1862
|
|
В 1862—1882 гг. в Киеве СООРУЖЕН ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Архитекторы И.В. Штром, П.И. Спарро, А.В. Беретти, В.М. Николаев. 15 июня 1862 года, в день празднования памяти князя Владимира, митрополитом Арсением была совершена закладка Владимирского собора. Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами. Внешний облик Владимирского собора приобрел характерные для большинства построек тех лет черты т.н. «Николаевского» стиля, а от предполагаемого древнего стиля пришлось отступить. Постройка шла до 1864 года, когда возведенные до куполов стены собора, арки и своды внезапно дали глубокие трещины. Работы были остановлены; для спасения постройки требовались колоссальные средства. Десять лет недостроенный храм простоял в ожидании своей участи. В 1875 году по воле Государя Александра Николаевича, работы возобновились; к 1882 году, спустя 20 лет после закладки, строительство наконец завершилось. Расписывать Владимирский собор были приглашены лучшие мастера своего времени. Руководство над работами по украшению Владимирского собора было поручено профессору искусств Адриану Прахову, выдающемуся знатоку русской старины, историку искусств, археологу. В оркестре художников, работавших над росписями, первая скрипка, безусловно, была сыграна Виктором Михайловичем Васнецовым. По окончании работ Виктор Михайлович произнес знаменитую фразу, подводящую черту под всем его трудом и подвигом: «Я поставил свечку Богу». Одаренный молодой живописец Михаил Нестеров, также приглашенный Праховым для работы над росписями, внес в общее художественное полотно собора потрясающе нежные, лиричные образы. Его замечательная особенность — «передавать красками не реальность события, а его благоухание, нечто неосязаемое…». Также над росписями работали художники Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские, авторы «Дней Творения» и композиций «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» и др. Если двух первых живописцев Прахов шутливо называл «греческими», то вторых — «варяжскими». Действительно, воспитанники европейских академий, Сведомские и Котарбинский явно тяготели к западноевропейской манере письма. Их работы послужили достойным фоном для уникальных и самобытных работ Васнецова и Нестерова — гимна возрождения русской национальной живописи. Несправедливо скромное место в истории росписей принадлежит гениальному художнику с трагической судьбой Михаилу Врубелю. Первоначально эскизы росписей разрабатывал именно он, однако они не были утверждены как окончательный вариант. Поучаствовать в росписи художнику удалось лишь выполнением некоторых орнаментов. Принимали участие в росписи собора и украинские художники иконописной мастерской А.И. Мурашко, среди них и его сын — А.А. Мурашко, а также выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Украинские мастера привнесли свой стиль, свой колорит. 1 сентября 1896 года (20 августа по ст. ст.), спустя 34 года после начала строительства, состоялось долгожданное освящение Владимирского собора. На торжествах присутствовали император Николай с супругой Александрой Федоровной. Освятил храм Высокопреосвященный митрополит Иоанникий. Все участники работ, некоторые посмертно, награждены памятной золотой медалью работы профессора Прахова. Википедия
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|