1862
|
|
|
В 1862—1882 гг. в Киеве СООРУЖЕН ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Архитекторы И.В. Штром, П.И. Спарро, А.В. Беретти, В.М. Николаев. 15 июня 1862 года, в день празднования памяти князя Владимира, митрополитом Арсением была совершена закладка Владимирского собора. Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами. Внешний облик Владимирского собора приобрел характерные для большинства построек тех лет черты т.н. «Николаевского» стиля, а от предполагаемого древнего стиля пришлось отступить. Постройка шла до 1864 года, когда возведенные до куполов стены собора, арки и своды внезапно дали глубокие трещины. Работы были остановлены; для спасения постройки требовались колоссальные средства. Десять лет недостроенный храм простоял в ожидании своей участи. В 1875 году по воле Государя Александра Николаевича, работы возобновились; к 1882 году, спустя 20 лет после закладки, строительство наконец завершилось. Расписывать Владимирский собор были приглашены лучшие мастера своего времени. Руководство над работами по украшению Владимирского собора было поручено профессору искусств Адриану Прахову, выдающемуся знатоку русской старины, историку искусств, археологу. В оркестре художников, работавших над росписями, первая скрипка, безусловно, была сыграна Виктором Михайловичем Васнецовым. По окончании работ Виктор Михайлович произнес знаменитую фразу, подводящую черту под всем его трудом и подвигом: «Я поставил свечку Богу». Одаренный молодой живописец Михаил Нестеров, также приглашенный Праховым для работы над росписями, внес в общее художественное полотно собора потрясающе нежные, лиричные образы. Его замечательная особенность — «передавать красками не реальность события, а его благоухание, нечто неосязаемое…». Также над росписями работали художники Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские, авторы «Дней Творения» и композиций «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» и др. Если двух первых живописцев Прахов шутливо называл «греческими», то вторых — «варяжскими». Действительно, воспитанники европейских академий, Сведомские и Котарбинский явно тяготели к западноевропейской манере письма. Их работы послужили достойным фоном для уникальных и самобытных работ Васнецова и Нестерова — гимна возрождения русской национальной живописи. Несправедливо скромное место в истории росписей принадлежит гениальному художнику с трагической судьбой Михаилу Врубелю. Первоначально эскизы росписей разрабатывал именно он, однако они не были утверждены как окончательный вариант. Поучаствовать в росписи художнику удалось лишь выполнением некоторых орнаментов. Принимали участие в росписи собора и украинские художники иконописной мастерской А.И. Мурашко, среди них и его сын — А.А. Мурашко, а также выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Украинские мастера привнесли свой стиль, свой колорит. 1 сентября 1896 года (20 августа по ст. ст.), спустя 34 года после начала строительства, состоялось долгожданное освящение Владимирского собора. На торжествах присутствовали император Николай с супругой Александрой Федоровной. Освятил храм Высокопреосвященный митрополит Иоанникий. Все участники работ, некоторые посмертно, награждены памятной золотой медалью работы профессора Прахова. Википедия
|
|
|
|
В 1862 году инженером-технологом Федором Григорьевичем ДОНАТОМ ОСНОВАН ЮЖНОРУССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (до 1894 года — завод Доната, ныне — завод «Ленинская кузница»). Виталий Ковалинский «Завод Федора Доната» (.pdf) Сайт завода
|
2
|
января
|
|
2 января 1862 года (21 декабря по ст. ст. 1861 года) в Киеве в семье небогатого чиновника родился Владимир Андрианович БЕССМЕРТНЫЙ — архитектор. Главный архитектор Киева (1922—1931).
Владимир Бессмертный учился в Виленском реальном училище, а в 1885 году окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров, отслужил в армии и занялся строительной деятельностью. Работал в Житомире, потом перебрался в Киев, где больше 40 лет прожил в доме № 28 на Большой Подвальной улице (сейчас Ярославов Вал). В 1922—1931 гг. был главным архитектором города. Среди его работ в Киеве: доходный дом, ныне на улице Петра Сагайдачного, 10/5 (1898—1899); школа для глухонемых на Макаровской (ныне — угол улиц Пугачева и Герцена, адимистративный корпус областной больницы); строил по проекту А.В. Кобелева Казенную палату и казначейство на Львовской площади, 14 (после войны ничего не осталось от шпилей и пышного декора здания); участвовал в строительстве элеватора при мельнице Лазаря Бродского на Боричевом спуске (1907); доходный дом по заказу генерала-майора Ф. Ягимовского на Гоголевской улице, 23 (1909), известный в Киеве как «Дом с кошками»;
Ул. Гоголевская, 23, Киев
особняк по заказу Николая Степановича Грабаря, главы Киевского окружного суда на улице большой Дорогожицкой, 44 (сейчас Мельникова, 8) (1911); доходный дом Е. Томилиной на улице Львовской, 42 (улица Артема) (1911); доходный дом Ольги Андре на улице Львовской, 40/1 (улица Артема) (1911, в наши дни здание надстроено);
Здания по улице Артема, 40/1 и 42, Киев
дом на Кудрявской улице, 16 (сейчас здесь располагается ликеро-водочный завод) и многие др. Умер 6 октября 1940 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище. Википедия Выписка из метрической книги о рождении Владимира Бессмертного Архитектура (Владимир Бессмертный) Дом с котами (Википедия)
|
21
|
марта
|
|
21 марта 1862 года (9-го по ст. ст.) в Киеве (на Приорке) родился Николай Корнильевич ПИМОНЕНКО — украинский живописец. Николай Пимоненко получил начальное (пожалуй, и основное) художественное образование (1876—1882) в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко у И.К. Будкевича и Х.П. Платонова. C 1882 по 1884 год учился на Педагогических курсах Академии художеств. К сожалению, здоровье молодого художника не позволило ему полностью выполнить свою программу пребывания в Петербурге. Получив малую и большую поощрительные медали и аттестат на звание учителя рисования, Н. Пимоненко отбывает в Киев, где преподает в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко и Киевском художественном училище. Однако он не оставляет занятия живописью, в которой постоянно совершенствует свое мастерство. Темы для своих бытовых картин он берет из окружающей его жизни малороссиян. Интересен перечень названий его картин на ежегодных академических выставках: «Засватанная» (1886), «В Чистый четверг», «В разлуке», «На каникулах», «Художник» (все — 1887), «Святочное гаданье» (1888), «Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна» (1889). В 1891 году за картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» Н.К. Пимоненко получает звание почетного вольного общника Академии художеств.
«Жатва на Украине», 1896.
«Жертва фанатизма», 1898
В 1904 году ему присуждают звание академика. Н.К. Пимоненко активно участвует в общественной художественной жизни. Член Общества Мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы. Картины художника охотно приобретаются коллекционерами, и даже Лувр спешит стать собственником одной из картин живописца — в 1909 году он покупает «Гопак» Н.К. Пимоненко.
Николай Корнильевич Пимоненко
Был зятем художника Владимира Орловского. В 1883—1912 гг. жил на улице Гоголевская, 28 (усадьба В.Д. Орловского), где ему в 1952 году открыта мемориальная доска — мрамор; архитектор М.М. Говденко (не сохранилась).
Флигель в усадьбе В.Д. Орловского, где жил Н.К. Пимоненко. Фотография Михаила Кальницкого
Умер 26 марта 1912 года (13-го по ст. ст.) в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище.
Мистецтво як радість життя. Микола Пимоненко
В 1959 году в Киеве именем художника была названа улица. Википедия (укр.)
|
31
|
мая
|
|
31 мая 1862 года (19-го по ст. ст.) в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом родился Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ — русский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). В 1881—1884 гг. учился в Петербургской Академии Художеств. Творчество Нестерова связано с Киевом, в 1890—1895 гг. жил тут, принимал участие в росписях Владимирского собора. В 1890 году картину Михаила Нестерова «Отрок Варфоломей» увидел профессор Адриан Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, Михаил Нестеров отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства. В Киеве Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с работавшим вместе с ним во Владимирском соборе В. Васнецовым. Несмотря на то, что тогда участие настоящего художника в подобных работах считалось чем-то ниже его достоинства, именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность. С 1896 года — член Общества передвижников. Писал жанровые и исторические картины («Экзамены в сельской школе», 1894; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886), произведения на религиозную тему («Видение отроку Варфоломею», 1889—1990; «Великий постриг», 1897—1898), пейзажи («На горах», 1896; «Осенний пейзаж», 1906), портреты (М. Заньковецкой в роли Харитыны в спектакле «Служанка» И. Карпенко-Карого. 1984; художника Н. Ярошенко, 1897) и др. Умер 18 октября 1942 года в Москве. Википедия Михаил Кальницкий «Женщины художника Нестерова» Михайло Кальницький «Маловiдома адреса»
|
18
|
декабря
|
|
С 18 декабря 1862 года (6-го по ст. ст.) по 31 января 1865 года (19-го по ст. ст.) — ПРАВЛЕНИЕ генерал-губернатора генерал-адъютанта Николая Николаевича АННЕНКОВА (родился 17.12.1799 — умер 26.11.1865). Ревностно служил империи, возглавлял подавление польских мятежей 1863 года на Подолье. Волыни и Киевщине. Занимался организацией проведения водопровода в Киеве. При нем продолжалось строительство крепости на Печерске, а также дворцов для знати. Сносились частные дома, усадьбы, церковные строения, сады и парки. Печерск сильно изменил вид. Википедия
|
26
|
декабря
|
|
26 декаабря 1862 года (14-го по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Семен Яковлевич НАДСОН — поэт.
Год спустя семья переехала в Киев. Отец Надсона, умер от психического расстройства, когда Cемену было два года. Мать, Антонина Степановна Мамонтова, после смерти мужа c двумя детьми осталась в Киеве. Когда Надсону было семь лет, они уехали в Санкт-Петербург, где Семен поступил в приготовительный класс 1-й классической гимназии. Вскоре, его мать вышла замуж за Николая Гавриловича Фомина, управляющего Киевским отделением Российского общества страхования и транспортирования кладей, и уехала с ним в Киев. Брак был несчастливым. После одной из многочисленных семейных сцен Фомин в припадке умопомешательства повесился. Мать, с детьми, снова вернулась в Санкт-Петербург. В 1872 году Семена Надсона отдали пансионером во 2-ю военную гимназию. Весной 1873 года мать Надсона умерла от чахотки в возрасте 31 года. Надсона взял под своё попечение И.С. Мамонтов, а его сестру — Д.С. Мамонтов. В 1879 году Семен окончил 2-ю Военную гимназию и поступил в Павловское военное училище. В 1882 году его окончил и в чине подпоручика был направлен в Каспийский полк, стоявший в Кронштадте. Два года служил офицером. В 1884 году, заболев туберкулезом, вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. Несколько месяцев он был секретарем редакции «Недели», но вскоре болезнь груди приняла такой печальный оборот, что друзья поэта, при помощи литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, а потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 года друзья решили отвезти его назад в Россию. В этом же году вышла книга стихов Надсона, удостоенная Пушкинской премии. В России сначала жил в селе в Подольской губернии, с апреля 1886 года — под Киевом, в Боярке. Писал литературные фельетоны для киевской газеты «Заря». Это вовлекло его в полемику с критиком «Нового Времени» В.П. Бурениным, который в прозрачных намеках возвел на Надсона обвинение в том, что болезнь его притворная и служит для него только предлогом вымаливать пособия. Умирающий поэт, глубоко пораженный тяжким, незаслуженным обвинением, собирался ехать в Санкт-Петербург и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. В Киеве Надсон устроил вечер в пользу литературного фонда. Его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Болезнь продолжала развиваться и он для лечения переехал в Ялту, где умер 31 января 1887 года (19-го по ст. ст.). Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. В честь поэта в городе Боярка, в долине леса установлен местными энтузиастами в 1950-е годы памятный гранитный камень c надписью «Долина Надсона, воспетая поэтом». ВикипедияМ.В. Ватсон «С.Я. Надсон. Биографический очерк»Стихи Семена НадсонаСемен Надсон «Прощай, туманная столица!» (о Киеве)
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|