сегодня  22.10.2017
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
События по годам
1848
16 марта 16 марта 1846 года (4-го по ст. ст.) в Мстиславле, ныне Беларусь, родился Адриан Викторович ПРАХОВ — историк искусства, археолог и художественный критик.
В 1867 году окончил Петербургский университет, с 1873 года преподавал там же историю искусств.
С 1875 года преподавал в Академии Художеств в Петербурге, в 1887—1897 годы — в Киевском университете.
В Киеве руководил росписью Владимирского собора, исследовал ряд памятников древнерусской живописи XI—XIII вв., занимался также изучением искусства Древнего Востока, редактировал художественные отделы журнала «Пчела» (1875—1878) и «Художественные сокровища России» (1904—1907).



Иван Николаевич Крамской.
Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1879




Александр Александрович Мурашко.
Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1904


Умер Адриан Прахов 14 мая 1916 года в Ялте.
Жена — Эмилия Львовна Прахова (1849—1926, Киев), пианистка, ученица Ф. Листа. Содержала салон, который посещали люди искусства, работавшие над оформлением Владимирского собора. Стала прообразом для Матери Божьей в иконостасе Кирилловской церкви, написанной Н.А. Врубелем.
Сын — художник и искусствовед Николай Прахов.
Старшая дочь — мастерица художественной вышивки Елена Прахова. Младшая дочь — Ольга.
Внуки — Андриан Николаевич Прахов (1905, Киев — 1970, Киев), кинематографист, работал кинооператором на Киевской киностудии имени А. Довженко (фильмы — «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Пятый океан» и др.); Николай Николаевич Прахов (1907, остров Капри — 1971, Киев) — ботаник, путешественник и фотограф, был доцентом Киевского университета, исследовал флору Якутии и Тянь-Шаня, автор учебников по садоводству и цветоводству.
Правнучка — Александра Николаевна Прахова, дочь Н.Н. Прахова, художник-график.
В Киеве, на углу улиц Владимирская и Большая Житомирская, на доме № 11, в честь профессора А.В. Прахова установлена мемориальная доска работы скульптора Н. Дерегус.
На иллюстрации: Адриан Прахов (портрет работы Ильи Репина, 1866).
Сайт Владимирского собора
Ефрем Рябов «Адриан Викторович Прахов»
Википедия

2 апреля 2 апреля 1848 года (21 марта по ст. ст.) в Минске родился Владимир Вячеславович ПУХАЛЬСКИЙ — пианист, педагог, композитор и музыкальный деятель. Первый директор Киевской консерватории (1913—1914). Заслуженный профессор УССР (1928).
В 1874 году окончил Петербургскую консерваторию, в 1874—1876 гг. — ее преподаватель.
С 1877 по 1913 год — директор музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества, членом дирекции которого был в 1877—1888 гг. (заведующий музыкальной частью).
В 1913—1933 гг. — профессор Киевской консерватории, в 1913—1914 гг. — её первый директор).
Создал фортепианную школу, среди учеников — В. Горовиц, Г. Коган, К. Михайлов, Л. Николаев, А. Браиловский и др.
Владимир Пухальский как общественный деятель много сделал для развития музыкально-общественной жизни и музыкального образования в Украине.
Композиторское наследие Пухальского включает:
  • опера «Валерия» (постановка 1923);
  • симфония «В горах»;
  • «Малороссийская фантазия» для оркестра;
  • концерт для фортепиано с оркестром;
  • этюды и другие учебные сочинения для фортепиано;
  • романсы.
    Под его редакцией были изданы фортепианные сочинения многих композиторов.
    Умер 23 февраля 1933 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище.
    Википедия

  • 15 мая 15 мая 1848 года (3-го по ст. ст.) в селе Лопьял Вятской губернии в семье православного священника родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ — художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
    Старший брат художника Апполинария Васнецова.
    Виктор Васнецов учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
    Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева.
    С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
    Учился живописи в Петербурге — сперва у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
    Творчество великого художника-передвижника тесно связано с Киевом.
    Впервые Виктор Михайлович приехал сюда в 1871 году для работы над иллюстрациями к повести Гоголя «Тарас Бульба». Возможно, именно эта поездка и знакомство со святынями матери городов русских спустя почти 15 лет предопределили решение художника дать согласие на роспись Владимирского собора.
    Первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 году.
    В действительности же Васнецову и другим художникам (Нестеров, Котарбинский, Сведомский; несколько орнаментов выполнил также Врубель) понадобилось более 10 лет.

    Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но несмотря на столь экстремальные условия, он не останавливался и продолжал свою работу.
    По завершении росписей храма Васнецов был избран Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоен звания профессора живописи.
    Принимал участие в организации выставок произведений киевских художников.
    Автор картин «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1881—1998) и многие др.
    Полотно «Три царевны подземного царства» (1884) хранится в Киевcком Национальном музее русского искусства.
    Умер 23 июля 1926 года в Москве.
    Именем В.М. Васнецова в 1955 году названа улица в Киеве (Дарницкий район).
    В 1963 году на фасаде дома № 28 на улице Владимирская установлена мемориальная доска — гранит, барельеф; скульптор О.А. Супрун, архитектор В.И. Корнеева.
    Доска установлена по этому адресу ошибочно, в 1885—1889 гг. художник жил в доме № 32 (дом перестроен). Жил также на улице Владимирской в домах № 36 и № 42.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Википедия

    19 июня 19 июня 1849 года (7-го по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Павел Александрович СВЕДОМСКИЙ — живописец. Представитель академизма. Принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве.
    Потомственный дворянин. Брат художника Александра Александровича Сведомского (1848—1911).
    Детство провёл, как и его брат, в родовом имени — сел Михайловский Завод (Осинский уезд Пермской губернии).
    Учился в Дюссельдорфской Академии художеств и в Мюнхене у Эдуарда Гебгардта и Михая Мункачи.
    Путешествовал вместе с братом по городам Европы. С 1875 года братья обосновались в Риме, но почти ежегодно на лето приезжали в родовое имение Завод Михайловский.
    В 1879 году П.А. Сведомский получил звание Почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии».
    Участвовал в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников, в международных и др. выставках.
    Творчество П.А. Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию больших исторических полотен («Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке», «Сократ у дверей Ксантиппы»), а картины «Фульвия и голова Цицерона», «Римлянка у водоема» показали Сведомского как большого психолога и знатока женской души.
    Картина «Медуза» (1882) была куплена П.М. Третьяковым и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи.
    В последние годы жизни Павел Сведомский обратился к отечественной истории и жанровой живописи («Бедная невеста»; «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»).
    Особое значение в творчестве художника занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве, где работал с 1887 года около 5 лет.

    Тайная вечеря.

    Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский «Тайная вечеря».
    Роспись в соборе св. Владимира, Киев

    Суд Пилата

    Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский «Суд Пилата».
    Роспись в соборе св. Владимира, Киев

    Павел Сведомский в содружестве с Вильгельмом Котарбинским расписывали боковые — северные и южные — нефы собора, написали шесть сцен из жизни Христа («Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «Суд Пилата» и др.).
    Произведения П.А. Сведомского разбросаны по многим центральным и региональным музеям. В Пермской государственной художественной галерее находится полотно «Две римлянки с бубном и флейтой» и эскиз церковной росписи «Шествие Христа на распятие».
    В собрании Государственной Третьяковской галереи (Москва) — пять картин П.А. Сведомского, в т.ч. «Крестьянский двор» (1874) и «В мастерской масок» (1894).
    Умер 9 сентября 1904 года (27 августа по ст. ст.) в Давосе (Швейцария). Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.
    Сайт Владимирского собора
    Википедия
    Могилы знаменитостей

    7 сентября 7 сентября 1848 года (26 августа по ст. ст.) в местечке Златополь Киевской губернии родился Лазарь Израилевич БРОДСКИЙ — сахаропромышленник, меценат и филантроп. Потомственный почетный гражданин. Киевский 1-й гильдии купец. Коммерции советник (1897).
    Лазарь Бродский родился в семье еврейского предпринимателя Израиля Марковича Бродского. После смерти отца возглавил Александровское товарищество сахарных заводов, которое контролировало больше четверти всего производства сахара в Российской империи.
    Лазарь Бродский много средств тратил на благотворительность и строительство.
    На его средства содержалась еврейская больница в Киеве, учреждения еврейского образования. Также он финансировал строительство учреждений общегородского значения — Бактериологического института, Бессарабского крытого рынка, коммерческого училища поддерживал развитие системы трамвайного сообщения.
    Н. Пимоненко.
    Портрет Л.И. Бродского, 1897
    Именно за средства Бродского была построена Хоральная синагога, самая большая в Киеве. Здание было возведено в 1897—1898 гг. на его земле.
    Лазарь Бродский также был одним из инициаторов и спонсоров строительства в Киеве Политехнического института.
    В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, Бродский получил французский орден Почётного легиона за высокое качество продукции своих заводов.
    Кавалер орденов Российской империи Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира.
    Кроме всего прочего, Лазарь Бродский был членом Совета Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка, директором Правления Киевского общества водоснабжения, директором-распорядителем и членом Правления Общества мукомольной паровой мельницы, учредителем и председателем Правления Второго пароходного общества по Днепру и его притокам, членом Совета Киевского Общества взаимного кредита, членом Комитета и Комиссии по сооружению зданий Киевского политехнического института, почетным блюстителем Киево-Фундуклеевской женской гимназии и состоящего при ней павильона графини Левашевой, почетныч членом и председателем Общества борьбы с заразными болезнями.
    Состоял почетным членом Попечительства детских приютов, членом Киевского благотворительного общества для помощи бедным, почетным членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей, состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества, членом Киевского попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов, попечительства о недостаточных студентах Университета Св.Владимира, членом правления Общества домов трудолюбия и иных благотворительных учреждений.
    Умер 2 октября (24 сентября по ст. ст.) 1904 года в Базеле (Швейцария).
    Википедия
    Михаил Кальницкий «Сахарные короли»
    Юрий Волощенко «Лазарь Бродский. Благотворительность «сахарного короля»

    11 сентября 11 сентября 1848 года (30 августа по ст. ст.) в Киеве НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ЦЕПНОГО (НИКОЛАЕВСКОГО) МОСТА.
    Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793—1875).
    Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Напротив въезда на мост с правого берега была построена часовня в честь св.Александра Невского.
    Мост был освящен 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру.



    Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году.
    Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште.



    Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.
    На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.
    На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев.
    Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев.
    Покрытие проезжей части — деревянное.
    Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине.
    Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией.
    К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста.
    Среди прочих рассматривался проект Н.А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции.
    В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского.
    В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста.
    Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили.
    На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов.
    Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив.
    В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая.
    9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками.
    10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е.О. Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.
    9 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией.
    После Великой Отечественной войны не восстанавливался.
    Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.
    Виталий Ковалинский «Цепной мост» (.pdf).

    1 октября
    1 октября 1848 года (19 сентября по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Александр Александрович СВЕДОМСКИЙ — живописец. Представитель академизма. Участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
    Потомственный дворянин. Брат художника Павла Александровича Сведомского.
    Детство провёл, как и его брат, в родовом имении Михайловский Завод Осинского уезда Пермской губернии.
    Учился в Дюссельдорфской Академии художеств и в Мюнхене (Германия) у Эдуарда Гебгардта и Михая Мункачи.
    Путешествовал вместе с братом по художественным центрам Европы. С 1875 года братья поселились в Риме.
    По отзывам современников, мастерская Сведомских в Риме была своего рода (очагом искусства», где, по воспоминанию В.М. Васнецова, «…ютилась вся колония русских художников».
    Лето братья обычно проводили в родовом имении — Михайловском Заводе.
    Особое значение в творчестве Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве (1886—1896 гг.).

    Киев. Владимирский собор


    Александр Сведомский в основном писал пейзажи с элементами жанра. Экспонировал свои произведения на выставках Академии художеств, на международных и др. выставках.



    Александр Сведомский «Цыганский табор» (1884)

    Произведения А.А. Сведомского находятся в Государственной Третьяковской галерее («Улица в Помпеях», 1882 г.; «На берегу Тибра», 1886 г.), Пермской государственной художественной галерее («На дворе гостиницы в Риме»), музее города Сарапула («Автопортрет») и др. собраниях.
    Пейзажи Кипра и Помпеи, виды итальянских городов, а также пейзажи, написанные в Михайловском Заводе, находятся в Италии у наследников Сведомских.
    После долгого перерыва и забвения работы А.А. и П.А. Сведомских экспонировались в 2001 года в Генуе на выставке «Врубель, Кандинский, Явленский и русские художники в Генуе и на Ривьере. В направлении Лигурии», в 2004 г. — в Государственной Третьяковской галерее (Москва) на выставке «Пленники красоты», в 2005 г. — в Пермской государственной художественной галерее на выставке «Очарованные Италией. Павел и Александр Сведомские и русские художники второй половины ХIХ в.».
    Умер 15 июня 1911 года (2-го по ст. ст.) в Риме (Италия).
    Википедия

    6 ноября 6 ноября 1848 года (25 октября по ст. ст.) в селе Ардатовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии родился Степан Тимофеевич ГОЛУБЕВ — церковный историк.
    Отец монархического деятеля Владимира Голубева и архиепископа Гермогена (Голубева).
    С 1870 по 1874 год учился в Киевской Духовной академии.
    Печататься начал с 1872 года, опубликовав свою работу «Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» в «Трудах КДА».
    24 мая 1874 года Степан Голубев был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания за успехи в учёбе и за труд «Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исайи Копинскому».
    27 сентября 1874 года Голубев стал приват-доцентом на кафедре русской церковной истории Киевской Духовной академии.
    15 сентября 1883 года он получил степень магистра богословия за труд: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883). Эта работа была высоко оценена, и за неё Голубев получил половинную Уваровскую и Макарьевскую премии Священного Синода.
    С 15 февраля 1884 года состоял штатным доцентом по кафедре истории и обличения русского раскола.
    5 марта 1885 года его также избрали приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира по кафедре церковной истории.
    Голубев являлся членом Исторического общества Нестора-летописца, Общества истории и древностей российских, Киевской археографической комиссии для разбора памятников, Киевского церковно-исторического и археологического общества при КДА, почётным членом Пензенского историко-статистического и археологического комитета и других научных обществ, также состоял членом Киевского клуба русских националистов.
    Был награжден орденами св. Анны II степени, св. Владимира III степени, св. Станислава I степени.
    После Октябрьской революции участвовал в обсуждении проектов по развитию богословского образования.
    Умер 22 ноября 1920 года в Киеве, похоронен на верхнем кладбище Флоровского монастыря на Замковой горе.
    Википедия
    Богослов.ru

    25 декабря 25 декабря 1848 года (13-го по ст. ст.) в селе Маячка, ныне Полтавской области, в семье священника родился Орест Иванович ЛЕВИЦКИЙ — украинский историк, правовед, археограф, архивист, этнограф и беллетрист. Академик ВУАН (с 1918 года) и ее второй президент (1922).
    Окончил Полтавское духовное училище и семинарию (1859-1869).
    Учился на юридическом и историко-филологическом факультете Киевского университета (1870-1874), ученик Владимира Антоновича.
    В 1874-1921 гг. работал ответственным секретарем Временной комиссии по рассмотрению старинных актов и ее первый историограф.
    В 1874-1909 гг. преподавал русский язык в Четвертой Киевской прогимназии и в 1876-1877 гг. — географию в музыкальном училище.
    С 1879 по 1887 год был помощником заведующего Центрального архива в Киеве.
    Один из основателей Украинской академии наук и ее первых академиков по отделу социальных наук (1918), секретарь (1918-1920) и председатель отдела социально-экономических наук (1920-1922).
    В 1919-1921 гг. — заместитель президента, в 1922 году — президент Украинской академии наук.
    Он был членом Исторического общества Нестора-летописца, Научного общества имени Шевченко, Комитета по охране памятников истории и искусства, Киевского юридического общества и других организаций.
    Орест Левицкий — автор более 200 научных трудов по истории Украины XVI-XIX веков.
    С именем ученого связаны первые научные издания летописей, исторических произведений, актовых материалов «Архива Юго-Западной России» с обстоятельными вступительными статьями, текстологического примечаниями и научными комментариями.
    Умер 9 мая 1922 года в селе Березовка, ныне Черкасской области.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Википедия (укр.)

    <Октябрь 2017>
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    2526272829301
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

    Сайт памяти Виктора Некрасова

    Киевские адреса
    В. Некрасова




    free counters

    Код для вставки на сайт или в блог

    2010-2017 © Интернет-проект «Киевский календарь».
    При полном или частичном использовании материалов
    ссылка на www.calendar.interesniy.kiev.ua обязательна.