1886
|
|
|
В 1886 году в Киеве родился Владимир Юрьевич ЭЛЬСНЕР — поэт, переводчик. О нем вспоминают в истории литературы чаще всего как о шафере на свадьбе Николая Гумилева и Анны Ахматовой (позже Эльснер уверял, что именно он «научил Ахматову писать стихи»), кроме того, им составлена самая полная и очень популярная в свое время «Антология современной поэзии» (4 тома), вышедшая в Киеве в 1909. Предельно широкая подборка стихотворений поэтов-модернистов делала уместной появление на ее страницах и произведений самого составителя. Именно с этой стороны, очевидно, знал его А.Блок, назвавший в своих дневниках Эльснера «киевским издателем». Впрочем, дневники А.Блока зафиксировали и другую, весьма резкую характеристику этого человека: «Эльснер — «выездной лакей» (Пяст) из Киева». Эльснер дебютировал сразу двумя книгами, вышедшими в 1913 году в Петербурге: «Выбор Париса» и «Пурпур Киферы: эротика». Не только античные мифы, но и весь образный строй его лирики, ритмы и интонации взяты были «из вторых рук». Самым очевидным было влияние В.Брюсова (типичная «детская болезнь» начинающих поэтов), но любопытно, что Эльснеру удалось стать «эпигоном эпигонов», подражая даже В.Гофману и П.Потемкину, — это и составило оригинальность киевского поэта. Вторая книга, щедро иллюстрированная (художники Н.Милиоти, Г.Якулов, М.Сарьян), вызвала уничижительную характеристику Брюсова: «подогретая водка». После революции Эльснер жил в Тбилиси, преподавал, в конце жизни выпустил еще два сборника стихов. Умер в 1964 году в Тбилиси. Владимир Эльснер. Сайт «Век перевода». Сайт «Либрусек». Роман Тименчик «Остров искусства». Русские поэты Серебряного века.
|
19
|
января
|
|
19 января 1886 года (7-го по ст. ст.) в Тарту Лифляндской губернии в семье врача родился Макс Моисеевич ГУБЕРГРИЦ — учёный-медик в области внутренних болезней. Профессор (1917). Академик АН Украинской ССР (1948). Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1935).
Работал в терапевтической клинике В.П. Образцова и на руководимой им кафедре (1911—1914). В 1915 году был командирован на стажировку в лабораторию И.П. Павлова. Исследования, проведённые в лаборатории, легли в основу совместной работе Губергрица и Павлова «Рефлекс свободы» (1915). Совместный доклад И.П. Павлова и М.М. Губергрица «Рефлекс свободы», сделанный в мае 1917 года в Петроградском биологическим обществе, был также опубликован в следующем году «Русском враче» (№№ 1—4), а в 1923 году совместная статья «Рефлекс свободы» в качестве XXVIII главы вошла в обобщающую монографию Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Докторскую диссертацию защитил в 1917 году при Военно-медицинской академии в Петрограде, получив место доцента на кафедре частной патологии и терапии в Киеве. С 1920 года — заведующий кафедрой частной патологии и терапии, а с 1928 года и до конца жизни — созданной им кафедрой пропедевтики внутренних болезней Киевского медицинского института. Одновременно возглавлял клиническое отделение Института питания (1930—1941) и Института эндокринологии АН УССР (1932—1934) в Киеве, с 1945 года — научный руководитель Института питания Министерства здравоохранения Украинской ССР. Научные труды посвящены главным образом нормальной физиологии и патофизиологии систем кровообращения, пищеварения, ноцицепции. Занимался разработкой диагностической методологии, в том числе аускультации сердечных тонов, функции поджелудочной железы, в особенности симптоматики панкреатита и аппендицита; вопросами лечебного питания, патогенеза язвенной болезни желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринных расстройств и др. Макс Губергриц — автор книг: Клиническая диагностика (при участии проф. А.С. Берлянда, Б.И. Гольдштейна и Х.И. Вайнштейна). Второе издание. Киев — Харьков, Госмедиздат УССР, 1947. Избранные труды. Вступительная статья проф. А.Я. Губергрица. Киев, Издательство Академии наук УССР, 1959. В годы Великой Отечественной войны работал в эвакогоспиталях Томска и Челябинска, занимался изучением экстренных вмешательств при проникающих ранениях грудной клетки. Был заместителем председателя правления Всесоюзного и Украинского терапевтических обществ. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Умер 6 мая 1951 года в Киеве. Енциклопедiя Сучасної України Википедия Вулиця Саксаганського, 36-а
|
9
|
марта
|
|
9 марта 1886 года (25 февраля по ст. ст.) в селе Нарбутовка Черниговской губернии родился Георгий (Егор) Иванович НАРБУТ — украинский художник-график, иллюстратор, автор первых украинских государственных знаков (банкнот и почтовых марок) и проекта герба Украинской державы. В 1906—1917 гг. жил в Петербурге. Как художник формировался под влиянием мастеров «Мира искусства» (в 1910-е гг. — член общества), главным образом И.Я.Билибина, у которого учился. Его графика отличается декоративностью и чёткостью контурного рисунка. С 1917 года работал в Киеве, ректор и один из основателей Украинской академии художеств.
Георгий Нарбут. Малый герб и печать украинского государства. 1918
Родной брат поэта и литературного деятеля Владимира Нарбута. Умер Георгий Нарбут 23 мая 1920 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище. Википедия Ігор Дудник «Від книжки до гривні. Український стиль Георгія Нарбута» Георгій Нарбут — основоположник національної графіки Віктор Гриневич «Георгій Нарбут малював правою і лівою рукою» Сказки и басни в иллюстрациях Георгия Нарбута
|
13
|
апреля
|
|
13 апреля 1886 года (1-го по ст. ст.) в Киеве ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ на 100 номеров. В начале 1885 года в офисе почтовой конторы на Крещатике на втором этаже выделили небольшое (64 квадратных метра) помещение для телефонной станции. Здесь разместились два коммутатора по 50 номеров каждый. Освящение станции состоялось 1 апреля 1885 года, но учреждение заработало на «полную катушку» позже. Тогда наличие в банке, конторе или ресторане телефона считалось признаком его респектабельности. Не случайно киевский телефонный номер «1» вырвал у конкурентов Бернард Семадени, владелец кондитерской напротив городской Думы. А через некоторое время общее число абонентов в городе достигло 63. Одновременно были открыты шесть «говорильных пунктов», причём самым первым из них традиционно считается тот, что был установлен в ресторане на Думской площади (ныне — Площадь Независимости). Абонент мог позвонить 70 частным лицам, у которых дома имелся телефон, и в 30 телефонизированных учреждений города. И хотя абонентская плата была достаточно высокой — 150 рублей в год, это было всё же более доступно, нежели условия фирмы Белла-Блека, у которой эта услуга стоила бы 250 рублей в год.
Почтовая контора на Крещатике
Телефонный бизнес развивался в Киеве весьма успешно, так что уже через четыре года, в 1890-м, удалось снизить абонентскую плату на треть — до 100 рублей в год. Это привело к резкому увеличению числа абонентов. Всего спустя два года после снижения цен, в 1892 году, количество абонентов увеличилось в четыре раза — теперь их стало 409. В 1912 году абонентов городской телефонной сети стало ещё в десять раз больше — 4200. Домашний телефон больше не воспринимался киевлянами как диковинка. Он стал символом высокого уровня доходов его обладателя. Виталий Ковалинский «Киевский телефон — юбиляр!» (.pdf)
|
25
|
апреля
|
|
25 апреля 1886 года (13-го по ст. ст.) в Елисаветграде родился Василий Никитич ЛУБЕНЦОВ — оперный певец (бас), камерный певец и музыкально-общественный деятель. Народный артист РСФСР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951) — за исполнение партии Ивана Хованского в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. С 1893 года жил в Одессе. Пению обучался в 1905—1910 годах на средства мецената Ралли в Одесском музыкальном училище (класс М. Полли). В этот период пел в хоре и небольшие партии на сцене одесской Итальянской оперы. В 1911—1913 годах выступал на сцене Одесского оперного театра (антреприза М.Ф. Багрова). В сезоне 1913/1914 пел попеременно в Киеве и Одессе. С 1914 по 1923 год — в Русской опере в Киеве. В начале 1920-х гг. Василий Лубенцов принимал участие в постановках Украинского Народного театра (художественный руководитель П. Саксаганский), где играл роль Отца Катерины («Катерина» Т. Шевченко) и Карася («Запорожец за Дунаем»). В этот период гастролировал также в Ярославле, Ростове-на-Дону, Астрахани, Саратове, Куйбышеве, Одессе (1923), Екатеринбурге (1924) и др. городах. В Киеве принимал участие в организации украинского театра «Музыкальная драма». В 1923—1952 годах пел на сцене московского Большого театра (дебютировал в партии Кончака), затем десять лет выступал там же эпизодически. Обладал глубоким, ровным голосом мягкого тембра и широкого диапазона, комедийным дарованием. Репертуар включал около 60 партий. Оперные партии: Раевский — «Декабристы» В.А. Золотарёва (1925, первый исполнитель); Борис Тимофеевич — «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (1935, первый исполнитель); врач Смирнов — «Броненосец „Потёмкин“» О.С. Чишко (1938, первый исполнитель); Гусев — «Мать» В.В. Желобинского (1939, первый исполнитель); Краснопёров — «От всего сердца» Г.Л. Жуковского (1951, первый исполнитель); Иван Хованский — «Хованщина» М.П Мусоргского; Варлаам — «Борис Годунов» М.П. Мусоргского; Фарлаф — «Руслан и Людмила» М.И. Глинки; Гремин — «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; Голова — «Черевички» П.И. Чайковского; Мельник — «Русалка» А.С. Даргомыжского; Кончак — «Князь Игорь» А.П. Бородина; Салтан — «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; Додон — «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова; дон Базилио — «Севильский цирюльник» Дж. Россини; Хундинг — «Валькирия» Р. Вагнера; Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно; дед Сашка — «Тихий Дон» И.И. Дзержинского; Половцев — «Поднятая целина» И.И. Дзержинского и др.
Василий Лубенцов. Песня Варлаама из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Запись 1948 г.
Выступал как концертный певец. Концертный репертуар Лубенцова включал произведения русских и зарубежных композиторов (в т.ч. сольную партию в «Реквиеме» Дж. Верди, с 1912), а также романсы Н. Лысенко, К. Стеценко, Я. Степового, украинские народные песни. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951). Умер 2 сентября 1975 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище. Википедия Сайт Большого театра Василий Лубенцов: кировоградец, покоривший Большой театр
|
9
|
мая
|
|
9 мая 1886 года (27 апреля по ст. ст.) в Луцке родилась Екатерина Ивановна ДЕСНИЦКАЯ — жена таиландского принца Чакрабона. Дочь председателя окружного суда Ивана Степановича Десницкого. Отец умер, когда Кате было 3 года. Вместе с матерью и старшим братом жила в Киеве. Училась в Фундуклеевской женской гимназии. После смерти матери в 1903 году жила с братом в Санкт-Петербурге. Окончив курсы сестёр милосердия, отправилась на Дальний Восток, где шла русско-японская война. Возвратилась оттуда с тремя наградами, в том числе и с Георгиевским крестом. Познакомилась с сиамским принцем Чакрабоном, вторым сыном короля Рамы V, который учился в Пажеском корпусе. В 1906 году вышла за него замуж. Венчание состоялось в Константинополе в греческой церкви Святой Троицы.
Поначалу сиамская королевская семья холодно приняла иностранную жену. В 1908 году у супругов родился сын, которого назвали Чула. В 1910 году умер король Рама V и королем Рамой VI стал его бездетный старший сын Вачиравудх, а Чакрабон — наследником престола. В 1911 году супруги приехали в Киев, где их приезд вызвал ажиотаж. Газеты и сплетни трезвонили лишь о землячке и ее муже. В дальнейшем киевлянин Константин Паустовский, бывший в те годы гимназистом, напишет свою «Повесть о жизни», где одной из героинь была некая Катюша Весницкая с весьма похожей «сиамской историей». В 1919 году брак Екатерины и Чакрабона распался. Она уехала в Шанхай, где поселился её брат Иван и была большая русская колония. Позднее вышла замуж за американца Гарри Клинтона Стоуна. Впоследствии они переехали в Париж, где Десницкая провела остаток жизни. Умерла 3 января 1960 года в Париже. На иллюстрации: Чакрабон, Екатерина Десницкая и принц Чула. Википедия Вiталiй Ковалинський «Принцеса з Києва» Екатерина Ивановна Десницкая
|
11
|
июня
|
|
11 июня 1886 года (30 мая по ст. ст.) в селе Износково, ныне Льговского района Курской области родилась Елизавета Алексеевна ХУТОРНАЯ (настояща фамилия — ОСТРОВЕРХОВА) — украинская актриса. Заслуженная артистка УССР (1951). Творческую деятельность начала в 1906 году в Театре Николая Садовского, где играла до 1920 года. Работала в театрах Ровно, Одессы, Донбасса, Полтавы и др. городов, в 1942—1957 гг. — в Житомирском (с 1944 года — Запорожском) украинском музыкально-драматическом театре им. Н. Щорса. Среди ролей — Василиса («Суета» И. Карпенко-Карого), Арина («Зимний вечер» М. Старицкого), Долорес («Каменный властилин» Леси Украинки), Мария Тарасовна («Платон Кречет» А. Корнейчука), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя) и др. Роли в кино: 1928 — «Три комнаты с кухней» — тетушка с котом, 1943 — «Радуга» — Грохачиха. Елизавета Хуторная награждена орденом Трудового Красного Знамени. Ушла из жизни 8 января 1980 года в Киеве. Жизни и творчеству актрисы посвящена книга Валерия Гайдабуры «Елизавета Хуторная» (Киев: «Мистецтво», 1985). Кино-Театр.ru Українська Радянська Енциклопедія Википедия (укр.)
|
6
|
августа
|
|
6 августа 1886 года (25 июля по ст. ст.) в селе Кодня, ныне Житомирского района Житомирской области родился Степан Корнеевич БОНДАРЧУК — украинский актер, режиссер и театральный деятель. Один из основателей «Молодого театра» в Киеве (1916—1919).
В 1916 году окончил Музыкально-драматическую школу им. Н.В. Лысенко в Киеве. Один из основателей «Молодого театра» (1916—1919) в Киеве, «Независимого театра» (1921—1922) в Житомире. Работал в «Березоле» (1922—1925), драматическом театре на Подолье (1925—1926), Одесской госдраме (1929). Возглавлял шестую мастерскую «Березоля» в Одессе (1924—1925), Киевский рабочий театр (1930), Винницкий (1932), Шуйский (1935—1936) и Бухарский (1937—1941) театры. Заметная роль — Парох («Молодость» Макса Гальбе). Среди других ролей в «Молодом театре» — Третий брат («Осень» Александра Олеся), отец Гильгер («Йоля» Ежи Жулавского), Жених («Горе лжецу» Франца Грильпарцера). Спектакли: «Весенняя сказка» А. Олеся (1921), «Затопленный звон» Г. Гауптмана (1922), «Бурьян» по А. Головко (1930). Степан Бондарчук — автор пьес «Пролог» (в соавторстве с Л. Курбасом), «Варнак», «Ведьма» (обе — по Т. Шевченко), статей о Лесе Курбасе и воспоминаний о «Молодом театре» в книге «Молодий театр. Генеза. Завдання. Шляхи» (1991). Умер 4 декабря 1970 года в Одессе. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)
|
7
|
ноября
|
|
7 ноября 1886 года (26 октября по ст. ст.) в Киеве родился Марк АЛДАНОВ (урождённый Марк Александрович ЛАНДАУ; АЛДАНОВ — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией) — прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.
Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье, окончил университет в Киеве (два факультета — физико-математический и юридический). Дебютировал в 1915 году критическим этюдом «Толстой и Роллан». Как секретарь антибольшевистского Союза возрождения России в 1918 году посетил ряд европейских столиц с целью добиться реальной помощи для борьбы против новой власти. В марте 1919 году эмигрировал, обосновался в Париже (в 1922—1924 годы жил в Берлине, редактировал воскресное приложение к газете «Дни»). Начиная с 1921 года Алданов был постоянным автором журнала «Современные записки», где впервые увидели свет все основные художественные произведения, созданные им до Второй мировой войны. Перебравшись в США вскоре после начала Второй мировой войны, Алданов много сил отдал «Новому журналу», основанному им вместе с М.О. Цетлиным и М.М. Карповичем. В этом журнале, перенявшем от «Современных записок» статус главного русского литературного издания за рубежами России, с 1943 года печатался роман Алданова «Истоки» (отд. издание 1950). В американский период творчества Алданов часто обращается к жанрам исторического портрета, описывая ярких деятелей рубежа XVIII—XIX вв., а также современных политиков (Ф. Карно, Гитлера, Сталина). Он вернулся во Францию в 1947 году. Наиболее значительным произведением последних лет стала «Повесть о смерти» (1953), в которой воссоздана история последних лет жизни О. Бальзака. Умер 25 февраля 1957 года в Ницце (Франция). Произведения в библиотеке А. БелоусенкоВикипедияІгор Сюндюков «Прозріння Марка Алданова»
|
31
|
декабря
|
|
31 декабря 1886 года (19-го по ст. ст.) в Ялте родился Николай Иванович ХАРИТО — композитор, поэт, автор всемирно знаменитого романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду...».
Рано проявились у Николая музыкальные способности. В пять лет он уже хорошо играл на фортепиано. После окончания ялтинской гимназии поступил на юридический факультет Киевского университета. В университете постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов. Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». Первыми услышали романс студенческие друзья автора и под обаянием сентиментального текста, легкой и ненавязчивой музыки и лиричного авторского исполнения обязали Николая немедленно издать романс у самого «Леона Идзиковского». Это было едва ли не самое популярное и авторитетное киевское издательство. Находилось оно на Крещатике. Владельцем издательства в описываемое время был сын Леона — Владислав Леонтьевич Идзиковский, который молодого, волнующегося неизвестного автора встретил приветливо, а когда тот, обретя уверенность, проиграл и спел свой романс, искренне похвалил и взял романс к изданию. Правда, оговорил необходимость незначительной редакции текста. Эту редакцию по просьбе Идзиковского выполнил его приятель, известный и весьма популярный тогда в Киеве исполнитель русских и цыганских романсов Василий Шумский. Он же стал и первым исполнителем романса в помещении Театра Бергонье. Первый успех подтолкнул Николая на создание новых романсов, которые Владислав Идзиковский издавал безоговорочно. Почти все произведения Николая Харито (а их у него было 48) были записаны на пластинки еще в дореволюционные годы. Галина Карева — «Отцвели хризантемы»
9 ноября 1918 года Николай Харито был приглашён в Тихорецк на свадьбу его университетского товарища А. Козачинского с Софьей Гонсеровой. Повышенное внимание к нему сестры Софьи, Веры, вызвало необузданную вспышку ревности у приехавшего из Петрограда барона Бонгартена, который выстрелом из пистолета в упор застрелил Харито. Он был похоронен на местном кладбище, и лишь через год мать Надежда Георгиевна Харито перевезла останки сына в Киев и похоронила на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, сестрой Николая — Еленой. Википедия
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|