1848
|
|
11 сентября 1848 года (30 августа по ст. ст.) в Киеве НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ЦЕПНОГО (НИКОЛАЕВСКОГО) МОСТА. Автор проекта — уроженец Ирландии, британский инженер Чарлз Виньоль (1793—1875). Шестипролётный мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Напротив въезда на мост с правого берега была построена часовня в честь св.Александра Невского. Мост был освящен 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру.
Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году. Мост длиной 776 м и шириной 16 м стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште.
Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года. На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Покрытие проезжей части — деревянное. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине. Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди прочих рассматривался проект Н.А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлoна Лосского. В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов. Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и пролив. В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая. 9 июня 1920 года мост был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками. 10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Е.О. Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош. 9 сентября 1941 года разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией. После Великой Отечественной войны не восстанавливался. Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее. Виталий Ковалинский «Цепной мост» (.pdf).
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|