1919
|
|
|
|
В 1919 году в Киеве был ОТКРЫТ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА на базе частного собрания Богдана Ивановича и Варвары Николаевны Ханенко.
В 1921-1934 гг. назывался «Музей искусств ВУАН (Всеукраинской академии наук)». В 1920-1930-е гг. музей пополнился произведениями искусства из ряда частных собраний и из музейных фондов Киева и Ленинграда. В музее есть отделы восточного и западноевропейского искусства (в т.ч. произведения Джентиле Беллини, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, П.П. Рубенса, Я. Йорданса). В коллекциях музея — живопись, графика, скульптура и прикладное искусство (в т.ч. собрание средневековой Иранской керамики). Сайт музея Википедия.
|
|
|
|
В августе 1919 года в городе Славянске в армянской семье, которая ещё задолго до революции 1917 года переселилась в Украину родился Наполеон Карлович КАРАКАШЬЯН — спортсмен (баскетбол), тренер, врач. Мастер спорта. Заслуженный тренер УССР. Заслуженный тренер СССР (1964). В 1937 году поступил в Киевский медицинский институт. Великую Отечественную войну Наполеон Каракашьян встретил студентом-третьекурсником. Фашистский режим, установившийся в августе 1941 года в Киеве, развернул жесточайшие репрессии и преследования. Но это не помешало Каракашьяну стать участником киевского подполья. Но все-таки в самый непростой и страшный период сентября-октября 1941 года, когда начались массовые расстрелы киевлян в Бабьем Яру, столичное подполье переправило его в Одессу. Именно там, в приморских катакомбах был создан партизанский отряд имени Сталина, в котором стал работать доктором 22-летний Наполеон. Его, шустрого, подвижного на физическом уровне закаленного парня, часто посылали в город в качестве связного. В апреле 1945 года партизанский отряд как боевая единица был расформирован. А уже в сентябре, всего через четыре месяца после Победы, Каракашьян в составе сборной Одесской области по баскетболу выступал на Спартакиаде УССР, заняв с командой 1-е место. С тех пор и идет отсчёт личных спортивных достижений Наполеона Карловича. Он стал первым украинским баскетболистом, кому было присвоено звание мастера спорта СССР. Не забыл он и о медицине, окончив в 1951 году Киевский медицинский институт. В 1945 году Наполеон Карлович становится играющим тренером баскетбольной команды ОДО (окружной Дом офицеров). Хотя официальная запись в его трудовой книге о должности тренера СКА появится лишь в 1964 году. 19 лет Каракашьян работал с армейцами на добровольных началах, не получая даже тренерской зарплаты (одновременно он исполнял обязанности доктора и массажиста команды с мизерной ставкой). При этом Каракашьян ходил по кабинетам, добиваясь квартир для собственных ребят, неустанно просил генералов, опекавших команду, об обеспечении баскетболистов продуктами, спортивной одеждой. И никогда ничего не просил себе. Лишь по настоянию самого командования Киевского военного округа, которое с течением времени выяснило об отсутствии отдельного жилища, тренер наконец-то получил двухкомнатную «хрущёвку». Под его руководством команда киевского СКА вошла в высшую лигу. Им было воспитано немало талантливых мастеров баскетбола. Каракашьян был тренером сборной команды КВО, сборных команд Вооружённых сил Украины и СССР. Входил в руководство сборных команд УССР во время ответственных соревнований в Австрии, Чехословакии, ГДР, Польши, Болгарии и внёс весомый вклад в достижение нашими спортсменами ряда выдающихся побед. 25 апреля 1967 года рейсовый автобус, в котором Наполеон Карлович ехал с левого берега, от Ленинградской площади через мост Патона в центр на игру с одесситами, свалился с моста в Днепр, забрав с собою жизни сорока человек. Когда бригада «скорой помощи» отыскала в кармане пиджака, только что поднятого со дна мужчины, фотографию юной девушки, кто-то из докторов сходу узнал в ней свою однокурсницу Анжелу, дочь баскетбольного тренера (это фото, поврежденное водой, Анжела Наполеоновна хранит до сих пор). Как установило следствие: шофер потерял управление, автобус врезался в проходивший трамвай, от мощного удара его развернуло на встречную полосу и на большой скорости выбросило через перила моста. Часы на руке Наполеона Карловича остановились в 15.25. Похоронен на Байковом кладбище.
|
|
|
|
С февраля 1919 года в Киеве в подвале гостиницы «Континенталь» по улице Николаевской №5 НАЧАЛ РАБОТУ КЛУБ «ХЛАМ» (ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ — ХУДОЖНИКИ, ЛИТЕРАТОРЫ, АРТИСТЫ, МУЗЫКАНТЫ) — арт-кафе авторов Серебряного века. О нем упоминают многие известные литераторы и художники, которые были тогда в Киеве: И.Эренбург, А.Дейч, Л.Никулин, С.Юткевич, Н.Ушаков, Ю.Терапиано, В.Коряк, жена О.Мандельштама Надежда.
Едва ли не самое раннее упоминание о клубе появилась в газете «Коммунист» 8 марта 1919 года: «В помещении «ХЛАМа» (Николаевская, 5) устраиваются ежедневные сборы начинающих поэтов и литераторов для чтения новых произведений. Инициатива этих сборов принадлежит группе художников, литераторов, музыкантов и артистов («ХЛАМ»), которая таким образом хочет помочь молодым силам выйти на литературный путь. Произведения заранее просматриваются избранными для этого членами группы. Вход для всех свободный. Особенно желательно присутствие начинающих поэтов и литераторов». В апрельских 1919 года бюллетенях Бюро печати при ВУЦИК содержатся наиболее полные сведения о «Кузнице Гефеста» (она же «ХЛАМ»): «Месяца два назад по инициативе одного из киевских молодых литераторов Семенцова, в Киеве состоялось общее собрание художников всех направлений искусства. На собрании предложено создать художественную мастерскую, которая объединила бы всех, кто ищет новые пути в искусстве, независимо от их принадлежности к той или иной школы, по тому или иному течению. На этой широкой платформе и была создана мастерская, которую сокращенно называют ХЛАМ (художники, литераторы, актеры, музыканты). Под мастерскую взят подвал 1-го Киевского дома советов (бывшая гостиница «Континенталь»). Средства собраны из паев и таким образом создан основной капитал (около 18 тыс. руб.). Общее собрание выделили хозяйственный совет (Балан, Балабанов, Беренговский, Красовский, Поляков и Сухомлинов) и редколлегию — М.Агнивцев, Н.Венгров, Б.Лившиц, И.Рабинович, Семенцов и др. Решено ежедневно устраивать в помещении мастерской демонстрации нового искусства: концерты, литературно-художественные выступления, лекции, диспуты, студийные постановки и выставки картин. Созданы художественные группы, куда вошли значительные художественные силы Киева: Группа «Гермес»: Н.Венгров, Б.Ливщиц, Вл. и Ник. Маккавейские, Андрей Рапопорт, И.Эренбург, Ю.Терапиано; Группа «Обелиск»: Агнивцева, А.Браславский, Г.Кирста, Л.Никулин, С.Семенцов, Сухомлинов, композитор Ханцин; Группа «Большая Медведица»: П.Герман, Ираида Кунина, Любин, Рошаль, Яжгунович и др.; Группа «Интимистов»: А.Вознесенский, Грей, А.Дейч, Ю.Зозуля, М.Сандомирский. Эти группы составили главное литературно-художественное ядро «Хлам». Кроме того, работают киевские художники: И.Рабинович, Н.Шифрин, Стрегановский, Вентрос, Тышлер и др.». «ХЛАМ» был культурным центром литературно-художественного Киева того периода. В мае 1919 года клуб прекратил свою работу. З книги Махайла Рибакова «Вулиця Архитектора Городецького». Київ, вид.«ФЕНIКС», 2007, С. 175-180 («XIV. БУВ СОБІ ТАКИЙ ХЛАМ...»). Википедия.
|
7
|
января
|
|
7 января 1919 года в Киеве в семье ремесленника родился Евгений Петрович ЗАГДАНСКИЙ — сценарист, редактор, киновед. Заслуженный деятель культуры Украины (1969). Один из создателей «киевской школы научного кино» в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Член Союза кинематографистов СССР. Участник Великой Отечественной войны.
В 1954 году окончил Киевский университет имени Т.Г. Шевченко. С 1952 по 1979 год работал на Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм», в 1961-1979 гг. — главный редактор студии. Евгений Загданский — автор научно-фантастической повести «Прыжок в бессмертие» (издательство «Молодь» 1960), сборников статей о научном кино «Фильмы, образы, формулы» (K., 1971), «От мысли к образу» (К., 1986), «Эффект Кассандры» (K., 1984), многочисленных статей в сборниках и периодической прессе, юмористических рассказов опубликованных в «Литературной газете». По сценариям Евгения Загданского поставлено более тридцати научно-популярных и анимационных фильмов. Фильмография (автор сценария): «Подсолнухи» (1957), «Как человек создал Бога» (1958), «Электронный консилиум» (1959), «Взорванный рассвет» (1965), «Семь шагов за горизонт» (1968), «Охота за иксом» (1966), «День восьмой, или урок мышления» (1971), «Если не я, то кто же?», «Почему у осла длинные уши?» (1977), «Про фаталиста, волюнтариста и философию» (1979), «Трубка мира» (1979), «Когда встречаются двое» (1980), «Алиса в Стране чудес» (1981), «Алиса в Зазеркалье» (1982). Награждён орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховной Рады Украины, значком «Отличник кинематографии СССР». Умер 8 сентября 1997 года в Киеве. Сын — режиссёр-документалист и продюсер Андрей Загданский. В 2010 Андрей Загданский сделал документальный фильм «Мой отец Евгений». Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедияЮрий Иванов «Поминайте наставников ваших»
|
3
|
февраля
|
|
3 февраля 1919 года в Киеве родился Леонид Герасимович КОСТРИЦА — эстрадный певец. Заслуженный артист РСФСР (1956). Вырос в рабочей семье. В 1936 году окончил Музыкально-драматическую школу в Днепропетровске. Поступил в Витебский музыкально-драматический театр. В годы войны — солдат на Ленинградском фронте. В минуты отдыха выступал перед бойцами в окопах и землянках. После ранения был откомандирован в Армейский ансамбль песни и пляски, где выступал в качестве солиста. С 1943 года работал на Ленинградском радио. В 1946 году был удостоен звания лауреата и премии третьей степени на Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Эта победа открыла дорогу на большую эстраду. Работал солистом Ленкоцерта. В начале 1950-х годов в числе первых советских эстрадных артистов выезжал на гастрольные поездки за рубеж. Песни: «Летят белокрылые чайки» (Д. Прицкер — С. Фогельсон), «В парке старинном» (Е. Жарковский — В. Винников, В. Крахт), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Летят перелётные птицы» (М. Блантер — М. Исаковский), «Марш советской молодежи» (С. Туликов — Е. Долматовский), «Сам собою я хороший» (С. Кац — Н. Лабковский), «Вечер вальса» (И. Дунаевский — М. Матусовский), «Мама» (Н. Богословский — Н. Доризо) и др.
Леонид Кострица — «Если бы парни всей земли»
Леонид Кострица — «Чижик пыжик»
Умер 5 ноября 1970 года в Ленинграде, похоронен на кладбище памяти Жертв 9 января 1905 года. Википедия Кино-Театр.ru Выступления Леонида Кострицы (YouTube)
|
15
|
февраля
|
|
15 февраля 1919 года в селе Белогородка Киево-Святошинского района Киевской области родился Николай Николаевич ПЕЧЁНЫЙ — летчик-истребитель, полковник. В годы Великой Отечественной войны — командир авиационной эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиационного полка 269-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии майор. Герой Советского Союза (1946).
Окончил 10 классов в Киеве, школу ФЗУ, работал на заводе «Ленинская кузница», занимался в аэроклубе. В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу. С августа 1942 года старший лейтенант Печеный сражался в составе 8-го иап (с 8 февраля 1943 года — 42 гиап). Воевал на Южном, Северо-Кавказском, Крымском, 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях на Кубани и в Крыму, освобождал Украину и Польшу, дрался в небе Восточной Пруссии и Померании. В боях был дважды ранен и контужен. В 219 боевых вылетах на Як-1, Як-7Б и Як-9У комэск 42 гиап (269 иад, 4 ВА) гвардии майор Печеный, участвуя в 88 воздушных боях, сбил лично 20 и в группе 3 самолета противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за 219 успешных боевых вылетов и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии майору Николаю Николаевичу Печёному присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8097). После войны Николай Печёный освоил реактивную технику. В 1949 году окончил Высшие летно-тактические курсы. В 1957 году 37-летний полковник был отправлен в отставку. Жил и работал в Киеве. Вёл большую общественную работу. Haгражден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., орденом Красной Звезды, медалями. Умер 24 декабря 1995 года в Киеве. Сайт «Герои страны»ВикипедияСайт «Уголок неба»
|
5
|
марта
|
|
5 марта 1919 года в Чернобыле, ныне Киевской области, родился Григорий Ирмович НОВАК — выдающийся советский тяжелоатлет и артист цирка. Первый в истории советский чемпион мира. Заслуженный мастер спорта СССР (1945). Заслуженный артист РСФСР (1969).
По окончании семи классов школы поступил на работу и вместе с отцом несколько лет занимался рытьём котлованов для строящихся зданий. Ежедневный тяжёлый труд помог крепкому, хотя и не отличавшемуся ростом юноше набрать значительную физическую силу и стать победителем устраиваемых между строителями поединков по борьбе и поднятию тяжестей. В 1933—1936 годах молодой рабочий участвовал в эстрадных и цирковых представлениях, выступая перед публикой с акробатическими номерами и ловко жонглируя гирями. В 1937 году, после переезда семьи в Киев, Григорий всерьёз решил заняться спортом и записался в секцию борьбы общества «Динамо». Ещё не имея никакой технической подготовки, он уже легко побеждал соперников за счёт своих незаурядных физических качеств. В 1938 году начинающий борец по совету тренера перешёл в секцию тяжёлой атлетики, и уже через год, в 1939, стал победителем первенства Украины и занял второе место на чемпионате СССР в полусредней весовой категории. В период с 1939 по 1952 год, выступая в различных весовых категориях, десять раз становился чемпионом страны, установил 23 мировых рекорда и 86 рекордов СССР в различных упражнениях тяжелоатлетического троеборья. Во время Великой Отечественной войны 22-летний лейтенант Григорий Новак, которому отказали в отправке на фронт, был назначен на должность начальника физподготовки Дома Красной Армии в Новосибирске, где занимался подготовкой лыжных частей. В 1946 году Советский Союз был принят в состав Международной федерации тяжёлой атлетики и впервые участвовал в проводившемся в Париже чемпионате мира. Чтобы попасть в команду, состоявшую из 10 штангистов, спортсмену пришлось прибавить несколько килограммов и перейти в тяжёлую весовую категорию (тогда — свыше 82,5 кг). Оказавшийся самым лёгким и малорослым участником, Григорий Новак, набрав в сумме троеборья (жим, рывок и толчок) 425 кг, установил новый мировой рекорд и занял первое место, став первым советским спортсменом, официально завоевавшим титул чемпиона мира. Парижский триумф сделал Новака самым популярным из всех советских спортсменов. Он не разочаровал своих почитателей, установив летом следующего 1947 года новый мировой рекорд и добиваясь новых достижений на всех всесоюзных и международных соревнованиях, в которых принимал участие на протяжении шести лет.
Григорий Новак — Жим
В 1952 году стал серебряным призёром XV Летних Олимпийских игр в Хельсинки, уступив первое место знаменитому американцу Норберту Шеманскому. Однако в том жу году, на пике «борьбы с космополитизмом», Григорий Новак был вынужден уйти из спорта высших достижений и в 1953 году вернулся к юношескому увлечению — стал артистом цирка, силовым жонглёром. С 1962 года выступал на манеже с сыновьями: старшим Аркадием, мастером спорта и рекордсменом СССР по тяжёлой атлетике среди юношей, и младшим Романом.
Цирковой номер «Силовые акробаты». Григорий Новак с сыновьями
Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями. Умер 10 июля 1980 года в Москве.
|
15
|
марта
|
|
15 марта 1919 года ВСЕУКРАИНСКИЙ СОВЕТ ИСКУССТВ ПРИНЯЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТЕАТРОВ КИЕВА. В постановлении, в частности, было сказано: «С 15 марта 1919 года все театры города Киева объявляются национализированными. Все имущество, принадлежащее как этим театрам, так же и всякое имущество частных лиц, а именно: театральная костюмерная, театральные библиотеки, бутафория, реквизит, театральная парикмахерская, театральные сапожные мастерские и т.п. переходят в государственную собственность. Все артисты, находящиеся в момент национализации на службе в киевских театрах, считаются на службе Украинской Советской Республики только до окончания этого сезона, т.е. до 1 мая 1919 года. Государственный драматический театр переименовывается в Первый театр Украинской Советской Социалистической Республики имени Шевченко (далее именуется Первый театр УССР имени Т.Г. Шевченко). «Театр Соловцов» — во Второй театр Украинской Советской Социалистической Республики имени Ленина. «Городской оперный театр» — в оперу Украинской Советской Социалистической Республики имени Либкнехта. «Молодой театр» — в первый Молодой театр Киевского Совета рабочих депутатов» . На иллюстрации: бывший театр «Соловцов». Фотография 1920-х гг.
|
17
|
марта
|
|
17 марта 1919 года в селе Харьковцы, ныне Лохвицкий район Полтавской области, в крестьянской семье родился Алексей Федотович КОЛОМИЕЦ — украинский драматург. Лауреат Государственной премии имени Т.Г.Шевченко (1977, за драматическую дилогию «Голубые олени» и «Кравцов»).
Он был шестым ребёнком в семье которая рано потеряла своего отца. Окончил семилетнюю школу. Учился в Харьковском институте советской торговли, а с 1938 по 1941 год — в Харьковском университете на историческом факультете. Участник в Великой Отечественной войне. С 1950 по 1953 год работал главным редактором газеты «Молодёжь Украины», с 1953 по 1960 год — заведующим отделом журнала «Изменение». В 1950-е Алексей Коломиец начал писать рассказы, которые затем войдут в сборник «Біла криниця». Впервые имя Коломийца появляется на театральных афишах в начале 1960-х годов. Первая проба пера — пьеса «Фараоны» принесла ему успех, пьеса была поставлена в нескольких театрах. В 1978 году на сцене Театра имени Ивана Франко состоялся пятисотый показ этого спектакля. Пьесы написанные Алексеем Федотовичем ставились на сценах театров Москвы (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова, Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя, Малый театр), Киева (Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко), Львова (Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой), Винницы (Винницкий государственный академический музыкально-драматический театр имени Н.К. Садовского), Нежине, Херсоне, и др. городов СССР, а также в Болгарии, Польше, Канаде, Югославии. Творчество: 1961 — «Фараоны», сатирическая комедия (впервые поставлена на сцене театра имени Н. Гоголя в Москве в 1961 году, в 1962 году на сцене Театра имени Ивана Франко в Киеве); 1963 — «Где же твоё солнце», лирическая драма (другое название «Чебрец пахнет сонцем»); 1964 — «Прошу слова сегодня», драма; 1965 — «Планета Сперанта», драма (другое название «Планета надежд»); 1966 — «Спасибо тебе, моя любимая»; 1972 — «Одиссея в семь дней»; 1973 — «Голубые олени»; 1975 — «Кравцов»; 1977 — «Серебряная паутина»; 1978 — «Дикий Ангел»; 1987 — «Двое смотрят кино». Фильмография: Автор сценария: 1973 — «Костер на снегу»; 1974 — «Прощайте, фараоны!»; 1986 — «Дом отца твоего»; Экранизации произведений: 2010 — «Платон Ангел» (режиссер И. Войтюк). Умер 23 ноября 1994 года в Киеве. Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)
|
11
|
апреля
|
|
11 апреля 1919 года в Петрограде в семье оперного режиссёра Н.В. Смолича родился сын — Дмитрий Николаевич СМОЛИЧ — оперный режиссёр. Народный артист Украинской ССР (1960). Народный артист СССР (1979). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1953). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Народный артист БССР (1964). Лауреат Государственной премии УССР имени Т.Г. Шевченко (1971) — за постановку оперного спектакля «Золотой обруч» Б.Н. Лятошинского в Львовском театре оперы и балета имени И.Я. Франко, Государственной премии Грузинской ССР имени З.П. Палиашвили (1973). В 1941 году Дмитрий Смолич окончил оперно-драматическую студию имени К.С. Станиславского. С 1941 по 1956 год работал режиссёром Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко. В 1956—1958 гг. — главный режиссёр Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки. С 1958 по 1961 год — режиссёр Одесского театра оперы и балета. В 1962—1970 гг. — художественный руководитель и главный режиссёр Белорусского театра опера и балета.
С 1970 года — главный режиссёр Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко. Постановки в театре: «Травиата» Дж. Верди (1945); «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1946); «Кармен» Ж. Бизе (1946); «Галька» С. Монюшко (1947); «Макбет» Дж. Верди; «Отелло» Дж. Верди; «Иван Сусанин» М.И. Глинки; «Пиковая дама» П.И. Чайковского; «Борис Годунов» М.П. Мусоргского; «Князь Игорь» А.П. Бородина; «Золотой обруч» Б.Н. Лятошинского и др. Награжден орденом «Знак Почёта» (1951) и медалями. Умер 23 июня 1987 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище рядом с отцом. На фасаде дома на улице Богдана Хмельницкого, 39, где в 1971—1987 гг. жил и работал выдающийся оперный режиссер, была открыта мемориальная доска. Википедия (укр.) Сайт Байкового кладбища
|
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|