|
|
|
В 1037 ГОДУ ОКОНЧЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО СОФИЙСКОГО СОБОРА. Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки. На фресках обнаружена противоречащая летописям дата — 1011 год. В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385—1390 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
|
|
|
|
В 1037 году древнерусский летописец сообщает, что СЫН ВЛАДИМИРА ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ ОСНОВАЛ ДВА МОНАСТЫРЯ: СВЯТОГО ГЕОРГИЯ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) И СВЯТОЙ ИРИНЫ (ИРИНИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ) — первые монастыри в Киеве. Это были так называемые ктиторские, или, лучше сказать, княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Из позднейшей истории этих обителей видно, что древнерусские князья использовали свои ктиторские права на монастыри. Особенно это сказывалось при поставлении новых настоятелей, то есть можно говорить о точном повторении характерных для Византии отношений между ктитором и основанным им монастырем. Такие монастыри обыкновенно получали наименование по имени святого покровителя ктитора (христианское имя Ярослава — Георгий, а Ирина — имя святой покровительницы его супруги). Эти обители становились потом родовыми монастырями, они получали от ктиторов деньги и другие дары и служили им семейными усыпальницами. 23 июля 2013 года в Киеве на месте церкви и монастырь Святой Ирины открыта мемориальная доска. Википедия
|
|
|
|
В 1017—1037 ГОДАХ В КИЕВЕ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА. Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого. При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированные деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади. В «Повести временных лет» упоминается: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, у него же град суть Златая врата <…> и посемь церковь на Золотыхъ воротехъ святыя Богородица Благовещенье». Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI-XVII вв. и рисунков А.Ван Вестерфельда (1651 год) известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными.
Золотые ворота. А. Ван Вестерфельд. 1651 г.
На иллюстрации сверху: миниатюра «Строительство Золотых ворот» из летописи. Википедия
|
|
|
|
В 1037 ГОДУ В КИЕВЕ ПРИ СОФИЙСКОМ СОБОРЕ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ БЫЛА СОЗДАНА ПЕРВАЯ НА РУСИ БИБЛИОТЕКА, в которой велась летопись, собирались, переводились и переписывались сотни книг. По мнению исследователей, в ней насчитывалось свыше 950 томов. Ярослав Мудрый собрал при библиотеке переводчиков и переписчиков, которые переводили с греческого языка на старославянский книги, главным образом церковного содержания. На иллюстрации: София Киевская в XI в. Реконструкция.
|