1925
|
|
14 октября 1925 года в Киеве родился Наум Моисеевич КОРЖАВИН (настоящая фамилия — МАНДЕЛЬ) — поэт, прозаик, переводчик и драматург. С раннего детства интересовался стихами. Общее образование получал в Киеве, но по его собственным воспоминаниям, был исключён из школы «из-за конфликта с директором». С диагнозом «близорукость» не попал в ряды защитников отечества. Впервые пробовал поступить в институт им. Горького в 1944 году, но с первого раза ему не удалось, а вот спустя год старания увенчались успехом и он был зачислен в абитуриенты. В 1947 году был арестован за участие в обществе «борьба с космополитизмом». Без малого восемь месяцев Наум Коржавин просидел в изоляторе Министерства госбезопасности СССР и в Институте им. Сербского. В конце концов, его осудили и спустя год сослали в Сибирь. Три года пробыл в селе Чумаково. С 1951 года четыре года пробыл в Караганде, за это время стал дипломированным специалистом — штейгером. Получив помилование в 1954 году, вернулся в Москву.
Наум Коржавин в Энциклопедии Русской Америки
Спустя еще два года добился восстановления в Литературном институте, который успешно окончил в 1959 году. Во время правления Хрущева, в «оттепель», впервые опубликовал свои стихи, занимался переводом текстов. Благодаря выпуску в 1961 году поэтического сборника «Тарусские страницы», Наум получил популярность. В сборник, выпущенный в 1963 году, входят стихи периода с 1941 года по 1961 год. В 1967 году на сцене театра им. Станиславского была поставлена пьеса Коржавина «Однажды в двадцатом». Спустя шесть лет Наум Коржавин добился выезда из СССР и переехал жить в Бостон (США). Там он продолжил свое творчество, выпустил сборники стихов «Времена» и «Сплетения».
Наум Коржавин (2012)
В 1980-х годах Булат Окуджава предложил ему вернуться в Россию. Вскоре состоялся их совместный концерт, публика была в восторге и аплодировала стоя. Умер 22 июня 2018 года в г. Дареме, штат Северная Каролина, США. Википедия Стихи Наума Коржавина Наум Коржавин «А тройка мчится...» (Сайт памяти Виктора Некрасова)
* * *
Я рожден от киевского ветра, Младший из компании ребят, Что теперь на сотни километров В одиночку под землей лежат. Никогда, нигде я не был лживым — Ни во сне, ни даже наяву. Говорю вам, что ребята живы, Потому что я еще живу! Ведь меня пока не износило Веком, что практичен и суров, И, как в раннем детстве, ходит в жилах Коренная киевская кровь. Та, что бушевала в тихом сквере, Где, забыв о бомбах и беде, Немцами расстрелянный Гальперин Мне читал стихи о тамаде. Под Осколом, в придорожной лунке Залегли бойцы за грудой шпал, И в последний раз поднялся Люмкис, И блеснул очками, и упал... И, сказать по правде, я не знаю, Где, когда, в какой из страшных битв — Над Смоленском или над Бреслау Шура Коваленко с неба сбит... Я силен, упорен, взгляд мой светел, Потому что — с головы до пят — Я питомец киевского ветра, Младший из компании ребят!
1946
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|