1874
|
|
|
В 1874 году в Тифлисе родился Валериан Никитович РЫКОВ — архитектор, педагог. В 1897—1899 гг. работал помощником архитектора в Петербурге. В 1902 году окончил (с отличием) архитектурный отдел Академии искусств и после конкурсного проекта “Синодный двор для Петербурга” получил звание архитектора-художника. С 1906 по 1919 год работал преподавателем архитектуры в Киевском художественном училище (которое было подчинено Петербургской Академии искусств). С 1917 года глава комиссии по разработке устава архитектурного института. В 1934—1941 гг. работал руководителем кафедры архитектурного проектирования. По совместительству исполнял обязанности директора Киевского художественного института. Проекты: Здание бывших народных чтений (Здание Народной аудитории) на улице Бульварно-Кудрявской, 26 (1909) дом Иссерлиса (1909);Памятник княгине Ольге (1911);Контора Товия Апштейна. ул. Спаская, 12. (1912);Здание больницы "Мариинской общины сестер милосердия Красного креста" (ныне Научно-исследовательский институт кардиологии им. академика Н.Д. Стражеско, ул. Саксаганского, 75) (1913 г.);Xрам-памятник в стиле московской архитектуры XVI—XVII вв. в центре Братского или Военно-братского кладбища (совместно с Н.Н. Фетисов). (12 июня 1916 г. в присутствии государыни Императрицы Марии Федоровны);Дом работников кинофабрики (совместно с В.Л. Обремским, Зекцером и Карповаым) ул. Пушкинская, 7 (1926);Кинофабрика ВУФКУ (совместно с П.Ф. Савич) Комплекс сооружений разного технологического назначения общим объёмом 135 тыс. м2 на участке свыше 30 гектаров. Здание кинофабрики, теперь киностудия художественных фильмов им. А.П. Довженко (1926—1929 гг.);Надстройка (в соавторстве с А.В. Кобелевым) двух этажей над 2-х-этажном здании банка в стиле итальянской готики (ул. Октябрьской революции, 9), построенном ранее (1902—1905) по проекту А.В. Кобелева и А.М. Вербицкого. (1935);Интерьер кинотеатра "Шанцера" на Крещатике (был признан лучшим кинотеатром города);Ипподром в Киеве, ресторан «Рекорд» (на втором этаже) (совместно с скульптором Ф.П. Балавенский) (1915—1916);Доходный дом ул. Саксаганского, 68/21;Дом работников кинофабрики Пушкинская, 7 (совместно c В.Л. Обремским, архитекторов Зекцера и Карпова) (1926).Умер в 1942 году.
|
16
|
января
|
|
16 января 1874 года в Луганске родился Александр Михайлович ДОРОШЕНКО (ДОРОШЕВИЧ) — актер театра и кино. Герой Труда (1932). Народный артист РСФСР (1946).
Сценическую деятельность начал в Киеве в театрах Г. Деркача, М. Кропивницкого, М. Старицкого и др. В 1914 году переехал в Петербург, с 1919 года — в Москве. В 1940-е годы — актер Московского театра транспорта (ныне — Театр имени Гоголя). Большим успехом пользовался в бытовых, комедийно-характерных ролях. Особым успехом пользовались комедийно-характерные роли в исполнении Дорошенко: «Шельменко-деньщик» Г.Ф. Квитки-Основьяненко — Скворцов, Шельменко; «Король» С.С. Юшкевича — Гроссман; «Гаудеамус» Андреева — Онуфрий; «Джентльмен» А. Сумбатова-Южина — граф Остергаузен; «Штиль» и «Голос недр» Билль-Белоцерковского — Карапетянц и Лысенко; «Шельменко-деньщик» Г.Ф. Квитки-Основьяненко — Скворцов, Шельменко; «Мазепа» по Пушкину — Мазепа; «Бесталанная» И.К. Карпенко-Карого — Степан и др. Роли в кино: 1923 — «Борьба за «Ультиматум» — Ливен; 1923 — «Семья Грибушиных» — Грибушин, фабрикант; 1932 — «Просперити» — Дюрих; 1938 — «Митька Лелюк» — Бережной Леонид Павлович, пан помещик.
Александр Дорошенко в роли Леонида Павловича Бережного в фильме «Митька Лелюк» (1938)
Умер 26 октября 1950 года в Москве. Википедия Кино-Театр.ru
|
24
|
января
|
|
24 января 1874 года в Москве, в семье видного киевского адвоката Л.А. Куперника родилась дочь — Татьяна Львовна ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК — писательница, драматург, поэтесса и переводчица. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Правнучка великого актера Михаила Щепкина.Татьяна Щепкина-Куперник окончила киевскую гимназию. Писать начала в детстве — уже в 12 лет сочинила стихи в честь своего прадеда М.С. Щепкина. В 1892 году на сцене московского Малого театра была поставлена ее пьеса «Летняя картинка». В сезоне 1892—1893 гг. Щепкина играла в театре Корша. Щепкину-Куперник и её тогдашнюю подругу актрису Л.Б. Яворскую в это время связывал дружеский флирт с Антоном Чеховым, которого они прозвали «Авеланом» в честь адмирала Авелана. Татьяна Львовна сотрудничала в таких периодических изданиях, как «Артист», «Русские Ведомости», «Русская Мысль», «Северный Курьер», «Новое Время», пробуя себя в разных литературных жанрах.
Т.Л. Щепкина-Куперник. Портрет работы И.Е. Репина (1914)В период с 1895 по 1915 год выпустила более десятка прозаических и стихотворных сборников. Её стихотворение «На родине» («От павших твердынь Порт-Артура...») (1905) стало народной песней. Хорошо известны её достаточно вольные, получившие большую популярность переводы стихотворных пьес Э. Ростана («Принцесса Греза» — в оригинале «Дальняя принцесса», «Сирано де Бержерак», «Орленок», «Романтики», «Шантеклер»); перевела в стихах даже то, что в подлиннике написано прозой («Монна Джиованна» Метерлинка). Переводила также таких западных классиков, как Лопе де Вега, Уильям Шекспир, Джон Флетчер, Жан Батист Мольер, Карло Гольдони, Ричард Бринсли Шеридан. Ей принадлежат переводы стихов из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэррола. Щепкина-Куперник и сама написала ряд пьес — по большей части одноактных, в стихах («Месть Амура», «Вечность в мгновении», «Барышня с фиалками», «Счастливая женщина» и др.). Всего перевела на русский около 60 пьес. Дореволюционные издания: «Счастье» (повесть, 1895); «Из женских писем» (стихотворный сборник, 1898); «Незаметные люди» (сборник рассказов, 1900); «Ничтожные мира сего» (сборник рассказов, 1900); «Труждающиеся и обремененные» (сборник рассказов, 1903); «Странички жизни»; «Около кулис» (сборник зарисовок об актерах, 1903); «Письма из далека» (очерки путевых впечатлений от поездок по Западной Европе, 1903—1913); «Рассказы для детей»; «Мои стихи»; «Это было вчера…» (сборник рассказов, 1907 — уничтожен цензурой); «Некто» (повесть, 1910); «Облака» (стихотворный сборник, 1912); «Отзвуки войны» (стихотворный сборник, 1915). Издания советской эпохи: «Дни моей жизни» (мемуары, 1928); «О М.Н. Ермоловой» (мемуары, 1940); «Театр в моей жизни» (мемуары, 1948); «Избранное. Воспоминания и портреты. Рассказы и очерки. Драматические переводы» (1954); «Избранные переводы», т. 1—2 (1957—1958); «Из воспоминаний» (1959). Умерла 27 июля 1952 года в Москве. Википедия Собрание сочинений
|
18
|
марта
|
|
18 марта 1874 года (6-го по ст. ст.) в Киеве в дворянской семье родился Николай Александрович БЕРДЯЕВ — религиозный русский философ XX века.Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Николай Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс Киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». В 1894 году Бердяев поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешёл на юридический. В 1897 году был арестован, провел один месяц в тюрьме. В 1899 году был сослан на три года в Вологду. В 1901 году увидела свет его первая философская книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском». У Бердяева постепенно начинает складываться идея религиозно-христианской философии, он приходит в журнал «Новый путь». Эти идеи еще больше укрепляются в нем после поездки в 1907—1908 годах в Париж и общение с Мережковским. Вернувшись в Россию, он в Москве принимает активное участие в создании религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В 1911 году Бердяев публикует книгу «Философия свободы», а в 1914 году рождается книга «Смысл творчества», в которой ясно прослеживаются его религиозно-философские взгляды. В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним из учредителей «Лиги русской культуры» (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. В 1918 году он был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918—1919 годов организовал «Вольную академию духовной культуры», где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу «Тактического центра»; допрашивался лично Дзержинским; был освобожден, но ненадолго, летом 1922 года он снова был арестован ГПУ, и в сентябре 1922 года выслан из страны в Германию вместе с другими представителями русской интеллигенции (на так называемом «философском пароходе»). До 1924 года жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем. Вел активную общественную деятельность, руководил религиозно-философским журналом «Путь», ведущим изданием русской эмиграции. Устраивал межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных. В 1947 году Бердяев был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. На Западе получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Умер 24 марта 1948 года недалеко от Парижа. ВикипедияСочинения
|
10
|
мая
|
|
10 мая 1874 года в Киеве в семье действительного статского советника. родился Юрий Юрьевич ПАВЛОВИЧ — ученый-этнограф, художник-акварелист. Учился на юридическом факультете Киевского университета и рисовальной школе Н. Мурашко. Под влиянием профессора университета Д. Антоновича начал интересоваться этнографией. В 1890 году начал создавать в рисунках историю Киева. По окончании университета переехал в Петербург, где занимал должность бухгалтера банка (1896—1918). В свободное время делал зарисовки из жизни петербургских мещан. Особое влияние на Юрич Павловича произвело знакомство с антропологом, этнографом и археологом Федором Кондратьевичем Вовком. Юрий Павлович участвовал в этнографических экспедициях РАН. Создал альбом зарисовок пейзажей, национальной одежды, быта и архитектуры Финляндии (1905—1910). В 1903 году приезжал в Киев, Полтаву и Харьков. Встречался с Н.Ф. Беляшевским и Н. Сумцовым, совершенствовал методику этнографической фиксации и исследования народной культуры и быта. Сделанные зарисовки типажей городских жителей послал Сумцову для Этнографического музея при Харьковском университете. В начале ХХ века иллюстрировал детские книги («Кривенька качечка», «Солом'яний бичок», «Кобзарик», «Співаничок»). С 1918 года жил в Киеве, с 1921 года работал внештатным сотрудником Кабинета антропологии и этнологии имени Ф. Вовка. Участвовал в стационарном монографическом исследовании села Староселье, выполнив несколько сотен рисунков, которые стали основой экспозиции специальной выставки.
В 1926 году Кабинет получил от Юрия Павловича 5000 рисунков, среди которых изображения детских игрушек, бытовых предметов, земледельческих орудий, гончарных изделий. В 1928—1930 годы выполнил 1100 рисунков. Характерной спецификой этих документов является изображение предметов в их развитии от архаических до современных образцов. Графические и акварельные рисунки сгруппированы в тематические комплексы: «Народная техника», «Огонь», «Обработка животных, растительных и минеральных продуктов» и др. Значительное количество работ посвящено народному наряду. Создал 55000 цветных рисунков типов одежды Украины. Выполнял иллюстрации к исследованиям Л. Шульгиной («Приборы для освещения в селе Бубновке на Подолье», «Ткацкие станки в селе Мартиновичи на Киевщине, «Гончарство в селе Бубновка на Подолье», «Пчеловодство в селе Староселье на Черниговщине»), Н. Заглады («Иго» , «Быт крестьянского ребенка»). Также создал несколько альбомов о традициях и обрядах, молодежных забавах, персонажах демонологии. Основал метод картографирования. Работал над картой «Северная и Средняя Украины в типах народного костюма 1900—1909», оставшейся незавершенной. Вместе с В. Мамоновым создал карту «Украина в типах крестьянских домов конца XIX и начала ХХ века» (более 100 изображений), которая была изъята немцами, а в 1943—1945 годах восстановлена Ю. Павловичем. Ныне хранится в Институте искусствоведения, фольклористики и этнографии. Пропагандировал этнографические знания, организуя выставки своих работ. В послевоенное время работал в Государственном историческом музее и Институте искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Умер 14 сентября 1947 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище. Википедия (укр.) Ганна Скрипник «Сторінка з життя та художньо-етнографічної творчості Юрія Павловича»
|
12
|
мая
|
|
12 мая 1874 года (30 апреля по ст. ст.) в семье военного инженера в Иркутске родился Яков Модестович ГАККЕЛЬ — инженер, внёсший значительный вклад в развитие российского самолёто- и тепловозостроения первой половины XX века, учёный-электротехник. Профессор (1921). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940).
В 1897 году окончил Петербургский Электротехнический институт, после чего отправился работать в Сибирь (на Ленские прииски, близ г. Бодайбо). В Сибири он принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от неё до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи. В 1903 году Яковь Гаккель вернулся в Санкт-Петербург, где преподавал в Электротехническом институте, одновременно участвуя в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая. На полученную за это от Акционерного общества Вестингауза премию в 1909 году начал разрабатывать первый самолёт («Гаккель-I»). В этом же году совместно с С.С. Щетининым основал первое в России авиастроительное предприятие — Первое российское товарищество воздухоплавания «С.С. Щетинин». Всего до 1924 года он спроектировал около полутора десятков самолётов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух. Его аэропланы различной конструкции (среди которых был первый в России самолёт-амфибия) принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. Отсутствие заказов привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации, хотя занимался разработкой новых самолётов и позднее. Представленные им в начале 1920-х годов проекты не были реализованы из-за нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны. Впоследствии Яков Гаккель работал техническим директором аккумуляторного завода, где совместно с В. Миткевичем создал первый российский аккумулятор для подводных лодок. В 1918—1921 гг. — технический директор Управления киевского трамвая. В этот период разработал проект тепловоза мощностью 600 л. с. и с 1921 года возглавил Специальное конструкторское бюро в Санкт-Петербурге. 5 августа 1924 года на пути Балтийского судостроительного завода вышел построенный по его проекту тепловоз Щ эл1, один из первых в мире.
Тепловоз Щэл1В 1934 году Гаккель сконструировал паровой трактор, разработанная им паровая установка использовалась также на речных катерах. С 1936 года преподавал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Автор многих научных работ и изобретений. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 12 декабря 1945 года в Ленинграде. ВикипедияЕнциклопедiя Сучасної УкраїниЯ.М. Гаккель. Конструктор первого советского магистрального тепловозаГаккель Яков МодестовичАвиару.рф
|
9
|
октября
|
|
9 октября 1874 года (27 сентября по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Николай Константинович РЕРИХ — культурный и общественный деятель XX века, художник (создатель около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира), писатель (около 30 литературных трудов), путешественник (руководитель двух экспедиций в период 1923—1935). Младший брат — художник и архитектор Борис Рерих, в 1919—1923 гг. жил в Киеве. Тема Киевской Руси с юности и на всю жизнь увлекла Николая Рериха. В 1895 году, во время своего путешествия по Днепру, он побывал в Киеве, посетил Киево-Печерскую лавру и полюбил Киев на всю жизнь. «Я люблю этот город, — напишет он несколько лет спустя в письме к историку и писателю А.В. Половцову, — в нем меньше каменных коробок, меньше вялости, больше простора и шири сравнительно с нашим милым Петербургом». А вот как вспоминает Николай Рерих о своем пребывании в Киеве в статье «Украйна»: «Был яркий праздничный день, я пошел на базар. Тогда базар был истинно гоголевским сходбищем. Прекрасные плахты, мониста, шитые сорочки, ленты, ну и шаровары, «як сыне море». Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристах». В другой статье «Матери городов» Рерих уже как исследователь отмечает: «Поразительные тона эмалей; тонкость и изящество миниатюр; простор и спокойствие храмов; чудеса металлических изделий; обилие тканей; лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту; иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно». В 1895-1896 гг. художник завершает работу над полотнами «Вечер богатырства Киевского» (два варианта) и «Утро богатырства Киевского». Эти произведения были как бы предтечей целой серии картин на тему «Начало Руси. Славяне», в которой он собирался последовательно раскрыть отдельные моменты народной жизни. Первой работой этой серии стала картина «Гонец. Восстал род на род» (1897), дипломная работа, за которую Николаю Рериху присвоили звание художника. Сюжет картины и ее название Рериху подсказал исторический эпизод, описанный в «Повести временных лет». В год от сотворения мира 6370 или по современному летоисчислению – 862 – «восстал род на род, и были усобицы у них, и сами между собой воевать начали», повествует о славянских племенах летопись монаха Киево-Печерской лавры Нестора. Картина имела большой успех. Прямо со студенческой выставки ее купил П.М. Третьяков, а Л.Н. Толстой, посмотрев на большую фотографию картины, дал сердечное напутствие ее автору.
Фильм «Николай Рерих» (1976). Режиссер Роллан Сергиенко
На протяжении жизни Н.К. Рерих будет вновь и вновь обращаться к истории Киевской Руси, тщательно изучая и анализируя ее различные вехи. На его полотнах предстанет во всей глубине целая галерея древнерусских образов: «Плач Ярославны» (акад. эск., 1893), «Святополк окаянный» (1893), «Поход» (1899), «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1900), «Город строят» (1902), «Славянская деревня» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Борис и Глеб (Видение в ладье)» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Борис и Глеб» (для церкви в Шлиссельбурге, 1906), «Собирают дань» (эскиз, 1908), «Князь Игорь (Затмение)» (эскиз фриза для дома Бажанова, 1909), «Баян» (1910), «Св.Ольга» (эскиз росписи, 1915), «Волокут волоком» (1915), «Святой Глеб» (1920), «Радовашеся Ярослав Граду Киеву» (1938), «Поход Игоря» (1941), «Ярослав Мудрый» (1941), «Святые Борис и Глеб» (1942) и многие другие. Умер 13 декабря 1947 года в Кулу, Химачал-Прадеш, Индия.
|
8
|
ноября
|
|
8 ноября 1874 года (27 октября по ст. ст.) в Киеве родился Евгений Викторович ТАРЛЕ — историк. Доктор исторических наук (1911), профессор (1913). Академик АН СССР (1927). Трижды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943, 1946). Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.
В 1896 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Ученик профессора И.В. Лучицкого. С 1903 по 1917 год — приват-доцент Петербургского университета. В 1913—1918 гг. — профессор Юрьевского университета. С октября 1918 года — профессор Петроградского университета, затем ЛГУ и МГУ. В годы перед революцией 1905—1907 гг. создал галерею исторических портретов: Руайе-Коллара, Дж. Каннинга, Ч. Парнелла, Л. Гамбетты, А. Розбери и др. Магистерскую диссертацию (защищена в 1901 году в Киеве) посвятил анализу «Утопии» Т. Мора. Под влиянием первой русской революции Евгений Тарле первым среди историков «русской школы» в центр своих исследований поставил историю рабочего класса. В 1911 году защитил докторскую диссертацию «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1—2, 1909—1911). В капитальных трудах «Континентальная блокада» (1913) и «Экономическая жизнь королевства Италии в царствование Наполеона I» (1916) впервые ввёл в научный оборот многочисленные документы парижских, лондонских, гаагских архивов. Доказал, что континентальная блокада не оправдала надежд, возлагавшихся на неё Наполеоном. Его книга «Европа в эпоху империализма» (1927), базирующаяся на огромном конкретном материале, несмотря на наличие в ней спорных и даже ошибочных положений, явилась первой попыткой исторически осмыслить предысторию и историю I мировой войны 1914—1918 гг. Большое научное значение имели работы о революционной борьбе французского рабочего класса («Рабочий класс во Франции в первые времена машинного производства. От конца Империи до восстания рабочих в Лионе», 1928; «Жерминаль и прериаль», 1937). С 1930-х гг. вернулся к жанру исторических портретов («Наполеон», 1936, «Талейран», 1939). Участвовал также в подготовке коллективных трудов: «Французская буржуазная революция 1789—1794 гг.», «История дипломатии», учебников для вузов и др. Накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Евгением Тарле написаны работы большого патриотического значения о нашествии Наполеона на Россию, о Нахимове, Ушакове, Кутузове; закончено исследование «Крымская война» (т. 1—2, 1941—1943). Большую исследовательскую работу сочетал с большой публицистической и пропагандистской работой (статьи в прессе, лекции). Награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Умер 5 января 1955 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. ВикипедияХРОНОС
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|