1927
|
|
7 июля 1927 года в селе Холопкове, ныне Победа Глуховского района Сумской области, в крестьянской многодетной семье родился Григорий Иванович ГАВРИЛЕНКО — украинский художник, график, мастер книжной иллюстрации. Представитель украинского авангардного искусства, шестидесятник. В 1945—1949 гг. — учеба в Киевской художественной школе, 1949—1955 гг. — в Киевском государственном художественном институте на графическом факультете (мастерская Иллариона Плещинского). С 1955 года — участник республиканских и всесоюзных выставок книги, картинки, акварели, живописи. В 1961—1962 гг. — преподаватель Киевского государственного художественного института. В 1960—1970 гг. — работал над созданием цикла произведений под названием «Поиски пушкинских женских образов». В 1962—1966 гг. — работал над иллюстрациями к поэме «Витязь в тигровой шкуре» (к 800-летию со дня рождения грузинского поэта Шота Руставели). В 1964 году познакомился с Мыколой Бажаном. Начал работать над созданием иллюстраций к произведению Данте «Vita Nova». В 1979 год создал иллюстрации к книге Мыколы Бажана «Наследие». Оформил и проиллюстрировал 32 книги, среди которых «Слепой музыкант» В. Короленко (дипломная работа), «Чипка» Панаса Мирного, «Кобзарь» Т. Шевченко, «Vita Nova» Данте (1965), «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1966), «Доробок» Мыколы Бажана (1979). «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Наследие» М. Бажана — работы, которые стали классикой украинской книжной графики XX века.

Морской берег (1967)
Создал несколько больших графических и живописных серий и циклов, в которых обращался к пластической интерпретации небольшого количества тем и мотивов (женщина, вид, дерево). Григорий Гавриленко — один из самых ярких и одновременно оригинальных художников, смелый и требовательный к себе экспериментатор, настоящий реформатор, который много работал для книги. В истории украинской графики Гавриленко занимает столь особое место, свою нишу, что его произведения трудно сравнивать с работами других мастеров. Станковая живопись и графика — преимущественно пейзажи и портреты, систематизированы в серии или циклы с устойчивыми сквозными темами. На основе подобных циклов-исследований были созданы произведения, которые художник считал программными: «Две женщины в природе» (1965—1966), «Образ девушки» (1967), «Пляж» (1967—1969), «Триптих» (1982). Особое место в наследство мастера занимает рисунок, представлен практически во всех его техниках и видах: от быстрой зарисовки и композиционного эскиза до лаконичного рисунка-формулы. В последние годы жизни художник много и плодотворно работал в технике цветной линогравюры (эстампы на темы народных сказок, иллюстративные циклы, оригинальные станковые композиции). Персональные выставки художника проходили в 1974 (единственная прижизненная), 1985, 1990, 1992, 1994 и 1996 годах. Произведения находятся в коллекции Национального художественного музея Украины и других художественных музеях Украины. Умер 23 февраля 1984 года в Киеве. В 2007 году в Национальном художественном музее Украины состоялась мемориальная выставка художника. Википедия (укр.) Енциклопедiя Сучасної України Корнерс
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|