1905
|
|
22 марта 1905 года (9-го по ст. ст.) в Киеве в семье врача родился Григорий Михайлович КОЗИНЦЕВ — режиссёр кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964). Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1948). Лауреат Ленинской премии (1965). Профессор (1960). Учился в гимназии, в 1919—1920 гг. — в киевской школе живописи А.А. Экстер, работал в театре Соловцова, театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 году совместно с Л.З. Траубергом организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино. С 1924 года Григорий Козинцев начал работать в кино (до 1945 года все фильмы ставил совместно с Траубергом). Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н.В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С.В.Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны. С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Григория Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Сталинская премия, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 года — профессор). После войны Григорий Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Сталинская премия, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 году издана его книга «Наш современник Уильям Шекспир», ставшая теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970). В 1965—1971 гг. руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме».
Тень отца Гамлета — Григорий Козинцев
Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973). Зять (муж старшей сестры Козинцева — Любови) — писатель И.Г. Эренбург. Умер 23 мая 1973 года в Ленинграде. Википедия Кино-Театр.ru Интервью с сыном кинорежиссера Григория Козинцева доктором исторических наук А.Козинцевым
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|