Окончила два класса ЦПШ, в 1929 году — курсы птицеводов в Киеве по специальности «инструктор по организации птицеводческих ферм». Работала заведующей колхозной птицефермой.
В 1930 году решила научиться летать. Первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков не увенчалась успехом, и Полина Осипенко пошла работать в столовую пилотов.
Полеты курсантов училища происходили на нескольких площадках, куда на самолете У-2 привозили завтрак. В этих постоянных полетах летчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась летать на У-2.
Затем, во время визита в училище К.Е. Ворошилова, Осипенко упросила его зачислить ее в училище, которое окончила в 1933 году.
Приказом Генерального штаба РККА направляют в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство, назначают командиром звена.
Дальнейшие места службы — авиачасти Житомира и Киева.
Весной 1935-го ее переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе.
Летом 1937 года она побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки.
В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск. Её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.
24—25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (в составе экипажа: командир — В.С. Гризодубова, штурман — М.М. Раскова) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре), протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года П.Д. Осипенко и др. членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.
После перелёта Москва — Дальний Восток Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.
В 1939 году присвоено воинское звание майор.
Награждена двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
Первый муж (1926 г.) — односельчанин Степан Говяз, военный летчик. Он сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 1931-го Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков специально разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область. Талантливый пилот почему-то не вписался в биографию будущей героини. Был репрессирован.
Второй муж — лётчик-истребитель Александр Осипенко (1910—1991), однополчанин, которого Полина знала еще по летной школе, командир истребительного авиаотряда, впоследствии — Герой Советского Союза, участник гражданской войны в Испании и Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант.
Осипенко вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А.К. Серовым погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов.
Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Википедия