Окончил гимназию в Киеве, Военно-инженерное училище и Академию Генерального штаба в Петербурге.
Служил на Кавказе.
В 1860-е годы сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы».
За связь с народниками был сослан в Сибирь (1879—1888).
Возвратившись в Петербург, активно сотрудничал в журнале «Русское богатство».
В своих первых работах философского характера Владимир Лесевич пропагандировал идеи позитивистов (прежде всего О. Конта), Л. Фейербаха, П.Л. Лаврова (Очерки развития идеи прогресса, 1868; Философия истории на научной почве, 1869; Позитивизм после Конта, 1869; Новейшая литература позитивизма, 1870 и др.).
В наибольшей степени его воодушевляла позитивистская программа преодоления метафизики и утверждения в культуре идеалов подлинной научности и рациональности.
В дальнейшем Лесевич сосредоточил усилия на разработке гносеологической проблематики, которой, по его убеждению, «первый позитивизм» уделял неоправданно мало внимания. Он признавал необходимость использования новейших научных методов для обоснования «позитивной» философской теории познания и приветствовал «критицизм» представителей второй волны позитивизма – Р. Авенариуса, А. Риля, К. Геринга и др.
Позитивная философия на этом этапе, по Лесевичу, развивала теорию «чистого опыта», которая призвана покончить с традиционными формами философского «антропоморфизма», нашедшего выражение в понимании природы чувственного и рационального знания (представления о врожденных идеях, об априорных формах). В конечном счете, полагал Лесевич, реальностью должен стать синтез новейшей позитивистской теории и современной науки. Это, в свою очередь, приведет к радикальным преобразованиям в общественном сознании и в общественной жизни в целом.
Особое внимание Лесевич уделял социальной проблематике, считая, что и в области социологии позитивистская методология должна сыграть решающую роль.
Он различал в социологической теории два раздела: социальную статику, изучающую характер и условия организации общества и социальную динамику, рассматривающую закономерности функционирования общественных образований. Основным критерием общественного прогресса является успешное развитие научного знания. Тяга к познанию — коренное свойство человеческой природы, а «положительная», научная философия наиболее адекватный и продуктивный результат этого универсального человеческого стремления.
Основные работы:
«Опыт критического исследования основоначал позитивной философии» (1877);
«Что такое научная философия» (1891).
С 1901 года жил в Украине, поддерживал творческие и личные отношения с М. Драгомановым, И. Франко, М. Грушевским.
Умер 26 ноября 1905 года (13-го по ст. ст.) в Киеве.
Енциклопедiя Сучасної УкраїниВикипедия (укр.)