1905
|
|
15 октября 1905 года (2-го по ст. ст.) в Киеве в семье учителя русского языка родился Алексей Федорович КОЗЛОВСКИЙ — композитор, дирижер, педагог. Заслуженный деятель искусств (1944). Народный артист Узбекистана (1955). Профессор (1958). В 1927 году окончил Московский музыкальный техникум. В 1928 году принят на композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Окончил его в 1931 году по классу профессора Н.Я. Мясковского. Дипломной работой была «Героическая увертюра» для симфонического оркестра. В течение пяти лет работал дирижером музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Был репрессирован, в 1936 году сослан в Ташкент, где и оставался до конца жизни. Приехав в Узбекистан, Козловский с величайшей энергией и энтузиазмом изучил узбекский музыкальный фольклор, создал на его основе новые произведения, преподавал, дирижировал, выступал с концертами по городам Средней Азии. Под его руководством добился первых успехов Ташкентский музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета имени А. Навои). Затем Андрей Козловский долгое время (1949—1957; 1960—1966) был художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Узбекской филармонии. С 1944 года — преподаватель, с 1958 года — профессор Ташкентской консерватории. Сочинения: оперы — «Хамза Хаким-заде Ниязи» (не окончена, 1938), «Улугбек» (Ташкент, 1942, 2-я ед. 1958), «Мать» (не окончена, 1942), «Подвиг Бекташа» (1943), «Афдаль-лучник» (1947); оперетта «Дружная горка» (Москва, 1928); музыкальные драмы — «Даврон ата» (совместно с Т. Садыковым, Ташкент, 1941), «Шерали» (совместно с С.Н. Василенко и М.А. Ашрафи, Ташкент, 1942); балеты — «Слава Октябрю» (Ташкент, 1950), «Тановар» (Ташкент, 1971); для солистов, хора и симфонического оркестра — поэмы: «Красные казаки» (1939), «На защиту Родины» (слова собственные, 1941), оратория «Джелал-Эддин» (слова Чусти, совместно с Б.А. Араповым, 1944), кантата «Наставление мудрым» (слова А. Навои, 1948); для солиста и симфонического оркестра — четыре поэмы на темы узбекской музыки: «Тановар», «Фугон», «Узганча», «Гюльюз узра» (слова народные, 1938), поэмы: «Текенолиш» (на каракалпакскую народную тему, слова народные, 1956), «Нигорим» (на каракалпакскую народную тему, слова народные, 1956), «Мертсуль» (1962); для симфонического оркестра — «Скерцо» (1921), «Большая героическая увертюра» (1921), «Большая увертюра» (1921), симфония (одночастная, 1923), I (Хореографическая, 1934), II (1935), сюиты: «В колхозе» (1931), «Лола» (1937), «Ферганская» (1937), «Горная» («По тропам и дорогам», 1948), «Узбекская танцевальная» (1954), каракалпакские: I (1956), II (1962), из оперы «Улугбек» (1959), «Симфонический танец» (1938), поэмы: «Тановар» (1951), «По прочтении Айни» (1952), «Дастан» (1954), «Индийская поэма» (1955), «Празднества» (1964); для духового оркестра — «Походный марш» (1935); для гиджака-альта и фортепиано — «Соната» на основе узбексой народной мелодии «Саути Сарвиноз» (1958); для фортепиано — 2 сонаты (1920), фуги (1943—1945); для хора и солистов — «Кантата памяти Шевченко» (слова Т. Шевченко, 1921); для хора — 2 сюиты на украинские темы (1934); песни; музыка к драматическим спектаклям и фильмам; обработка узбекских и китайских песен, народных мелодий; записи (300 узбекских, 100 украинских, уйгурских народных песен). Награжден орденом Ленина, двумя орденами «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и почетными грамотами Верховного Совета УзССР. Умер 9 января 1977 года в Ташкенте.
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|