сегодня  20.08.2017
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
События по годам
1848
16 марта 16 марта 1846 года (4-го по ст. ст.) в Мстиславле, ныне Беларусь, родился Адриан Викторович ПРАХОВ — историк искусства, археолог и художественный критик.
В 1867 году окончил Петербургский университет, с 1873 года преподавал там же историю искусств.
С 1875 года преподавал в Академии Художеств в Петербурге, в 1887—1897 годы — в Киевском университете.
В Киеве руководил росписью Владимирского собора, исследовал ряд памятников древнерусской живописи XI—XIII вв., занимался также изучением искусства Древнего Востока, редактировал художественные отделы журнала «Пчела» (1875—1878) и «Художественные сокровища России» (1904—1907).



Иван Николаевич Крамской.
Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1879




Александр Александрович Мурашко.
Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1904


Умер Адриан Прахов 14 мая 1916 года в Ялте.
Жена — Эмилия Львовна Прахова (1849—1926, Киев), пианистка, ученица Ф. Листа. Содержала салон, который посещали люди искусства, работавшие над оформлением Владимирского собора. Стала прообразом для Матери Божьей в иконостасе Кирилловской церкви, написанной Н.А. Врубелем.
Сын — художник и искусствовед Николай Прахов.
Старшая дочь — мастерица художественной вышивки Елена Прахова. Младшая дочь — Ольга.
Внуки — Андриан Николаевич Прахов (1905, Киев — 1970, Киев), кинематографист, работал кинооператором на Киевской киностудии имени А. Довженко (фильмы — «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Пятый океан» и др.); Николай Николаевич Прахов (1907, остров Капри — 1971, Киев) — ботаник, путешественник и фотограф, был доцентом Киевского университета, исследовал флору Якутии и Тянь-Шаня, автор учебников по садоводству и цветоводству.
Правнучка — Александра Николаевна Прахова, дочь Н.Н. Прахова, художник-график.
В Киеве, на углу улиц Владимирская и Большая Житомирская, на доме № 11, в честь профессора А.В. Прахова установлена мемориальная доска работы скульптора Н. Дерегус.
На иллюстрации: Адриан Прахов (портрет работы Ильи Репина, 1866).
Сайт Владимирского собора
Ефрем Рябов «Адриан Викторович Прахов»
Википедия

2 апреля 2 апреля 1848 года (21 марта по ст. ст.) в Минске родился Владимир Вячеславович ПУХАЛЬСКИЙ — пианист, педагог, композитор и музыкальный деятель. Первый директор Киевской консерватории (1913—1914). Заслуженный профессор УССР (1928).
В 1874 году окончил Петербургскую консерваторию, в 1874—1876 гг. — ее преподаватель.
С 1877 по 1913 год — директор музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества, членом дирекции которого был в 1877—1888 гг. (заведующий музыкальной частью).
В 1913—1933 гг. — профессор Киевской консерватории, в 1913—1914 гг. — её первый директор).
Создал фортепианную школу, среди учеников — В. Горовиц, Г. Коган, К. Михайлов, Л. Николаев, А. Браиловский и др.
Владимир Пухальский как общественный деятель много сделал для развития музыкально-общественной жизни и музыкального образования в Украине.
Композиторское наследие Пухальского включает:
  • опера «Валерия» (постановка 1923);
  • симфония «В горах»;
  • «Малороссийская фантазия» для оркестра;
  • концерт для фортепиано с оркестром;
  • этюды и другие учебные сочинения для фортепиано;
  • романсы.
    Под его редакцией были изданы фортепианные сочинения многих композиторов.
    Умер 23 февраля 1933 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище.
    Википедия

  • 15 мая 15 мая 1848 года (3-го по ст. ст.) в селе Лопьял Вятской губернии в семье православного священника родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ — художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
    Старший брат художника Апполинария Васнецова.
    Виктор Васнецов учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
    Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева.
    С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
    Учился живописи в Петербурге — сперва у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
    Творчество великого художника-передвижника тесно связано с Киевом.
    Впервые Виктор Михайлович приехал сюда в 1871 году для работы над иллюстрациями к повести Гоголя «Тарас Бульба». Возможно, именно эта поездка и знакомство со святынями матери городов русских спустя почти 15 лет предопределили решение художника дать согласие на роспись Владимирского собора.
    Первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 году.
    В действительности же Васнецову и другим художникам (Нестеров, Котарбинский, Сведомский; несколько орнаментов выполнил также Врубель) понадобилось более 10 лет.

    Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но несмотря на столь экстремальные условия, он не останавливался и продолжал свою работу.
    По завершении росписей храма Васнецов был избран Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоен звания профессора живописи.
    Принимал участие в организации выставок произведений киевских художников.
    Автор картин «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1881—1998) и многие др.
    Полотно «Три царевны подземного царства» (1884) хранится в Киевcком Национальном музее русского искусства.
    Умер 23 июля 1926 года в Москве.
    Именем В.М. Васнецова в 1955 году названа улица в Киеве (Дарницкий район).
    В 1963 году на фасаде дома № 28 на улице Владимирская установлена мемориальная доска — гранит, барельеф; скульптор О.А. Супрун, архитектор В.И. Корнеева.
    Доска установлена по этому адресу ошибочно, в 1885—1889 гг. художник жил в доме № 32 (дом перестроен). Жил также на улице Владимирской в домах № 36 и № 42.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Википедия

    19 июня 19 июня 1849 года (7-го по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Павел Александрович СВЕДОМСКИЙ — живописец. Представитель академизма. Принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве.
    Потомственный дворянин. Брат художника Александра Александровича Сведомского (1848—1911).
    Детство провёл, как и его брат, в родовом имени — сел Михайловский Завод (Осинский уезд Пермской губернии).
    Учился в Дюссельдорфской Академии художеств и в Мюнхене у Эдуарда Гебгардта и Михая Мункачи.
    Путешествовал вместе с братом по городам Европы. С 1875 года братья обосновались в Риме, но почти ежегодно на лето приезжали в родовое имение Завод Михайловский.
    В 1879 году П.А. Сведомский получил звание Почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии».
    Участвовал в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников, в международных и др. выставках.
    Творчество П.А. Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию больших исторических полотен («Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке», «Сократ у дверей Ксантиппы»), а картины «Фульвия и голова Цицерона», «Римлянка у водоема» показали Сведомского как большого психолога и знатока женской души.
    Картина «Медуза» (1882) была куплена П.М. Третьяковым и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи.
    В последние годы жизни Павел Сведомский обратился к отечественной истории и жанровой живописи («Бедная невеста»; «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»).
    Особое значение в творчестве художника занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве, где работал с 1887 года около 5 лет.

    Тайная вечеря.

    Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский «Тайная вечеря».
    Роспись в соборе св. Владимира, Киев

    Суд Пилата

    Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский «Суд Пилата».
    Роспись в соборе св. Владимира, Киев

    Павел Сведомский в содружестве с Вильгельмом Котарбинским расписывали боковые — северные и южные — нефы собора, написали шесть сцен из жизни Христа («Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «Суд Пилата» и др.).
    Произведения П.А. Сведомского разбросаны по многим центральным и региональным музеям. В Пермской государственной художественной галерее находится полотно «Две римлянки с бубном и флейтой» и эскиз церковной росписи «Шествие Христа на распятие».
    В собрании Государственной Третьяковской галереи (Москва) — пять картин П.А. Сведомского, в т.ч. «Крестьянский двор» (1874) и «В мастерской масок» (1894).
    Умер 9 сентября 1904 года (27 августа по ст. ст.) в Давосе (Швейцария). Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.
    Сайт Владимирского собора
    Википедия
    Могилы знаменитостей

    7 сентября 7 сентября 1848 года (26 августа по ст. ст.) в местечке Златополь Киевской губернии родился Лазарь Израилевич БРОДСКИЙ — сахаропромышленник, меценат и филантроп. Потомственный почетный гражданин. Киевский 1-й гильдии купец. Коммерции советник (1897).
    Лазарь Бродский родился в семье еврейского предпринимателя Израиля Марковича Бродского. После смерти отца возглавил Александровское товарищество сахарных заводов, которое контролировало больше четверти всего производства сахара в Российской империи.
    Лазарь Бродский много средств тратил на благотворительность и строительство.
    На его средства содержалась еврейская больница в Киеве, учреждения еврейского образования. Также он финансировал строительство учреждений общегородского значения — Бактериологического института, Бессарабского крытого рынка, коммерческого училища поддерживал развитие системы трамвайного сообщения.
    Н. Пимоненко.
    Портрет Л.И. Бродского, 1897
    Именно за средства Бродского была построена Хоральная синагога, самая большая в Киеве. Здание было возведено в 1897-1898 гг. на его земле.
    Лазарь Бродский также был одним из инициаторов и спонсоров строительства в Киеве Политехнического института.
    В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, Бродский получил французский орден Почётного легиона за высокое качество продукции своих заводов.
    Кавалер орденов Российской империи Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира.
    Кроме всего прочего, Лазарь Бродский был членом Совета Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка, директором Правления Киевского общества водоснабжения, директором-распорядителем и членом Правления Общества мукомольной паровой мельницы, учредителем и председателем Правления Второго пароходного общества по Днепру и его притокам, членом Совета Киевского Общества взаимного кредита, членом Комитета и Комиссии по сооружению зданий Киевского политехнического института, почетным блюстителем Киево-Фундуклеевской женской гимназии и состоящего при ней павильона графини Левашевой, почетныч членом и председателем Общества борьбы с заразными болезнями.
    Состоял почетным членом Попечительства детских приютов, членом Киевского благотворительного общества для помощи бедным, почетным членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей, состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества, членом Киевского попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов, попечительства о недостаточных студентах Университета Св.Владимира, членом правления Общества домов трудолюбия и иных благотворительных учреждений.
    Умер 2 октября (24 сентября по ст. ст.) 1904 года в Базеле (Швейцария).
    Википедия.
    Михаил Кальницкий «Сахарные короли»
    Юрий Волощенко «Лазарь Бродский. Благотворительность «сахарного короля»

    11 сентября 11 сентября 1848 года (30 августа по ст.ст.) в Киеве НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ЦЕПНОГО (НИКОЛАЕВСКОГО) МОСТА.
    Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793-1875).
    Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Напротив въезда на мост с правого берега была построена часовня в честь св.Александра Невского.
    Мост был освящен 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру.



    Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году.
    Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште.



    Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.
    На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.
    На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев.
    Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев.
    Покрытие проезжей части — деревянное.
    Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине.
    Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией.
    К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста.
    Среди прочих рассматривался проект Н.А.Белелюбского по реконструкции поворотной секции.
    В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского.
    В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста.
    Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили.
    На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов.
    Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив.
    В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая.
    9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э.Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками.
    10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е.О.Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.
    9 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией.
    После Великой Отечественной войны не восстанавливался.
    Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.
    Весной 2010 года, вследствие временного понижения уровня воды можно было увидеть остатки трех опор Цепного моста.
    Виталий Ковалинский «Цепной мост» (.pdf).

    1 октября 1 октября 1848 года (19 сентября по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Александр Александрович СВЕДОМСКИЙ — живописец. Представитель академизма. Участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
    Потомственный дворянин. Брат художника Павла Александровича Сведомского.
    Детство провёл, как и его брат, в родовом имении Михайловский Завод Осинского уезда Пермской губернии.
    Учился в Дюссельдорфской Академии художеств и в Мюнхене (Германия) у Эдуарда Гебгардта и Михая Мункачи.
    Путешествовал вместе с братом по художественным центрам Европы. С 1875 года братья поселились в Риме.
    По отзывам современников, мастерская Сведомских в Риме была своего рода (очагом искусства», где, по воспоминанию В.М. Васнецова, «…ютилась вся колония русских художников».
    Лето братья обычно проводили в родовом имении — Михайловском Заводе.
    Особое значение в творчестве Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве (1886-1896 гг.).

    Киев. Владимирский собор


    Александр Сведомский в основном писал пейзажи с элементами жанра. Экспонировал свои произведения на выставках Академии художеств, на международных и др. выставках.



    Александр Сведомский «Цыганский табор» (1884)

    Произведения А.А. Сведомского находятся в Государственной Третьяковской галерее («Улица в Помпеях», 1882 г.; «На берегу Тибра», 1886 г.), Пермской государственной художественной галерее («На дворе гостиницы в Риме»), музее города Сарапула («Автопортрет») и др. собраниях.
    Пейзажи Кипра и Помпеи, виды итальянских городов, а также пейзажи, написанные в Михайловском Заводе, находятся в Италии у наследников Сведомских.
    После долгого перерыва и забвения работы А.А. и П.А. Сведомских экспонировались в 2001 года в Генуе на выставке «Врубель, Кандинский, Явленский и русские художники в Генуе и на Ривьере. В направлении Лигурии», в 2004 г. — в Государственной Третьяковской галерее (Москва) на выставке «Пленники красоты», в 2005 г. — в Пермской государственной художественной галерее на выставке «Очарованные Италией. Павел и Александр Сведомские и русские художники второй половины ХIХ в.».
    Умер 15 июня 1911 года (2-го по ст. ст.) в Риме (Италия).
    Википедия
    Сведомский Александр Александрович

    6 ноября 6 ноября 1848 года (25 октября по ст. ст.) в селе Ардатовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии родился Степан Тимофеевич ГОЛУБЕВ — церковный историк.
    Отец монархического деятеля Владимира Голубева и архиепископа Гермогена (Голубева).
    С 1870 по 1874 год учился в Киевской Духовной академии.
    Печататься начал с 1872 года, опубликовав свою работу «Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» в «Трудах КДА».
    24 мая 1874 года Степан Голубев был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания за успехи в учёбе и за труд «Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исайи Копинскому».
    27 сентября 1874 года Голубев стал приват-доцентом на кафедре русской церковной истории Киевской Духовной академии.
    15 сентября 1883 года он получил степень магистра богословия за труд: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883). Эта работа была высоко оценена, и за неё Голубев получил половинную Уваровскую и Макарьевскую премии Священного Синода.
    С 15 февраля 1884 года состоял штатным доцентом по кафедре истории и обличения русского раскола.
    5 марта 1885 года его также избрали приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира по кафедре церковной истории.
    Голубев являлся членом Исторического общества Нестора-летописца, Общества истории и древностей российских, Киевской археографической комиссии для разбора памятников, Киевского церковно-исторического и археологического общества при КДА, почётным членом Пензенского историко-статистического и археологического комитета и других научных обществ, также состоял членом Киевского клуба русских националистов.
    Был награжден орденами св. Анны II степени, св. Владимира III степени, св. Станислава I степени.
    После Октябрьской революции участвовал в обсуждении проектов по развитию богословского образования.
    Умер 22 ноября 1920 года в Киеве, похоронен на верхнем кладбище Флоровского монастыря на Замковой горе.
    Википедия
    Богослов.ru

    25 декабря 25 декабря 1848 года (13-го по ст. ст.) в селе Маячка, ныне Полтавской области, в семье священника родился Орест Иванович ЛЕВИЦКИЙ — украинский историк, правовед, археограф, архивист, этнограф и беллетрист. Академик ВУАН (с 1918 года) и ее второй президент (1922).
    Окончил Полтавское духовное училище и семинарию (1859-1869).
    Учился на юридическом и историко-филологическом факультете Киевского университета (1870-1874), ученик Владимира Антоновича.
    В 1874-1921 гг. работал ответственным секретарем Временной комиссии по рассмотрению старинных актов и ее первый историограф.
    В 1874-1909 гг. преподавал русский язык в Четвертой Киевской прогимназии и в 1876-1877 гг. — географию в музыкальном училище.
    С 1879 по 1887 год был помощником заведующего Центрального архива в Киеве.
    Один из основателей Украинской академии наук и ее первых академиков по отделу социальных наук (1918), секретарь (1918-1920) и председатель отдела социально-экономических наук (1920-1922).
    В 1919-1921 гг. — заместитель президента, в 1922 году — президент Украинской академии наук.
    Он был членом Исторического общества Нестора-летописца, Научного общества имени Шевченко, Комитета по охране памятников истории и искусства, Киевского юридического общества и других организаций.
    Орест Левицкий — автор более 200 научных трудов по истории Украины XVI-XIX веков.
    С именем ученого связаны первые научные издания летописей, исторических произведений, актовых материалов «Архива Юго-Западной России» с обстоятельными вступительными статьями, текстологического примечаниями и научными комментариями.
    Умер 9 мая 1922 года в селе Березовка, ныне Черкасской области.
    Енциклопедiя Сучасної України
    Википедия (укр.)

    <Август 2017>
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    31123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031123
    45678910

    Сайт памяти Виктора Некрасова

    Киевские адреса
    В. Некрасова




    free counters

    Код для вставки на сайт или в блог

    2010-2017 © Интернет-проект «Киевский календарь».
    При полном или частичном использовании материалов
    ссылка на www.calendar.interesniy.kiev.ua обязательна.