Особняки
|
|
1913
|
|
В 1911-1913 гг. в Киеве на Печерске, в исторической местности Липки, был построен один из примечательнейших особняков Киева — «ДОМ КОВАЛЕВСКОГО» («ЗАМОК ВЗДОХОВ»). Особняк построен по заказу чиновника по особым поручениям при киевском генерал-губернаторе, надворного советника Николая Викторовича Ковалевского. Участок размером 46х35 метров на углу нынешних улиц П.Орлика и Шелковичной (почт. адрес: Пилипа Орлика, 1/15) Н.Ковалевский купил за 70 тыс. рублей у семьи известного киевского сахарозаводчика Л.И.Бродского. Проект был заказан талантливому киевскому архитектору Павлу Федотовичу Алешину. Следуя вкусам своего времени, архитектор придал особняку облик средневекового замка, с преобладанием элементов романского стиля в декоре фасадов (заметно также влияние церковной архитектуры Закавказья, где Алешин побывал незадолго до начала проектирования). Дом Ковалевского был одним из лучших частных домов Киева.
Общий вид особняка Н.В. Ковалевского с угла улиц Елизаветинской (П. Орлика) и Левашовской (Шелковичной). 1914 г..
Ковалевский с семьей жил в нём до 1918 года. Потом Замок вздохов потерял свое предназначение жилого здания: в 1920—1930-х здесь размещались некоторые отделы Главного политического управления. С 1939 по лето 1941 года здание занимало Управление по делам искусства при Совнаркоме УССР, Комитет по делам физкультуры и спорта и Укрфизкультпроект. После войны тут надолго поселилось Министерство иностранных дел Украинской ССР. Особняк, к счастью, не постигла участь других архитектурных творений Киева, пострадавших от пожаров и во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. Его внешний вид остался в первозданном состоянии. А интерьер пострадал. Восстанавливали его во время реставрации, которая проводилась по проекту Ирины Магомедовны Малаковой в течении двух лет (1972-1974 гг.). По фотографиям и авторским рисункам восстановлены фрагменты ограды, ворот и калиток. В начале 2000-х годов, после второй реставрации здание передали Благотворительной организации Президентскому фонду Леонида Кучмы «Украина». Виталий Ковалинский «Юбилей «Замка вздохов». Дом Ковалевского.
|
|
|
1912
|
|
В 1912 году купец Тевье Мойсеевич Апштейн заказал архитектору Владимиру Рыкову построить дом, известный под именем «ОСОБНЯК АПШТЕЙНА» — памятник архитектуры. Дом построен в стиле неоклассицизма и прекрасно сохранился до наших дней. Он расположен на Подоле, по улице Спасской, 12. Это одноэтажный с полуподвалом особняк с симметричным фасадом, в центре которого находятся высокие остеклённые двери парадного входа. Портал парадных дверей оформлен парой колон с капителями ионического ордера, которые держат развитый антаблемент с разорванным фронтоном и большим лепным картушем. По бокам от входных дверей расположены симметрично по две пары больших окон. Крайние окна-витрины с арочным завершением обрамлены парами пилястр завершающихся декоративными вазами над парапетом. Фасад щедро декорирован лепными украшениями в стиле неоампир, вошедший в моду в 1910-х годах. Оригинальной особенностью декора особняка является две лепных композиции, расположенные на парапете, над широкими окнами. Они представляют собой сочетание не характерных для этого стиля деталей: скрещенные два куска двутавра, перевитые стальными цепями и «подвешенные» к шестерёнке. Под них «подложены» скрещенные ветви дуба и лавра. Эти композиции должны были символизировать род занятий хозяина особняка, купца первой гильдии Т.М.Апштейна — производство и торговлю металлическими изделиями, а ветви дуба и лавра — традиционно символизируют силу и славу. Сохранилось богатое внутреннее убранство интерьеров, которое должно было производить неотразимое впечатление на клиентов Общества. В богато украшенном лепными украшениями холле расположена скульптура покровителя Киева — Архистратига Михаила, слева расположен белый каминный зал. Справа — красная комната, возможно, там был кабинет хозяина. Гранитная винтовая лестница ведет вниз в холл с колонами. Дворовой фасад особняка украшен скромно. Подлинной информации о том, проживала ли семья купца в этом особняке, нет, но известно, что здесь размещались контора и правление акционерного общества «Т.М.Апштейн и сыновья для железно-технической торговли и лесопромышленности». Апштейн владел несколькими лесопильными и металлургическом заводами, был довольно богатым и известным человеком в Киеве. Одним из видов продукции, производившейся на заводе Апштейна, были чугунные люки канализационных колодцев с фамилией хозяина. Ещё до недавно, говорят, такие люки можно было встретить в укромных уголках старого Киева. Ему же принадлежал ещё один известный киевский особняк — «Дом плачущей вдовы» по ул. Лютеранской, 23. В 1919 году особняк был экспроприирован и в нём был организован молодёжный клуб с библиотекой и кружками художественной самодеятельности. Во время Гражданской войны в особняке располагался райком комсомола. Из этого особняка, как сообщают О.Друг и Д.Малаков в своей книге «Особняки Киева», летом 1919 года на подавление контрреволюционного мятежа, организованного атаманом Зелёным, в село Триполье на Киевщине отправился комсомольско-молодёжный отряд. Из сотни юношей домой вернулись только шестеро. Остальные были убиты. Этот эпизод в советской историографии получил название Трипольской трагедии. По одной из многочисленных киевских легенд именно на дверях этого особняка во время Гражданской войны была сделана фотография записки, облетевшая многие издания и документальные фильмы и ставшая культовой: «Райком закрыт, все ушли на фронт». В послевоенные годы в особняке размещалось профессиональное училище. С 1998 года в особняке находится управление КГГА по охране культурного наследия.
|
|
|
1910
|
|
В 1910 году в Киеве был построен особняк, расположенный по ул. М. Грушевского, 22 (старый адрес: ул. Александровская, 15), который известен под именем «ОСОБНЯК ПОЛЯКОВА» — памятник архитектуры. Особняк построен по заказу врача Якова Лазаревича Полякова, потомственного дворянина, зятя известного сахарозаводчика Льва Бродского. Дом расположен на узком участке, протянувшемся между улицами Шелковичной и Липской. Фасад его хорошо просматривается с пл. Конституции, простирающейся перед Мариинским дворцом. Расположение особняка вблизи царского дворца не случайно. В 1799 году участок был выделен губернскому предводителю дворянства Демьяну Демьяновичу Оболонскому, дочку которого крестила сама императрица Елизавета Петровна. Д. Оболонский, разбогатевший представитель малоросской старшины, построил здесь 9-комнатный одноэтажный рубленный из деревянных брусьев дом на каменном фундаменте. В 1891 году усадьбу приобрёл поручик в отставке Владимир Ильич Миклашевский, который основательно перестроил его, пристроил к нему мезонин, обложил кирпичом и заново отделал. Теперь в нём было уже 21 комната. После Миклашевского дом перешел к Якову Полякову, который решил снести его и построить новый. Проект особняка был заказан, архитектору Федору Абрамовичу Троупянскому. По замыслу особняк-дворец, которое, по сути, является уменьшенной копией Мариинского, своей роскошью должно было подчеркивать высокое общественное положение представителя семьи Лазаря Бродского — Якова Полякова. Полутораэтажный особняк (с полуподвалом) прямоугольной формы в соответствии с конфигурацией участка обращен своей узкой стороной к улице М.Грушевского, а длинной стороной выходит на ул. Шелковичную. Дом поставлен с небольшим отступом от линии застройки ул. Грушевского. А по этой линии на весь квартал поставлен глухой металлический забор с кирпичными столбами, увенчанными бетонными вазами. Вход в особняк, как и весь главный фасад, оформлен со свойственной стилям барокко и рококо пышностью. По оси симметрии фасада расположено широкое окно-дверь — выход на балкон. По бокам на ризалите — ещё по два окна. Над балконом — большой сандрик, украшенный лепным картушем с женским маскароном. Окраска дворца такая же, что и у Мариинского дворца (бирюзовое поле стен и желто-охристая окраска архитектурных украшений), а вот декорирование фасадов еще более богатое. Не менее изысканы интерьеры здания, которые оформлены с поистине дворцовой роскошью. Помещения декорированы пилястрами, лепными карнизами и потолками, покрытыми позолотой. Парадные помещения были размещены вдоль главного фасада и раскрыты в сторону главного зала, которому были присущи черты дворцовой роскоши — пилястры, лепные карнизы и потолки, позолота. В интерьерах сохранилась и была отреставрирована изначальная отделка. Особняк Я.Л.Полякова ещё до начала социальных волнений перешел к новому владельцу. Им стала Анна Ивановна Попова, жена одного из крупнейших киевских домовладельцев — Николая Парфентиевича Попова. В январе 1918 году в особняке А.Поповой, как и в царском дворце, происходили массовые расстрелы под руководством полковника Муравьёва. В период гетманского правления в особняке находилось министерство финансов, и тут же проживал господин министр А.К.Ржепецкий (май-декабрь 1918 года). А его приёмная находилась в особняке на ул.Золотоворотской, 6. В 1919 году особняк был национализирован, и его недолго занимал ЦК КП(б)У. В 1920-х годах в особняке находилась Киевская окружная детская рентгенологическая и фотогелиотерапевтическая станция «Охматдета». В 1934 году особняк был закреплен за Управлением делами ЦК КП(б)У; тут жил первый секретарь ЦК П.П.Постышев. В послевоенные годы, в особняке находилась Торговая палата при Совнаркоме УССР. Сегодня здание находится в ведении Управления делами Верховной Рады и используется в качестве ведомственной столовой.
|
|
|
1907
|
|
В 1907 году в Киеве построен особняк в стиле раннего модерна — «ДОМ ПЛАЧУЩЕЙ ВДОВЫ» — памятник архитектуры. Дом по улице Лютеранской, №23 находится на территории усадьбы, расположенной на углу улиц Банковой и Лютеранской. В конце XIX в. эта усадьба принадлежала коллежскому советнику Андрею Гербаневскому, который в 1882 году построил здесь деревянный дом. На территории усадьбы находился также каретный сарай, погреб и ледовня. Двадцать лет спустя владельцем дома становится помещик подпоручик Лев Гербаневский. Он в 1905 году продаёт усадьбу полтавскому купцу Сергею Аршавскому, который заказал проект нового дома киевскому архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману. В 1907 году новый дом был построен. Это двухэтажный каменный особняк, отделанный серым гранитом, лабрадоритом, искусственным камнем с рустованной отделкой, желтым киевским лицевым кирпичом, оливковой керамической плиткой, кованными металлическими ограждениями. На его фасаде, на замковом камне над окнами, архитектор поместил картуш с монограммой хозяина дома. Дом имеет прямоугольную форму в плане с анфиладной планировкой комнат. Территория усадьбы огорожена каменной оградой с ажурной кованой решеткой и коваными воротами с геометрическим орнаментом. Угол дома акцентирован декоративной башенкой, а в центр главного фасада выделен раскреповкой, заканчивающейся дугообразным щипцом, в центре которого расположена женская маска с грустным выражением лица, (голова медузы) в венке из каштановых листьев. Именно эта маска и дала название дому. Когда идёт дождь вода стекает с листьев на лицо и создаётся впечатление, что оно плачет. «Слёзы» оставили следы на каменном лице, которые видны и в сухую погоду. О чём же плачет «вдова»? Одна из киевских легенд так рассказывает о возникновении имени этого дома. Здесь на протяжении пяти лет жила вдова последнего владельца этого дома Тевье Моисеевича Апштейна, известного киевского предпринимателя, которая, по слухам, очень тосковала по мужу. Сегодня дом является гостиницей для высоких гостей, приезжающих в Киев с официальным визитом. Интерьеры дома полностью обновлены. Здесь есть спальни, рабочий кабинет, каминный зал и бильярдная. В центре музыкального салона, комнаты с изысканной отделкой, стоит старинный рояль. Небольшой дворик украшен небольшим прудиком с фонтаном и керамической скульптурой лебедя.
|
|
|
1907
|
|
В 1907 году в Киеве по улице, ныне Олеся Гончара, 33-б (бывшая улица Мало-Владимирская, Столыпинская, Чкалова) построен особняк, памятник архитектуры — «ДОМ КАЧКОВСКОГО». Проект здания выполнил известный киевский архитектор, автор многих киевских зданий в стиле модерн — модного направления в архитектуре начала века, — Игнаций Казимирович Ледуховский по заказу доктора медицинских наук приват-доцента Петра Эразмовича Качковского. В архитектурном оформлении здания вместе с И.К.Ледуховским работал талантливый киевский скульптор Фёдор Соколов. Ранее Ф.Соколов работал вместе с итальянцем Элио Сала – автором скульптурного оформления всех киевских зданий В.Городецкого. Вместе с талантливым скульптором Ф.Соколов работал над изваяниями знаменитого «Дома с химерами». Эта работа раскрыла талант скульптора, дала ему знания и опыт работы с новым для того времени материалом – железобетоном, вывела его в число наиболее востребованных скульпторов своего времени в Киеве. Особняк предназначался для частной хирургической клиники доктора П.Качковского и включал жилые апартаменты для его семьи. Главный фасад трёхэтажного здания, в отличии от боковых и задней стены, богато украшен скульптурными украшениями. Здесь присутстствуют характерные для стиля модерн маскароны мужчины в шлеме и женщины, цветы и листья лилий, плавные, извивающиеся и переплетенные линии декора, кованые ограждения террасы и балконов, оригинального рисунка ворота, помещённые в полуарке с колонной, над которыми в грозной стойке замер рыкающий лев. (Кстати, в основании скульптуры сохранился автограф скульптора – «Федор Соколов. 1907 г.»). Помещены на фасаде и скульптурные украшения, символизирующие лечебное назначение здания. Так сверху, на центральной части здания, помещены две скульптуры сирен — мифических крылатых женщин, защищающих людей от беды. Кронштейны поддерживавшие балкон, были выполнены в виде извивающихся змей, которые символизируют мудрость и всегда были символом медицины. В 1909 году доктор Качковский умер, и в особняке открылась хирургическая клиника доктора Игнатия Станиславовича Маковского (с 1910 года). Клиника было оборудована по последнему слову медицинской науки и техники того времени. Эта клиника стала последним пристанищем российского премьер-министра Петра Столыпина, которого доставили сюда после покушения на его жизнь, совершенного в партере киевского городского театра анархистом Богровым. В клинику срочно съехались лучшие врачи, но спасти Столыпина они не смогли — ранение оказалось смертельным. В память о почившем премьер-министре улица была переименована в Столыпинскую (носила это название до 1919 года). В годы Первой мировой войны здесь располагался офицерский госпиталь Волынского дворянства. Во время Великой Отечественной войны особняк сильно пострадал. Отступающие из Киева фашисты подожгли его вместе с соседним многоэтажным домом. Восстановлен был дом только в 1948 году. Однако при реконструкции некоторые детали декора были утеряны. Среди них оригинальные оконные рамы, кронштейны балкона и фрагменты декора верхней части здания. В дальнейшем в особняке располагались: офтальмологическая клиника, Институт гигиены труда, Институт общей и коммунальной гигиены. С 1998 года в здании находится штаб-квартира «Народного Руха Украины». 18 сентября 2001 года на фасаде здания была открыта мемориальная доска Петру Столыпину по случаю 100-й годовщины со дня его смерти. Особняк на улице О.Гончара.
|
|
|
1901
|
|
В 1901 году в Киеве талантливым архитектором Владимиром Николаевичем Николаевым был построен дом №17/2 на улице Шелковичной — особняк известного купца и мецената Семена Семеновича Могилевцева и названный киевлянами «ШОКОЛАДНЫМ ДОМОМ» за характерный цвет и богатый декор фасадов. Дом построен на участке, принадлежавшем ранее баронам Икскюль-Гильденбандтам и выкупленном в 1898 году С.С.Могилевцевым. Особняк представляет собой двухэтажное здание с большим подвалом. Композиционное и планировочное решение дома типичны для богатых особняков конца XIX - начала XX вв. Архитектурное решение главных фасадов, обращенных в сторону улиц Шелковичной и Пилипа Орлика, оформлено в стиле итальянского ренессанса. В градостроительном облике Киева «Шоколадный дом» является едва ли не единственным примером постройки такого типа. Общая система построения фасадов отличается монументальностью и пышностью. Крупный, со сколотой поверхностью руст облицовки, очертания окон, выступающий карниз, декоративная отделка - все это является стилизацией архитектурных форм флорентийского дворца — палаццо Питти, возведенного в первой половине ХV века. Внешний облик здания сохранился до наших дней почти в своем первоначальном виде. В основе планировочного решения здания лежит анфиладная система, которая создает в помещениях этого небольшого по объему особняка ощущение парадности и простора. Особую архитектурно-художественную ценность, не имеющую аналогов в Киеве, представляют интерьеры особняка, т.к. в их декоре чередуются мотивы почти всех исторических стилей, которые и дали названия каждому из залов: Мавританский, Ренессанс, Модерн, Рококо, Византийский, Французский. Потолки и стены залов особняка в изобилии украшены росписями, лепниной, деревянными панелями. Вызывают восхищение аутентичные венецианские зеркала, резные двери и подоконники, рамы фасадных окон, фигурное литье ограждения парадной лестницы. В зале Модерн сохранились оконные витражи, являющиеся образцом прекрасной работы и высокого художественного вкуса. В 1918—1941 гг. и 1948—1960 гг. в помещениях дома находились различные государственные учреждения, в 1960— 1982 гг. в здании размещался Центральный дворец бракосочетаний. В 1983-86 гг. и в 1991-1993 гг. произведена частичная реставрация внутренних помещений и фасада «Шоколадного дома». Но, к сожалению, реставрационные работы в доме не были завершены. С января 2010 года после расчистки залов от строительного мусора «Шоколадный дом» открыл свои двери для киевлян и гостей столицы в статусе «Детской картинной галереи» – филиала Киевского национального музея русского искусства. В настоящее время здесь проводятся художественные выставки, концерты классической музыки, детские праздники, лектории по истории искусства для детей и взрослых, экскурсии по залам особняка и другие культурные мероприятия. Сайт «Шоколадного дома». Википедия. Интересный Киев.
|
|
|
1899
|
|
В 1899 году в Киеве на углу ул. М.Грушевского, (№18/2 и ул. Шелковичной, №2/18) был построен дом, известный, как «ОСОБНЯК ГАЛЬПЕРИНА». Первое упоминания об усадьбе относятся к концу ХVIII столетия и в то время она числилась по адресу — Александровская, 19/2. Здесь в начале XIX в. помещалась аптека управления гражданской опеки. В конце 90-х годов XIX в. усадьбу приобрел крупный киевский сахаропромышленник и известный филантроп, купец 1-й гильдии — Моисей Борисович (Беркович) Гальперин. Он и заказал проект особняка архитектору В.Николаеву. В 1899 году строительство особняка было завершено. В центре фасада со стороны улицы Александровской (ныне Грушевского) располагался вход в жилую часть дома. В нем разместились жилые покои семьи Гальперина, контора и правление принадлежавших ему многочисленных сахарных заводов. Со стороны Левашовской (ныне Шелковичной) в центре фасада находился вход в помещение конторы. Декор особняка был выполнен в пышных формах, имитирующих стиль венецианского палаццо времен высокого Возрождения. Плоскости фасадов этого двухэтажного дома ритмично делят высокие окна, причем окна верхнего этажа имеют полукруглую верхнюю фрамугу.
18-19 октября 1905 года в Киеве был спровоцирован еврейский погром. В разных частях города толпы погромщиков громили магазины. Покончив с одним магазином, толпа набрасывалась на следующий. Владельцы магазинов христиане, чтобы защитить свое добро, выставляли в окнах и дверях магазинов образа и царские портреты с национальными флагами. И такие магазины не трогали. Уже к 12 часам дня Крещатик, Прорезная, Думская площадь были усеяны разбросанными и развернутыми кусками материи, обломками мебели, посуды. На Липках были разгромлены в присутствии войск и полиции особняки известных и богатых евреев. Наряду с особняками Гинзбурга, Бродских разграблению подвергся и особняк Гальперина. С приходом большевиков особняк был национализирован (1918), и в нем размещались различные организации. В 1934 году, когда правительство Советской Украины переехало в Киев, в бывшем особняке Гальперина расположилось Главное управление милиции НКВД. После окончания Второй мировой войны в этом здании некоторое время располагался Музей партизанской славы — экспозиция, рассказывавшая о партизанской борьбе в 1941-1944 гг. на территории Украины. Позже здесь находилась организация, род деятельности которой раскрывает ее название — «Дом политпросвещения». В 70-х годах здание отремонтировали, соединили его со зданием Верховной Рады подземным переходом, и некоторое время здесь размещался Дом приемов правительства. Сейчас в этом здании работают комиссии Верховной Рады Украины.
|
|
|
1898
|
|
В 1898 году на углу улицы Караваевской (Льва Толстого) и Кузнечного Бульвара (ул. Максима Горького, Антоновича) по проекту московского архитектора П.С.Бойцова был построен изысканный особняк АЛЕКСАНДРА ТЕРЕЩЕНКО. Дом строился по заказу Николая Артемьевича Терещенко, сына основателя династии Артемия Яковлевича Терещенко — землевладельцев-сахарозаводчиков, прославленных киевских меценатов. Особняк предназначался для проживания семьи Николая Артемьевича. После его смерти особняк по наследству перешел к его младшему сыну Александру (1856—1911). Александр Николаевич учился в Москве и Киеве, получил юридическое образование, служил в гусарском полку, участвовал в русско-японской войне 1904—1905 гг. дослужился до чина статского советника. После выхода в отставку в 1891 г. стал помогать отцу. Позже он возглавил главную контору семьи Терещенко, владевшей значительным количеством движимого и недвижимого имущества. Александр Николаевич Терещенко сохранил традиции меценатства своей семьи. Он жертвовал большие суммы на благотворительность различным обществам, среди которых Киевское общество древностей и искусств, Киевской бесплатной больнице для чернорабочих, четырём училищам. Согласно некоторым свидетельствам проект особняка был выполнен в 1891 г.. Возведение дома закончилось в 1895 г., а отделочные работы были закончены только в 1898 г. Авторский надзор за строительством особняка осуществлял тогда ещё молодой архитектор П.И. Голландский, впоследствии много и плодотворно сотрудничавший с семьёй Терещенко. Он же участвовал в разработке проектов интерьеров, цветового решения и лепных украшений. Согласно некоторым источникам в строительстве особняка мог принимать участие известный киевский архитектор В. Николаев. Этот особняк отличался от других малоэтажных киевских домов изысканностью интерьеров, в оформлении которых использованы преимущественно барочно-ренесансные мотивы. Из-за неровного рельефа местности особняк получился ассиметричным – полтора этажа со стороны ул. Л. Толстого и два этажа со стороны Кузнечного бульвара. Угол дома – закруглённый, с куполообразной крышей, с тремя башенками, в которой устроены круглые окна-люкарни. Это помещение было домашней молельней. Фасад украшен дорическими полуколоннами и лепниной. На первом этаже и в дворовых флигелях располагались столовая и жилые комнаты для прислуги, каретный сарай, конюшня, комнаты кучеров, прачечная, несколько погребов. На втором этаже находились все жилые помещения: прихожая, просторная гостиная, будуар, кабинет, круглый зал, детская комната. Техническое оснащение дома было выполнено по последнему слову техники того времени. Здесь было устроено паровое отопление, электрическое освещение. Впервые в Киеве дом оснастили двумя лифтами. Этими лифтами поднимали вино из погребов на кухню. В 1918 г. уже после смерти А. Терещенко, его семья занимала только четыре комнаты на втором этаже, а остальные помещения забрали для деятелей революции. В 1918—1919 гг. в особняке размещался штаб командующего войсками северо-западного края, позже – штаб Киевского военного округа. В 1920 г. особняк был национализирован и получил название «Киевский городской дом». Сюда свозили на хранение картины из разграбленных особняков. После Великой Отечественной войны в здании размещался Рентгенологический институт, другие учреждения, имеющие отношение к медицинской отрасли. Постепенно здание пришло в упадок и находилось в аварийном состоянии. Особняк уже планировали снести, а на его месте построить многоэтажное административное здание. В 1969 г. здание по улице Л. Толстого, № 7 было передано Государственной научной медицинской библиотеке Украины. В 1969—1971 г. специалистами института «Укрпроектреставрация» был разработан проект и осуществлена реставрация здания с восстановлением его уникальных интерьеров. Но не всё удалось восстановить в прежнем виде.
|
|
|
1898
|
|
В 1898 году в Киеве был построен частный особняк на Липках в стиле неоренесанс (ул. Банковая, 2) — памятник архитектуры, известный как «ДОМ ЛИБЕРМАНА», «ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК», Дом Союза писателей Украины. Ян Ольшанецкий «Особняк Либермана».
|
|
|
1892
|
|
В 1892 году в Киеве на ул. Владимирской, 45А по заказу инженера-технолога Василия Стефановича Качала известным киевским архитектором того времени Александром Хойнацким был ПОСТРОЕН ДОХОДНЫЙ ОСОБНЯК В СТИЛЕ РЕНЕСАНС. Каменный двухэтажный особняк с каретной частью, большим залом для балов был предназначен для предоставления в аренду зажиточным киевским семьям. Особняк был построен на территории усадьбы, приобретённой и записанной на имя М.Качалы, жены Василия Стефановича, во втором ряду и с улицы не просматривается. Симметричный рустованный фасадв стиле ренессанс украшен лепным орнаментальным фризом. В центре фасада – парадный вход, над которым расположен балкон. В кружево чугунного ограждения балкона вписаны буквы «М» и «К» — инициалы жены хозяина дома Марии Качалы. Дверь-окно — выход на балкон, щедро украшен архитектурными деталями. Парадные залы и гостиные особняка с изразцовыми печами и камином обильно украшены лепкой, из вестибюля на второй этаж ведёт парадная мраморная лестница с литым орнаментом ограждения, освещаемая через стеклянный потолок. Многим киевлянам хорошо было известно Имя Василия Качалы. Инженер-технолог Качала, австрийский подданный, выпускник Венского политехникума, считался видным специалистом в сахарной промышленности. К его профессиональным услугам прибегали знаменитые сахарозаводчики Терещенко. Параллельно он арендовал на Владимирском спуске заведение искусственных минеральных вод, где имелись также водолечебница, массажный кабинет, оздоровительные ванны и «прочие полезные процедуры». Доходами от своего бизнеса Василий Стефанович щедро делился с украинским национальным движением, поскольку и сам был украинцем, сыном галицкого священника и известного общественного деятеля Стефана Качалы. При заведении минеральных вод Качала содержал гостиницу, где охотно принимал заезжих галичан. Среди них был и его давний друг, самый знаменитый у нас подданный австрийской короны Иван Франко, останавливавшийся здесь в 1885—1886 годах. С 1911 года особняк арендовало Киевское общественное собрание, членами которого были выдающиеся деятели культуры начала ХХ столетия: Н.Лысенко, Н.Старицкий, Е.Пчилка и прочие. Это был клуб городской интеллигенции, превратившийся в центр общественной жизни Киева. В 1918 году в Доме поселилась местная комендатура, со временем, к началу войны, размещался клуб городских врачей. В годы оккупации немцы расположили здесь своеобразный клуб отдыха. В 1933 г. при Киевском Доме Ученых создается горная секция, ставшая организационным и методическим центром альпинистских и туристских групп, кружков в научных учреждениях города. До конца 1940-х гг. туристские и альпинистские группы, кружки, секции были общими, не разделялись. В 1944 году Академия наук УССР возвратилась из эвакуации. Научная жизнь восстанавливалась. Старое помещение Дома ученых не уцелело, и необходимо было найти другое помещение для организации отдыха ученых города. Жена вице-президента Академии наук А.В.Палладина — Н.Палладина была лично знакома с Хрущевым, что и побудило ее пойти на прием к председателю Совнаркома УССР. Разговор состоялся, и со временем Академия наук получила старинный домик по ул. Владимирской, 45.
В феврале 1945 года Дом ученых поселился по этому адресу. Википедия.
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|