|
|
|
В 1113—1125 ГГ. — КНЯЖЕНИЕ В КИЕВЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Википедия
|
|
|
|
ПОСЛЕ 1113 ГОДА — НАПИСАН «УСТАВ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» — свод юридических постановлений, дошедший в составе Русской правды Пространной редакции. Заголовок «Устав Володимерь Всеволодича» (или «Устав Володимера князя») сохранился лишь в некоторых списках Русской правды и, по мнению большинства исследователей, относится к ст. 53—66 Пространной правды. В составлении Устава Владимира Мономаха участвовали, кроме Мономаха, тысяцкие Ратибор (киевский), Прокопий (белгородский), Станислав (переяславский), Нежир, Мирослав и боярин черниговского князя Олега Иван Чудинович. Был составлен после Киевского восстания 1113 года, для подавления которого был приглашен на киевский стол Владимир Мономах, и явился попыткой смягчить классовые противоречия. Посвящен в основном порядку возвращения денежной ссуды (ст. 53—55) и положению закупа (ст. 56—62, 64, 66) и холопа (ст. 63, 65). По Уставу Владимира Мономаха, если ссуда давалась в рост из 50%, то максимум, который получал заимодавец, мог составить 200%, что, несмотря на огромный процент, несколько ограничивало требования ростовщиков. Запрещалось продавать в рабство купца, лишившегося ссуды в результате войны, пожара и т. п. Устав Владимира Мономаха сформулировал права и обязанности закупок и несколько ограничил произвол их владельцев. Появление Устава Владимира Мономаха связано с формированием феодально-зависимого населения и резкими социальными столкновениями, сопровождавшими этот процесс. На иллюстрации: Виктор Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты».
|
16
|
апреля
|
|
16 апреля 1113 года в Киеве после смерти великого князя Святополка Изяславича НАЧАЛОСЬ НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ КНЯЖЕСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И РОСТОВЩИКОВ. Развитие ростовщичества в Киевской Руси на грани XI и XII столетий нашло отражение в ряде источников той поры. Митрополит Никифор, обращаясь к Владимиру Всеволодовичу Мономаху, подчеркивает рост лихоимства и ростовщичества. В этой же связи находится и характеристика Патериком Киево-Печерского монастыря киевского князя Святополка Изяславича. Жадный, корыстолюбивый, жестокий Святополк отнимал землю, прибегал к пыткам для того, чтобы выведать о спрятанных ценностях, поощрял спекулянтов солью и хлебом, наживавшихся во время войн и голодовок, сам принимал участие в ростовщических сделках. Имя князя Святополка стало ненавистным простым людям. Жестокими наказаниями Святополк сумел предупредить выступление народных масс Киевской земли при своей жизни. Но когда он умер, то весть о его смерти послужила сигналом к крупнейшему в истории древней Руси восстанию, вспыхнувшему в Киеве в апреле 1113 года Святополк умер 16 апреля. Его вдова пыталась предотвратить надвигавшиеся события раздачей милостыни, но было поздно: восстание началось. Ипатьевская летопись, сохранившая рассказ об этих событиях, сообщает о наличии в Киеве в те бурные дни двух группировок жителей. Одни «кияне» бушуют на улицах и площадях Киева, а другие, напуганные их действиями, принимают меры, для того, чтобы погасить огонь восстания. Первые — это простой люд Киева и его окрестностей, а вторые — это киевская знать, в первую очередь богатые и именитые бояре. Вторые, сейчас же после смерти Святополка собрались на совет и решили пригласить в Киев на княжеский престол переяславльского князя Владимира Всеволодовича, будущего Мономаха. Иллюстрация: «Народное восстание в Киеве в 1113 году». С картины И.С. Ижакевича. Википедия
|