Учился в Харьковском реальном, а позднее — в Ростовском реальном училищах, откуда был исключён за связи с народниками, чтение и распространение запрещённой литературы.
Три года находился под присмотром полиции с запретом на поступление в высшие учебные заведение России. Продолжил обучение в Венском и Львовском университетах (философский факультет). Во Львове сблизился с Иваном Франко, который оказал большое влияние на формирование мировоззрения Вороного, его литературно-эстетических взглядов.
Работал библиотекарем и корректором Научного общества имени Тараса Шевченко, режиссёром украинского театра общества «Русская беседа», в редакции журнала «Жизнь и слово», где вёл рубрику «Вести из России».
Помогал Ивану Франко в издании газеты «Гражданский голос» и «Радикал», некоторое время был неофициальным редактором журнала «Заря».
С 1897 года — актёр труппы Марка Кропивницкого, Панаса Саксаганского и др.
В 1901 году покинул сцену и служил в учреждениях Екатеринослава, Харькова, Одессы, Чернигова.
В 1910 году поселился в Киеве, работал в театре Николая Садовского, преподавал в театральной школе.
В 1917 году Николай Вороной был среди основателей и режиссёров Национального образцового театра.
В 1920 году эмигрировал за границу. Жил в Варшаве, где познакомился с польскими писателями Юлианом Тувимом и Леопольдом Стаффом, вскоре переехал во Львов. Преподавал в украинской драматической школе при Музыкальном институте имени Н.В.Лысенко, некоторое время был директором.
После возвращения на Украину в 1926 году, вёл педагогическую и театральную деятельности.
Преподавал в Харьковском государственном музыкально-драматическом институте, позже в Киеве во Всеукраинском фотокиноуправлении и др.
Первые поэтические произведения Вороной написал ещё обучаясь в Харьковском реальном училище.
Печататься начал в 1893 году (стихотворение «Не грусти, девушка»).
Публиковался в периодических изданиях «Зоря», «Литературно-научный вестник», «Засев», «Звон», «Совет» в антологиях, сборниках, декламаторах начала XX века: «Аккорды», «Украинская муза», в альманахах «Складка», «По красе», «Дубовая листва», «На вечную память Котляревскому» и многих др.
Поэтические сборники:
«Лирические стихи» (1911);
«В сиянии грёз» (1913 год).
В 1899 году написал своё самое известное произведение — поэму «Евшан-зелье» (укр. «Євшан-зілля») про необходимость возвращения человеку исторической памяти, осознания своей национальной принадлежности.
Работы:
«Театральное искусство и украинский театр» (1912);
«Театр и драма» (1913);
«Михаил Щепкин» (1913);
«Происхождение театральных афиш» (1913);
«Украинский театр в Киеве. Впечатление и внимания» (1914);
«Украинский театр во время революции» (1921);
«Кое-что о мимике и движениях тела» (1923);
«Режиссёр» (1925) и др.
Он являлся автором ряда литературоведческих статей, театральных рецензий.
Сын — поэт Марк Вороной.
Николай Кондратьевич Вороной был репрессирован в 1934 и 1938 гг.
Расстрелян 7 июня 1938 года в Одессе.
Реабилитирован в 1957 году.
Енциклопедiя Сучасної України
Википедия (укр.)
Бібліотека Української Літератури