕЦКОМУ, НЫНЕ ЭТО ЗАВОД ИМЕНИ АРТЕМА — одно из ведущих предприятий машиностроительной отрасли Украины, широко известное как в Украине так и в мире. Летом 1891 года, когда Лукьяновка была тихой окраиной Киева, в городскую управу поступило прошение: дворянин, инженер-технолог по образованию Эдуард Коллб-Селецкий хочет построить в своей усадьбе на углу улиц Татарской, Большой Дорогожицкой (ныне Мельникова) и Глубочицкого шоссе чугунолитейную и механическую мастерскую. «Добро» было получено. Весной 1892-го на вотчине дворянина заработали плавильная печь, два горна, токарный станок, и шестеро работников приступили к изготовлению медных аппаратов для производства минеральных вод. К концу года таких аппаратов изготовили два, в добавок отлили 24 тонны машинных принадлежностей из железа, меди, чугуна, свинца и олова. Спустя четыре года мастерскую взял в аренду инженер Станислав Ольшанский. Он превратил ее в солидное предприятие под названием «Днепровский машиностроительный завод в Киеве»: 75 работников (во всем городе тогда было всего около 850 рабочих — литейщиков и механосборщиков), 12 станков, 8 горнов... Когда в самом конце XIX века на юго-западе Российской империи вспыхнул «сахарный бум», — резко увеличились посевы сахарной свеклы на Киевщине, Волыни и в Подолии, — завод стал одним из крупнейших производителей станков для винокуренных и сахарных предприятий империи. Хотя теснота в цехе была такая, что работник, стоя за станком, локтем задевал соседа! Но поддержанию порядка способствовал строгий внутренний устав, введенный Ольшанским. Здесь, на Лукьяновке, было создано крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству управляемых авиационных ракет и бомб, ракетных установок, бомбовых контейнеров, средств наведения и другого оборудования для военной авиации и сил ПВО. Сегодня компания «Артем» более известна своими добротными, «оборонного» качества пылесосами, оснасткой для троллейбусов и тракторов, хирургическими инструментами... Но не зря на рекламных артемовских щитах начертано: «И не только пылесосы». За постперестроечные годы завод не утратил той мощи, что вывела его в лидеры советского машиностроения и военно-промышленного комплекса, и по сей день способен выпускать самую современную спецтехнику. На фотографии: продукция завода им. Артема. Сайт завода.
|
|
|
|
В 1892 году в Киеве появилась первая добровольная пожарная дружина (в 1892-м было учреждено Российское пожарное общество).
Традиционный парад дружины Киевского Вольного пожарного общества. 1909 г.
На иллюстрации: депо и каланча Вольного пожарного общества. Фото начала ХХ в. Анатолий Макаров «В пожарных депо Киева лошади проходили специальное обучение: они не боялись огня и умели... надевать на себя сбрую». Михаил Кальницкий «Ими восхищались киевлянки». Михаил Кальницкий «Француз о киевских пожарных».
|
|
|
|
В 1892 году в Киеве на ул. Владимирской, 45А по заказу инженера-технолога Василия Стефановича Качала известным киевским архитектором того времени Александром Хойнацким был ПОСТРОЕН ДОХОДНЫЙ ОСОБНЯК В СТИЛЕ РЕНЕСАНС. Каменный двухэтажный особняк с каретной частью, большим залом для балов был предназначен для предоставления в аренду зажиточным киевским семьям. Особняк был построен на территории усадьбы, приобретённой и записанной на имя М.Качалы, жены Василия Стефановича, во втором ряду и с улицы не просматривается. Симметричный рустованный фасадв стиле ренессанс украшен лепным орнаментальным фризом. В центре фасада – парадный вход, над которым расположен балкон. В кружево чугунного ограждения балкона вписаны буквы «М» и «К» — инициалы жены хозяина дома Марии Качалы. Дверь-окно — выход на балкон, щедро украшен архитектурными деталями. Парадные залы и гостиные особняка с изразцовыми печами и камином обильно украшены лепкой, из вестибюля на второй этаж ведёт парадная мраморная лестница с литым орнаментом ограждения, освещаемая через стеклянный потолок. Многим киевлянам хорошо было известно Имя Василия Качалы. Инженер-технолог Качала, австрийский подданный, выпускник Венского политехникума, считался видным специалистом в сахарной промышленности. К его профессиональным услугам прибегали знаменитые сахарозаводчики Терещенко. Параллельно он арендовал на Владимирском спуске заведение искусственных минеральных вод, где имелись также водолечебница, массажный кабинет, оздоровительные ванны и «прочие полезные процедуры». Доходами от своего бизнеса Василий Стефанович щедро делился с украинским национальным движением, поскольку и сам был украинцем, сыном галицкого священника и известного общественного деятеля Стефана Качалы. При заведении минеральных вод Качала содержал гостиницу, где охотно принимал заезжих галичан. Среди них был и его давний друг, самый знаменитый у нас подданный австрийской короны Иван Франко, останавливавшийся здесь в 1885—1886 годах. С 1911 года особняк арендовало Киевское общественное собрание, членами которого были выдающиеся деятели культуры начала ХХ столетия: Н.Лысенко, Н.Старицкий, Е.Пчилка и прочие. Это был клуб городской интеллигенции, превратившийся в центр общественной жизни Киева. В 1918 году в Доме поселилась местная комендатура, со временем, к началу войны, размещался клуб городских врачей. В годы оккупации немцы расположили здесь своеобразный клуб отдыха. В 1933 г. при Киевском Доме Ученых создается горная секция, ставшая организационным и методическим центром альпинистских и туристских групп, кружков в научных учреждениях города. До конца 1940-х гг. туристские и альпинистские группы, кружки, секции были общими, не разделялись. В 1944 году Академия наук УССР возвратилась из эвакуации. Научная жизнь восстанавливалась. Старое помещение Дома ученых не уцелело, и необходимо было найти другое помещение для организации отдыха ученых города. Жена вице-президента Академии наук А.В.Палладина — Н.Палладина была лично знакома с Хрущевым, что и побудило ее пойти на прием к председателю Совнаркома УССР. Разговор состоялся, и со временем Академия наук получила старинный домик по ул. Владимирской, 45.
В феврале 1945 года Дом ученых поселился по этому адресу. Википедия.
|
12
|
января
|
|
12 января 1892 года (30 декабря 1891 года по ст. ст.) в местечке Вертиевка, ныне Нежинского района Черниговской области, родился Михаил Петрович КИРПОНОС — военачальник, генерал-полковник (22 февраля 1941). Герой Советского Союза (1940).
На военной службе с 1915 года. Участвовал в Первой мировой войне. В 1917 году окончил военно-фельдшерскую школу. В Красной Армии с 1918 года. В годы Гражданской войны командовал батальоном, затем был начальником штаба, помощником командира и командиром полка, помощником начальника и комиссаром военной школы. После окончания Военной академии имени М.В.Фрунзе в 1927 году был начальником штаба дивизии, затем начальником и военкомом военного училища. В советско-финляндской войне (1939—1940) командовал дивизией. С апреля 1940 году командовал корпусом, затем — войсками Ленинградского военных округов. 22 февраля 1941 года Михаил Кирпонос назначен командующим Киевским Особым военным округом. С начала Великой Отечественной войны назначен командующий войсками Юго-Западного фронта. После оставления Киева во время выхода из окружения был смертельно ранен 20 сентября 1941 года вблизи хутора Дрюковщина Лохвицкого района Полтавской области. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. После войны останки перенесены в Киев, в 1957 году перепохоронены в парке Вечной славы. В 1953 году в Киеве именем Героя была названа улица на Нивках. В 1973 году на улице Кирпоноса, 20 установлен памятник Михаилу Петровичу Кирпоносу. Скульптор Г.Н. Кальченко, архитектор А.Ф. Игнащенко. Сайт «Герои страны»Википедия
|
13
|
февраля
|
|
13 февраля 1892 года (1-го по ст. ст.) в Киеве в семье рабочего завода «Арсенал» родилась Мария Ивановна ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ (по мужу — ВОЛЬГЕМУТ) — оперная певица (лирико-драматическое сопрано, педагог. Народная артистка УССР (1930). Народная артистка СССР (1936). Профессор (1944). Лауреат Сталинской премии СССР (1946).
В семь лет она уже пела в церковном хоре, а в четырнадцать пробовала свои силы в любительских театральных постановках. В 1908 году поступила в Киевское музыкальное училище в класс профессора М. Алексеевой-Юневич. После окончания училища, в 1912 году дебютировала в роли Наталки в опере Н.В. Лысенко «Наталка Полтавка» в Первом украинском стационарном театре Н.К. Садовского. Актёрскому мастерству училась у М. Заньковецкой. Выступала в оперных театрах Петрограда (1914—1916), Винницы (1919—1922), Харькова (1923—1935). С 1926 года одновременно выступала в спектаклях Украинского народного театра, с 1928 года — Первого передвижного государственного рабочего оперного театра (ГРОТ) в Полтаве, Кривом Роге, Днепропетровске, Сумах, Запорожье, Николаеве, Кременчуге, Харькове. С 1935 года — в Киевском театре оперы и балета, где она была ведущей солисткой на протяжении восемнадцати лет (1935—1953). Репертуар певицы включал более 70 оперных партий. Оперные партии: Первый украинский стационарный театр Н.К. Садовского: Наталка в опере «Наталка Полтавка» Н.В. Лысенко; Панночка в опере «Утопленная» Н.В. Лысенко; Оксана в опере «Запорожец за Дунаем» С.C. Гулак-Артемовского; Катерина в опере «Катерина» Н.Н. Аркаса; Петроградский театр музыкальной драмы: Лиза в опере «Пиковая дама» П.И. Чайковского; Оксана в опере «Черевички» П.И. Чайковского; Татьяна в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; Настасья в опере «Чародейка» П.И. Чайковского; Купава в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; Аида в опере «Аида» Дж. Верди; Микаэла в опере «Кармен» Ж. Бизе; Джульетта в опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; Винницкий музыкально-драматический театр: Эльза в опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера; Елизавета в опере «Тангейзер» Р. Вагнера; Национальный театр Украины, Харьков; Галька в опере «Галька» С. Монюшко; Одарка в опере «Запорожец за Дунаем» С.С. Гулак-Артемовского; Киевский театр оперы и балета: Ларина в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; Одарка в опере «Запорожец за Дунаем» С.С. Гулак-Артемовского; Терпелиха в опере «Наталка Полтавка» Н.В. Лысенко; Варвара в опере «Богдан Хмельницкий» К.Ф. Данькевича; Фильмография: 1953 — Запорожец за Дунаем — Одарка.
Мария Литвиненко-Вольгемут, Иван Паторжинский. Дуэт из оперы «Запорожец за Дунаем»
Мария Литвиненко-Вольгемут считалась одной из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара, была первой в СССР исполнительницей роли Турандот в одноимённой опере Дж. Пуччини. С 1944 года — профессор Киевской консерватории. Умерла 3 апреля 1966 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище. В 1967 году в Киеве именем выдающейся певицы названа улица. Енциклопедiя Сучасної України
|
14
|
февраля
|
|
14 февраля 1892 года в Варшаве родился Владимир Иосифович ПИРАДОВ — украинский дирижер, педагог. Народный артист Казахской ССР (1943). Народный артист УССР (1947). Профессор (1950).В 1914 году Владимир Пирадов окончил Тбилисское музыкальное училище. Работал в городах Закавказья, Казахстана, России. С 1936 года (с перерывом) — в Киевском театре оперы и балета (с 1950 года — главный дирижёр). В 1944—1947 гг. был главным дирижёром Харьковского театра оперы и балета. С 1950 года — профессор Киевской консерватории. Поставил оперы: «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. Глинки (1939); «Наймичка» М. Вериковского (1944); «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича (1953, первое исполнение).
Владимир Прокошев — Ариозо Ренато из оперы Дж. Верди «Бал-маскарад». Дирижёр — Владимир Пирадов. Запись 1948 г.
Михаил Гришко — Ария Грязного из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Оркестр Киевского государственного театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко. Дирижёр — Владимир Пирадов. Запись 1952 г.
Умер 20 апреля 1954 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Википедия (укр.) Пирадов Владимир Иосифович Музыкальная энциклопедия Українська Радянська Енциклопедія Сайт Байкового кладбища
|
2
|
марта
|
|
2 марта 1892 года (19 февраля по ст. ст.) в Саратове родился Евгений Александрович ТАТАРИНОВ — патофизиолог. Член-корреспондент АН УССР (1939). Заслуженный деятель науки УССР (1943).
В 1916 году окончил медицинский факультет Саратовского университета. В 1923—1925 годах — профессор Пермского, в 1925—1930 годах — Саратовского университетов, с 1930 года — Саратовского медицинского института. С 1931 года — заведующий кафедрой патофизиологии Киевского медицинского института (одновременно — заведующий отделом Института экспериментальной биологии и патологии). Научные работы ученого касаются общей патологии инфекций, реактивности организма, иммунитета, злокачественного роста, влиянию цитотоксичных сывороток культивирования тканей вне организма. Евгений Татаринов — автор основных разделов многотомного учебника «Основы патологической физиологии» (1933—1936). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер 10 мая 1950 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Википедия (укр.)
|
24
|
марта
|
|
24 марта 1892 года родился Софроний Терентьевич НОВИЦКИЙ — ученый-медик. Доктор медицинских наук (1938), профессор (1938). В 1922 году Софроний Новицкий окончил Киевский медицинский институт (ученик профессора И.А. Завьялова). В 1936 году защитил диссертацию на тему «Перелом шейки бедра у взрослых». В 1938—1941 годах возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомией Винницкого медицинского института. С 1942 года — заведующий кафедрой оперативной хирургии Ташкентского медицинского института. В 1945—1957 годах — заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Киевского медицинского института. В послевоенное время также заведовал кафедрой онкологии Киевского института усовершенствования врачей. Научные работы посвящены вопросам травматологии, онкологии, общей хирургии. Изучал анатомию тазобедренного сустава. Впервые в Украине внедрил наложение эластичного кровоспинного бинта на любом уровне конечности. Умер 8 апреля 1957 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Википедия (укр.)
|
4
|
апреля
|
|
4 апреля 1892 года (23 марта по ст. ст.) в Киеве в семье служащего родился Сергей Яковлевич ЖУК — гидротехник. Академик АН СССР (1953). Генерал-майор инженерно-технической службы (1943). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951). Герой Социалистического Труда (1952).
Учился во Второй Киевской гимназии, после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году Сергей Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, через год перевёлся на второй курс Института инженеров путей сообщения. В связи с нехваткой офицеров был переведен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое окончил в ноябре 1916 года (по официальной биографии — в 1917 году с отличием окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения). Руководил проектированием и строительством Беломорско-Балтийского канала, канала имени Москвы, Волго-Донского комплекса, Волго-Балтийского водного пути, ГЭС на Волге — Угличской, Рыбинской и др. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Умер 1 марта 1957 года в Москве. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади. Cайт «Герои страны»Википедия
|
18
|
апреля
|
|
18 апреля 1892 года (6-го по ст. ст.) в Киеве родился Николай Михайлович ФОРЕГГЕР (полная фамилия — ФОРЕГГЕР ФОН ГРЕЙФЕНТУРН) — театральный деятель широкого профиля: режиссер, хореограф, художник театра, театральный публицист. Основатель московской театральной студии Мастерская Фореггера (Мастфор). Народный артист УССР (1934). Семья из рода обрусевших австрийских баронов. Николай Фореггер окончил юридический факультет Киевского университета, но по специальности не работал. Отличное владение несколькими иностранными языками дало возможность Фореггеру серьёзно изучить различные области западной культуры и приобрести поистине энциклопедические знания. Его первоначальный интерес к театру также связан с Европой: ещё в 1915 году в Киеве он подготавливает исследование о демократических формах французского ярмарочного «театра четырех масок». Увлекся театральным искусством, жанром театральной условности: комедия дель арте, сценические формы, пародии, циркачество, биодвижение, танец, музыкальность, фарс, буффонада, гротеск. В 1916 году переехал в Москву, где в 1916—1918 гг. работал в Московском Камерном Театре и театре-кабаре «Кривое зеркало». Под псевдонимом Фракасс публиковал театральные зарисовки в петербургском журнале «Театр и искусство» А.Р. Кугеля. В 1918 году организовал в Москве, в своей квартире на Малой Никитской улице «Театр Четырех масок», где впертые попробовал себя как театральный режиссер. В постановке участвовали И.В. Ильинский и А.П. Кторов. В 1918—1919 гг. работал в воронежском Свободном театре; выезжал с агитпоездом на фронт. В 1920 году в Московском Доме печати на Арбате, дом № 7, создал мастерскую «Мастфор» («Мастерская Фореггера»), где через опыты стилизации и пародии пришел к современной комедии масок. Поставил «Танцы машин» (1922), в которых средствами акробатики и танца пытался воспроизвести ритм и характер производственных процессов. Параллельно с биомеханикой В.Э. Мейерхольда разрабатывал систему тефизтренажа (театрально-физическая тренировка). В своих постановках сочетал различные виды эстрадно-циркового искусства.
Николай Михайлович Фореггер С 1924 года, после пожара в «Мастфоре», работал в Москве и Ленинграде. В 1926 году поставил фильм «Северное сияние». В 1929—1934 гг. работал в Харьковском театре оперы и балета (до 1931 года — главный режиссер и главный балетмейстер). В 1934—1937 гг. работал в Киеве как режиссер и балетмейстер театра, затем цирка и эстрады. В 1937—1938 гг. главный режиссер Ногинского драматического театра, в 1938—1939 гг. — Куйбышевского драматического театра. Постановка оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в 1939 году в Куйбышевском театре оперы и балета стала его последним спектаклем. Умер 8 июня 1939 года от туберкулеза в Самаре. Википедия Энциклопедия Кругосвет
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|