сегодня  29.03.2024
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
<< 29 марта >>

1874 9 октября 1874 года (27 сентября по ст. ст.) в Санкт-Петербурге родился Николай Константинович РЕРИХ — культурный и общественный деятель XX века, художник (создатель около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира), писатель (около 30 литературных трудов), путешественник (руководитель двух экспедиций в период 1923—1935).
Младший брат — художник и архитектор Борис Рерих, в 1919—1923 гг. жил в Киеве.
Тема Киевской Руси с юности и на всю жизнь увлекла Николая Рериха.
В 1895 году, во время своего путешествия по Днепру, он побывал в Киеве, посетил Киево-Печерскую лавру и полюбил Киев на всю жизнь. «Я люблю этот город, — напишет он несколько лет спустя в письме к историку и писателю А.В. Половцову, — в нем меньше каменных коробок, меньше вялости, больше простора и шири сравнительно с нашим милым Петербургом».
А вот как вспоминает Николай Рерих о своем пребывании в Киеве в статье «Украйна»: «Был яркий праздничный день, я пошел на базар. Тогда базар был истинно гоголевским сходбищем. Прекрасные плахты, мониста, шитые сорочки, ленты, ну и шаровары, «як сыне море». Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристах».
В другой статье «Матери городов» Рерих уже как исследователь отмечает: «Поразительные тона эмалей; тонкость и изящество миниатюр; простор и спокойствие храмов; чудеса металлических изделий; обилие тканей; лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту; иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно».
В 1895-1896 гг. художник завершает работу над полотнами «Вечер богатырства Киевского» (два варианта) и «Утро богатырства Киевского». Эти произведения были как бы предтечей целой серии картин на тему «Начало Руси. Славяне», в которой он собирался последовательно раскрыть отдельные моменты народной жизни. Первой работой этой серии стала картина «Гонец. Восстал род на род» (1897), дипломная работа, за которую Николаю Рериху присвоили звание художника. Сюжет картины и ее название Рериху подсказал исторический эпизод, описанный в «Повести временных лет». В год от сотворения мира 6370 или по современному летоисчислению – 862 – «восстал род на род, и были усобицы у них, и сами между собой воевать начали», повествует о славянских племенах летопись монаха Киево-Печерской лавры Нестора. Картина имела большой успех. Прямо со студенческой выставки ее купил П.М. Третьяков, а Л.Н. Толстой, посмотрев на большую фотографию картины, дал сердечное напутствие ее автору.

Фильм «Николай Рерих» (1976).
Режиссер Роллан Сергиенко


На протяжении жизни Н.К. Рерих будет вновь и вновь обращаться к истории Киевской Руси, тщательно изучая и анализируя ее различные вехи. На его полотнах предстанет во всей глубине целая галерея древнерусских образов: «Плач Ярославны» (акад. эск., 1893), «Святополк окаянный» (1893), «Поход» (1899), «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1900), «Город строят» (1902), «Славянская деревня» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Борис и Глеб (Видение в ладье)» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Борис и Глеб» (для церкви в Шлиссельбурге, 1906), «Собирают дань» (эскиз, 1908), «Князь Игорь (Затмение)» (эскиз фриза для дома Бажанова, 1909), «Баян» (1910), «Св.Ольга» (эскиз росписи, 1915), «Волокут волоком» (1915), «Святой Глеб» (1920), «Радовашеся Ярослав Граду Киеву» (1938), «Поход Игоря» (1941), «Ярослав Мудрый» (1941), «Святые Борис и Глеб» (1942) и многие другие.
Умер 13 декабря 1947 года в Кулу, Химачал-Прадеш, Индия.


             
<Март 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567

Сайт памяти Виктора Некрасова

Киевские адреса
В. Некрасова




free counters