сегодня  26.06.2019
СегодняПоиск в календареСобытия по годамСобытия по категориямНазвания улицО проекте
<< 26 июня >>

1894 26 марта 1894 года (14 марта по ст. ст.) в Глухове, ныне Сумской области, родился Александр Данилович КАРПЕКА — авиаконструктор.
Семья его приехала в Киев в начале 1900-х из Черниговской губернии, где отец, Данила Александрович Карпека, имел большой земельный надел, был почетным попечителем Черниговской мужской гимназии и возможно поэтому в Киев жили в доме, известном ныне как ректорат Национального университета имени Тараса Шевченко.
Мальчика отдали в гимназию Владимира Науменко, известного гуманитария-литературоведа и этнографа. Но Александра Карпеку увлекали точные науки. И когда Киев взорвался интересом к воздухоплаванию, он тут же оказался в кружке, организованном в Политехническом институте.
В 1908 году пришел в кружок, а в 1909 году уже сам сконструировал летающую модель и победил с ней на городских соревнованиях.
В 1913 году Александр Карпека учился в Санкт-Петербурге в Политехническом институте, где попал к знаменитому конструктору Усатому, под руководством которого делал расчеты. А в Киеве строил. Если первая машина Александра родилась в ангаре Сикорского, то следующие — уже в собственной мастерской.
«Первая Киевская авиационная мастерская конструктора аэропланов А.Д. Карпеки» — это звучало! Располагалась она в большом ангаре на Сырецком поле за нынешним Пушкинским парком и стала местом, где были созданы еще три летательных аппарата.
Уже биплан «К-1» с двигателем «Хааке» мощностью 35 лошадиных сил превзошел аэропланы того времени: Карпека раньше Сикорского и других киевских коллег установил двигатель на передней кромке нижнего крыла, а по оригинальному устройству хвостовой формы он опередил на год француза Фармана.
От одного биплана к другому менялась конструкция узлов, уменьшался вес машин. На третьей модели, несмотря на запрет родителей, Карпека сам выполнил несколько полетов на Куреневском аэродроме. На четвертой поднялся в воздух Петр Нестеров. Двухместный биплан длиной 7,5 метра и мощностью 75 лошадиных сил с водным охлаждением весил 315 килограммов и преодолевал расстояния со скоростью более 100 километров в час!
Летом 1914 года умер отец Александра, а вскоре Россия вступила в Первую мировую войну. Карпека из гражданского института уходит учиться в военное училище, после чего в составе Дагестанского полка Дикой дивизии отправляется на фронт. Через месяц — ранение, лечение в Киевском госпитале, отдых дома и в 1915 году он курсант Гатчинской авиационной школы.
Уже военным летчиком Карпека воюет на Рижском фронте, но вскоре снова ранен, лечится и отправляется в летную школу в Севастополе — для улучшения техники пилотирования
В начале 1918 года поручик Карпека вернулся в Киев. Когда Киев заняли петлюровцы, Карпеку арестовали. Место заключения — Педагогический музей (ныне киевский Дом учителя).
Там Карпека заболел и умер от тифа 13 декабря 1918 года.
Похоронили его на кладбище Покровского монастыря, а в 1935 году прах был перенесен на Лукьяновское гражданское кладбище.
Енциклопедiя Сучасної України
Википедия (укр.)
Марина Евграшина, «Факты»


             
<Июнь 2019>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567

Сайт памяти Виктора Некрасова

Киевские адреса
В. Некрасова




free counters