1908
|
|
23 июня 1908 года (10-го по ст. ст.) в Киеве родился Абрам Акимович ГОЗЕНПУД — искусствовед, литературовед, музыковед, переводчик, сценарист, педагог. Кандидат искусствоведения (1946). Доктор филологических наук (1963). В 1930 году окончил литературный факультет Киевского института народного образования. С 1934 года преподавал в высших учебных заведениях Киева и занимался литературными переводами — большей частью на украинский язык. С началом войны, в 1941 году, пешком ушёл из Киева, опасаясь прихода фашистских войск. Сразу после войны, в 1946 году — преподаватель в учебных заведениях Киева и Свердловска. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Шекспир и музыка» (1946). Постоянно выступал в периодической печати как театральный критик. Вскоре перебрался в Москву. В 1948—1949 гг. — заведовал литературной частью московского Малого театра и кабинетом музыкальных театров ВТО. После войны началась кампания борьбы с космополитизмом. Пришлось скрываться. А собственные труды скрывать за псевдонимом Акимов. Несколько лет ему пришлось жить фактически на полулегальном положении в Москве, где его приютили и защищали от произвола великие Москвин и Качалов, затем — после очередного доноса — вновь очутился в Киеве, откуда под угрозой скорого ареста сумел бежать в Ленинград. Там он преподавал в Театральном институте, занимался исследованиями в архивах и библиотеках, в том числе, в Пушкинском доме, где защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему «Музыкальный театр в России». С 1953 года — старший научный сотрудник сектора музыки научно-исследовательского отдела в ЛГИТМиКе (с 1979 года — профессор-консультант). Абрам Гозенпуд — автор около пятисот разнообразных исследований в области музыки и литературы, переводов на русский и украинский языки произведений Шекспира, Шиллера, Китса, Байрона, Гауптмана, Хольберга и др., либретто комической оперы «Укрощение строптивой» В.Я. Шебалина.

Виссарион Шебалин и Абрам Гозенпуд.
В его творческом наследии — десятки монографий, в том числе — семитомная история русского оперного театра. Его перу принадлежат огромное количество рецензий и различных публикаций в печати, труды о русской и зарубежной драматургии, монографические работы о воплощении музыки в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, биографии великих певцов Ивана Ершова и Федора Шаляпина. Сочинения: «Оперная драматургия Чайковского. Очерки» (на укр. яз.). Киев, 1940; «Лермонтов и искусство (на укр. яз.)». Киев, 1941; «Н.В. Лысенко и русская музыкальная культура». М., 1954; «Н.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества». М., 1957; «Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Очерк». Л., 1959; «Русский советский оперный театр (1917—1941). Очерки истории». Л., 1963; Оперный словарь. М. — Л., 1965; «Русский оперный театр XX века (1836—1856)». Л., 1969; «Русский оперный театр XIX века (1857—1872)». Л., 1971; «Достоевский и музыка». Л., 1971; Избранные статьи. Л., 1971 и др. В 1958 году в Ленинграде была издана книга Конрада Фердинанда Мейера, составленная и отредактированная Гозенпудом, — в ней отыскались и несколько его поэтических переводов. Умер 2 июня 2004 года в Санкт-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Брат — композитор Матвей Акимович Гозенпуд. Википедия Елена Вольгуст «Диалог с небожителем»
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|