сегодня  23.09.2021
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
<< 23 сентября >>

1917 15 сентября 1917 года в Ленинграде родился Александр Юрьевич МАНОЦКОВ — инженер-конструктор и летчик-планерист, руководитель планерной бригады ОКБ О.К. Антонова.
В 1946 году перевелся в СИБНИА инженером-исследователем. Занимался продувками самолета Ан-2 в аэродинамической трубе во всех модификациях для ОКБ Антонова и продувками истребителя М.
В конце 1950 года был уволен в связи с арестом его матери. O.K. Антонов добился в Москве приема А.Ю. Маноцкова в свое ОКБ, где Александр Юрьевич работал над созданием беспилотного авиаприцепа для переброски техники ВДВ на буксире за самолетом, провел математический расчет обводов вновь создаваемых самолетов Ан-8, Ан-10 и Ан-12.
В своей работе «Образование тяги на машущем крыле» он доказывал, что такое крыло позволит более рационально использовать энергию восходящих потоков при парении. Реализация этой идеи обещала не только уменьшить динамические нагрузки на летательный аппарат при полете в неспокойной атмосфере, но и заимствовать дополнительную энергию полета за счет махового движения крыла.
В 1951 году им был разработан и построен с использованием элементов конструкции планера А-9 оригинальный экспериментальный планер с подрессоренным крылом «Кашук», названный так в память о молодогвардейце Олеге Кошевом.
В одном из экспериментальных полетов «Кашук» № 1 потерпел аварию. Сложилось левое крыло и за ним правое. Планерист-испытатель Маноцков, упав с высоты 900 м в откос заснеженного оврага, остался жив. Но идея машущего полета продолжала жить. «Кашук» № 2, пилотируемый командиром планерного звена ЦАК Украины Я.О. Рудницким, принимал участие в воздушном параде в Тушино в 1956 году.
В летных испытаниях было зафиксировано снижение перегрузок, но по заимствованию энергии потоков однозначных результатов получено не было. Дальнейшие исследования на планере «Кашук» были прекращены в связи с гибелью автора в 1957 году.
В 1952 году ОКБ переведено в Киев. Маноцков занимался летными испытаниями самолета мАн-2 в качестве ведущего инженера, проектированием, постройкой и летными испытаниями новых планеров А-13 и А-11. Производство этих планеров было поручено авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре (ныне КнААПО).
Для запуска в производство чертежей и конструкторского сопровождения планеров на заводе была образована бригада конструкторов, во главе с опытным конструктором–серийщиком И. Фридманом, которые вместе с киевской бригадой конструкторов Маноцкова трудились от зари до зари над чертежами и решали производственные вопросы. Первый образец планера А-13 был собран с опережением, А-11 отставал, так как имел более сложное по конструкции крыло. На борту первого экземпляра А-13 по просьбе А.Ю. Маноцкова была сделана надпись «Амурский комсомолец».
Планер А-13 был отправлен в Киев для проведения летных испытаний, за которые взялся сам конструктор.
Погиб Александр Юрьевич 2 июля 1957 года при испытаниях планера А-13 в районе аэродрома Святошино. Первый же полет закончился катастрофой.
Причиной гибели Маноцкова оказалась неудачная конструкция механизма выпуска интерцепторов крыла. Сразу после расцепления с самолетом-буксировщиком, планер с самопроизвольно открывшимися интерцепторами вошел в штопор, из которого не смог выйти до столкновения с землей. Усилий пилота оказалось недостаточно, чтобы открыть фонарь и выброситься с парашютом.
Когда падал Маноцков, стоящие внизу слышали, как он кричал им: «Бегите!».
Планер доработали, и его испытал С.Н. Анохин. Позже А-13 оснастили реактивным двигателем, а это была идея Маноцкова.
Похоронен на Святошинском кладбище.
Энциклопедия испытателей
Святошинское кладбище


             
<Сентябрь 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910

Сайт памяти Виктора Некрасова

Киевские адреса
В. Некрасова




free counters