сегодня  25.04.2024
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
<< 25 апреля >>

1848 11 сентября 1848 года (30 августа по ст. ст.) в Киеве НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ЦЕПНОГО (НИКОЛАЕВСКОГО) МОСТА.
Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793—1875).
Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Напротив въезда на мост с правого берега была построена часовня в честь св.Александра Невского.
Мост был освящен 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру.



Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году.
Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште.



Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.
На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.
На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев.
Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев.
Покрытие проезжей части — деревянное.
Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине.
Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией.
К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста.
Среди прочих рассматривался проект Н.А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции.
В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского.
В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста.
Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили.
На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов.
Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив.
В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая.
9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками.
10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е.О. Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.
9 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией.
После Великой Отечественной войны не восстанавливался.
Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.
Виталий Ковалинский «Цепной мост» (.pdf).


             
<Апрель 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Сайт памяти Виктора Некрасова

Киевские адреса
В. Некрасова




free counters