1846
27
|
мая
|
|
27 мая 1846 года (15-го по ст. ст.) в Екатеринославской губернии родился Ипполит Карлович АЛЬТАНИ — дирижёр, хормейстер и педагог. Член Французской академии красных искусств (1895). В 1866 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс скрипки Г. Венявского, класс композиции у Н.И. Зарембы и A.Г. Рубинштейна). С 1867 года — хормейстер и дирижёр, в 1874—1882 гг. — главный дирижер Киевской русской оперы. Ипполит Альтани дирижировал симфоническими концертами Киевского отделения Русского Музыкального Общества, принимал участие в концертах Н.В. Лысенко. Преподавал гармонию в Музыкальном училище Киевского отделения Русского Музыкального Общества. Спектакли в Киеве: «Рождественская ночь» Н.В. Лысенко (первая постановка в 1874 году); «Опричник» П.И. Чайковского (1874); «Галька» С. Манюшко (1874); «Аида» Дж. Верди (1877); «Рогнида» А.Н. Серова (1879). В 1882—1906 гг. — главный дирижёр Большого театра (Москва). Во время проведения Всероссийской промышленно-художественной выставки 20 августа 1882 года (8-го по ст. ст.), под руководством Альтани была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная П.И. Чайковским в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. Впервые осуществил на московской сцене постановки русских опер — «Опричник» (1874), «Мазепа» (1884), «Пиковая дама» (1891), «Иоланта» (1893) П.И. Чайковского, «Снегурочка» (1893), «Псковитянка» (1901) Н.А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» (1888) М.П. Мусоргского и др. Под его управлением в Москве впервые прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Умер 17 февраля 1919 года в Москве. Википедия
|
18
|
июня
|
|
18 июня 1846 года ( 6-го по ст. ст.) в Могилеве родился Виктор Антонович ЧЕЧОТТ — музыкальный критик, пианист и композитор. Принадлежал к старинному дворянскому роду, был сыном профессора Виленского университета. Способности к музыке проявились очень рано, еще в детском возрасте. Музыкальное образование получил в Петербурге, где с 9-летнего возраста учился у Ант.Г. Контского (фортепиано), затем у А.Л. Гензельта, А.И. Виллуана (фортепиано) и А.Н. Серова (теория музыки и композиция). В 1860-е гг. выступал с концертами как пианист. С 1883 года жил в Киеве, в 1884—1887 гг. преподавал игру на фортепиано в Киевском институте благородных девиц, в 1890—1907 гг. — историю музыки в Музыкальном училище Киевского отделения Русского музыкального общества. В 1908 году вернулся в Петербург. Музыкально-критическую деятельность Виктор Чечотт начал в годы учёбы в Петербурге («Музыкальный листок», 1875—1877) и продолжал в Киеве, где активно выступал на страницах местной периодической печати (газеты «Заря», «Киевлянин», 1886—1898; «Киевская газета», с 1899) и одновременно в петербургских музыкальных и театральных журналах «Искусство» (1883—1884), «Баян» (1888—1889), «Артист» (1889—1895), «Театр и искусство» (1900—1901), «Courrier de Russe» (1910). В последние годы жизни сотрудничал в петербургской газетой «Обозрение театров». Чечотт был одним из наиболее видных представителей прогрессивной музыкально-критической мысли в русской провинции, поборником «Новой русской музыкальной школы» и современных западно-европейских музыкальных течений. Перевёл на русский язык книги П. Блазерна (Вlasеrnа Р., La teoria del suono nei suoi rapporti colla musica, Mil., 1875, рус. пер. — Теория звука в приложении к музыке, СПБ, 1878) и М. Люсси (Lussy M., Traitй de lexpression musicale, P., 1874, 1904, рус. пер. — Теория музыкального выражения..., СПБ, 1888). Автор музыкальных сочинений, в т.ч. 2 опер, 2 симфоний, сюиты «Детство», музыкальные картинка «Степь», Торжественного марша (к 100-летию со дня рождения А. Мицкевича) для оркестра и др. Большинство произведений Чечотта осталось в рукописи. В Киеве исполнялись 2-я симфония, музыкальная картинка «Степь», струнный квартет и др. Изданы многие его романсы и фортепианные пьесы. Сочинения: «Необходимое дополнение к учебникам элементарной теории музыки. О ритме. Опыт рационального изложения учения о ритме, синкопе и мелисмах», СПБ, 1890; «А.П. Бородин», СПБ, 1890; «Франц Лист. 1811—1886», СПБ - М., (б. г.); «Двадцатипятилетие Киевской русской оперы (1867—1892)», К., 1893; «И.И. Падеревский», К., 1899. Умер 19 ноября 1917 года (2-го по ст. ст.) в Петрограде. Виктор Рожановский «В.А. Чечотт — музыкальный летописец Киева». Биографическая энциклопедия. Википедия (укр.)
|
17
|
июля
|
|
17 июля (5 июля по ст. ст.) 1846 года в селе Языково-Рождественское Новгородской губернии в семье инженера-путейца родился Николай Николаевич МИКЛУХО-МАКЛАЙ — этнограф и общественный деятель.
Семья происходила с Украины (отец из Черниговщины; мать с 1870-х гг. проживала в местечке Малин Киевской губернии, ныне Житомирской области). В 1863 году Николай Миклухо-Маклай поступил в Петербургский университет, но в 1864 году был исключен из него за участие в студенческом движении. Продолжал образование в Германии (в Гейдельбургском, Лейпцигском и Йенском университетах, до 1868 года). В 1866—1868 гг. посетил Канарские острова, Мадейру, Марокко, берег Красного моря с целью изучения морской фауны, вместе с тем проявлял большой интерес к культуре и быту народов этих мест. В 1870—1880-х гг. Николай Миклухо-Маклай занимался преимущественно исследованиями по антропологии и этнографии коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и островов Тихого океана. В 1871—1872, 1876—1877 гг. и 1883 году жил на северо-западном берегу Новой Гвинеи, а также посещал острова Океании, совершил две экспедиции на Малаккский полуостров. Находясь среди папуасов Новой Гвинеи, наиболее подробно изучил жизнь и быт этого народа. В своих исследованиях Миклухо-Маклай доказывал видовое единство и родство различных рас. Остаток лет Миклухо-Маклай провел в Индонезии и Австралии. В 1881 году разработал проект создания Папуасского союза на Новой Гвинее как независимого государства, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай внес предложение о создании на Новой Гвинее русских поселений, которые в народническом духе призваны были воплотить идеал русских общин-артелей. Из своих многочисленных экспедиций Миклухо-Маклай привез богатейший этнографический и антропологический материал, переданный в дар Этнографическому музею Петербурга. 17 мая 1886 года Николай Николаевич приехал в Киев, где проживал его брат. В городе находился три дня. Одна из киевских газет писала, что ученый, кроме исторических мест, осмотрел музей анатомического театра, посетил своего бывшего учителя по петербургской гимназии профессора М.П. Авенариуса (организатор и руководитель киевской школы физиков-экспериментаторов; в 1866—1991 годы — профессор Киевского университета), встречался с местными журналистами. Вторично посетил Киев в сентябре 1887 года. Умер 14 апреля 1888 года (2-го по ст. ст.) в Санкт-Петербурге. День рождения Миклухо-Маклая неофициально отмечается как профессиональный праздник этнографов. ВикипедияМихаил Кальницкий «Миклухо-Маклай»Анатолий Макаров «Своими рассказами о папуасах-каннибалах Миклухо-Маклай повергал киевлян в шок»ХРОНОС
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|