1912
|
|
27 июля 1912 года в Киеве родился Игорь Борисович МАРКЕВИЧ — итальянский и французский дирижёр, пианист и композитор. Правнук Председателя Петербургской судебной палаты Андрея Николаевича Маркевича (1830—1907), праправнук украинского историка Николая Андреевича Маркевича. Брат виолончелиста Димитрия Маркевича. Отец дирижёра Олега Каэтани. В возрасте двух лет был вывезен родителями в Париж, затем семья обосновалась в Швейцарии. Первые уроки музыки получил от отца-пианиста, с раннего возраста начал сочинять. В возрасте тринадцати лет Маркевич исполнил свою фортепианную сюиту «Свадьба» в присутствии Альфреда Корто, который взялся его обучать и помог опубликовать сочинение. Через два года Маркевич поступил в Нормальную школу музыки в Париже, где учился у Корто как пианист и у Нади Буланже как композитор. В 1929 году молодой музыкант был представлен Сергею Дягилеву, которому сыграл фрагмент из сочинения, над которым в то время работал — Симфониетты. Дягилев одобрил музыку и заказал Маркевичу Концерт для фортепиано с оркестром и музыку к балету. Концерт был написан в том же году и исполнен на открытии Дягилевских сезонов в театре «Ковент-Гарден» (партию солирующего фортепиано играл сам Маркевич), однако балетный проект осуществлён не был из-за смерти Дягилева. Вместе с Сержем Лифарем Маркевич работал над двумя балетами — «Ребус» и «Полёт Икара», и, несмотря на то, что они так и не были поставлены, музыка обоих была исполнена в концерте. «Полёт Икара», исполненный в 1933 году под управлением Дезормьера, произвёл сенсацию в музыкальном мире. Критики называли его «Игорем Вторым» (под Первым подразумевая Стравинского), Бела Барток говорил о влиянии музыки Маркевича на свои сочинения. После нескольких лет жизни в Париже Игорь Маркевич уехал в Швейцарию и в апреле 1935 года женился на Кире Нижинской, дочери знаменитого танцовщика дягилевской труппы. Как и многие другие композиторы в 1930-е годы, он выступал в качестве дирижёра и пианиста. Сближается с итальянским музыкальным авангардом и принимает участие в фестивалях «Музыкальный май», а незадолго до начала войны переезжает во Флоренцию. В 1943 году он пишет новую редакцию «Падения Икара», из которой убраны все модернистские элементы, и в тот же год становится активным участником итальянского Движения Сопротивления (позднее ему будет присуждена золотая медаль «Партизан Северной Италии»). После войны много гастролирует как приглашённый дирижёр (в 1955 году дебютировал в США с Бостонским симфоническим оркестром), становится главным дирижёром симфонических оркестров Стокгольма (1952—1955), Монреаля (1955—1960), Филармонического оркестра Гаваны (1957—1958), оркестра Ламурё в Париже (1957—1961).
В 1960 году впервые посетил с гастролями СССР. С 1948 года Маркевич даёт мастер-классы по всему миру, в том числе в Моцартовском университете Моцартеум (Зальцбург), в 1963 году проводит семинар по дирижированию в Московской консерватории. Он впервые записал ряд сочинений современных композиторов — Лили Буланже, Луиджи Даллапикколы, Дариюса Мийо, Фредерика Момпу, а также цикл из всех симфоний Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром.
Stravinsky Le Sacre du Printemps. Igor Markevitch. Live in Japan 1968
В 1982 году он вновь посетил с концертами СССР и наиболее восторженный приём получил в родном Киеве. Умер 7 марта 1983 году в Антибе во Франции. Википедия
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|