Музей Шолом-Алейхема в Киеве

Шолом-Алейхем Ирина Климова,
зав. отделом "Музей Шолом-Алейхема"
при Музее истории города Киева


"Киев — это мой город…
То, что я не могу быть в Киеве,
навевает на меня печаль".


Ответ Шолом-Алейхема на поздравительную телеграмму, по случаю 25-летия его литературной деятельности. Италия, 1908 г.


Во всем мире по сей день не утрачен широкий общественный интерес к творчеству выдающегося еврейского писателя Шолом-Алейхема (Соломона Рабиновича), который рассказал о жизни еврейского местечка, о представителях культуры идиш - языка, на котором к концу ХIХ века разговаривали 97 процентов евреев обширной Российской империи. В литературе на языке идиш ему принадлежит особое место. Он был одним из тех, кто язык народа, превратил в язык литературный, и стал одним из идеологов идишистской литературы, общепризнанным национальным писателем восточно-европейского еврейства.
Шолм-Алейхем родился 2-го марта 1859-го года в небольшом местечке Переяславе (теперь это Переяслав-Хмельницкий), входившем в черту оседлости. Молодой провинциал часто приезжал в Киев. Жил тут постоянно с 1896 года по 1905 год. Трагические события 1905-го года - еврейский погром - заставили его уехать из города, с которым связан один из самых плодотворных периодов его творчества. Позднее в своих произведениях он назовет этот город "Егупцем" - Маленьким Египтом, (в древности страна, где в горниле рабства евреи закалились и стали народом).

К 150-летию писателя 2-го марта 2009-го года в Киеве на улице Б. Васильковской (Красноармейской), 5 открыт Музей Шолом-Алейхема - первый государственный музей на территории современной Украины, экспозиция которого посвящена не только творчеству известного еврейского писателя, поэта, драматурга, публициста, но и материальной и духовной культуре восточно-европейского еврейства. На экранах можно посмотреть фотоматериалы, посвященные еврейской архитектуре Украины, уникальному искусству еврейских камнерезов (еврейские надгробия - мацевы), фрагменты фильмов по произведениям Шолом-Алейхема, старинные еврейские книги, подробнее узнать о "Деле Бейлиса" (судебном процессе, который привлек внимание не только российской, но и европейской общественности начала ХХ-го века). В виртуальной экспозиции Музея на мониторах еврейская духовная культура, еврейская материальная культура представлены достаточно широко.

Создание такого Музея вполне закономерно. Судьбы еврейского и украинского народов соединены на протяжении многих веков, и во многом сходны судьбы украинских и еврейских писателей.

Музей расположен в здании торгово-развлекательного комплекса "Арена-Сити". Менее десяти лет тому назад на этом месте стоял дом, построенный в середине ХIХ века по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева. Это был обычный для того времени доходный дом. Наиболее значительным событием в истории этого дома было то, что на протяжении нескольких лет тут жил классик еврейской литературы Шолом-Алейхем. Из исторической справки, составленной исследователем истории Киева Михаилом Кальницким, известно, что переехав на новую квартиру, писатель продолжал посещать дом №5 на улице Васильковской. При Советской власти дом был национализирован. В разные времена на первом этаже располагались аптека, почтовое отделение, студенческое общежитие. В тридцатые годы интерьер дома был перепланирован, надстроен четвертый этаж, при переделке фасада был сбит декор. Но и после всех переделок дом сохранил облик типичного киевского дома, которых в городе после войны и всех новых застроек осталось не так уж и много. В послевоенные годы на первом этаже была почта, а верхние этажи были жилыми. Здесь обитали известные украинские ученые и деятели культуры: этнограф, член-корреспондент АН УССР Всеволод Яковлевич Дашкевич, ученый в области горной механики, член член-корреспондент АН УССР Пантелеймон Степанович Кучеров, член член-корреспондент (позднее действительный член) АН УССР Леонид Адольфович Кульский. (Из исторической справки М. Кальницкого).

Дом №5 по улице Красноармейской являлся памятником архитектуры (решение Киевского горисполкома от 27.01.1970г.). 6-го марта 1959г. (к 100-летию Шолом-Алейхема) на фасаде дома была установлена мемориальная доска.

В восьмидесятые годы был подготовлен проект реконструкции микрорайона. Но киевская общественность, республиканская пресса отстояли дом, и он не был снесен.
Уже несколько лет на месте исторического памятника стоит новое здание, в котором расположены фешенебельные магазины и кафе. По договоренности в проекте здания должен был быть запланирован Музей Шолом-Алейхема. Музею было выделено 200 кв. метров на двух этажах: два экспозиционных зала и холл.
Киевский Музей Шолом-Алейхема - не является мемориальным музеем. В силу разных причин не сохранились вещи, принадлежавшие писателю: его кочевая жизнь, революции и войны, сотрясавшие страну, уничтожили их. Представленные в экспозиции документы, фотографии, книги рассказывают о жизни и творческой биографии писателя, о его общественной деятельности, о его семье, связях с выдающимися современниками. В зале для сменных выставок экспонируются живопись, графика, фото мастеров, в творчестве которых есть работы еврейской тематики, иллюстрации к произведениям еврейских писателей.

Есть несколько адресов, по которым в Киеве жил Шолом-Алейхем. Самым значительным в киевской жизни писателя оказался адрес: ул. Большая Васильковская, 5.
В квартире на Большой Васильковской он жил с 1896 до середины 1903 года (он оставил этот дом между апрелем и августом 1903 г.). Это было лучшее время его писательской жизни. Здесь он написал "Менахем-Мендла", "В маленьком мире маленьких людей", "Новую Касриловку" ("Весь Бердичев"), некоторые новеллы из "Тевье-молочника" и десятки, если не сотни, рассказов.

Сохранились воспоминания Вевика Рабиновича о квартире, в которой жил писатель:
"Жил он на третьем этаже. Передняя была темной, но кабинет Шолом-Алейхема очень светлый. В кабинете стоял большой письменный стол <...> У письменного стола стояло высокое, мягкое кресло, по обе стороны кресла по стулу. У одной из стен кабинета стоял ряд таких же стульев, как стулья у окна. У другой стороны - диван с такой же обивкой. Окна были занавешены длинными светлыми гардинами. На стене над письменным столом висели портреты нескольких писателей и самого Шолом-Алейхема. В углу находилось большое зеркало. У окна разместился узкий, но высокий столик, типа лекторской кафедры, на котором Шолом-Алейхем часто писал. Шолом-Алейхем любил писать стоя. Этот столик был его станком. Большое место в его кабинете занимала библиотека: два огромных книжных шкафа. Неподалеку от кабинета - столовая. Посреди столовой - обеденный стол и большое количество соломенных стульев вокруг него. У одной из стен буфет, наполненный разной посудой. На стенах фотографии всех детей, Ольги Михайловны и ее родителей - Мейлаха и Рахили Лоевых (жены и родителей жены Шолом-Алейхема Ольги) За столовой была детская, а рядом с ней спальня и небольшая кухня".

Шолом-Алейхем любил Киев. Вот одно из его писем:
"…Ах, Наташа, Наташа! Как жалко выглядит теперь Киев после блестящего Парижа и после чистенького Берлина! И все-таки, если бы мне предложили выбрать один из этих трех городов, я остановился бы только на Киеве, хотя он и не так благоухает и не так благоустроен. И чем чаще я слышу, что мне придется оставаться здесь не один сезон и не один год, тем больше меня тянет туда, домой..."
А. Л. Прицкеру для Н.Е. Мазор
4. II. 1909.

Из воспоминаний Д. Берковича (зятя Шолом-Алейхема):
"Не случайно Шолом-Алейхем провел лучшие годы своей жизни в Киеве. Этот город был для него своеобразным наблюдательным пунктом, с высоты которого он созерцал жизнь своих соплеменников. Киев питал его воображение, когда он сидел за письменным столом..."

Основная тема экспозиции Музея - Шолом-Алейхем и Киев, Шолом-Алейхем и Украина.
За год работы Музей посетило множество киевлян и гостей города. Экспозиция вызывает интерес отнюдь не только у тех, кто некогда зачитывался произведениями писателя. Приходят школьники и студенты, зрители "среднего" возраста. Музей регулярно посещают представители Посольства Израиля, неоднократно приходила на открытия выставок Посол Государства Израиль Зина Калай-Клайтман, представители Посольства Чехии и многие другие почетные гости.

Одна из главных задач Музея пробудить интерес к творчеству Шолом-Алейхема, к литературному наследию других еврейских писателей, к истории евреев Украины, жизнь которых Соломон Рабинович так проникновенно, так талантливо описал в своих произведениях.

Культура языка идиш в Украине мертва. Этот печальный факт подтверждает то, что в нашей стране нет исследователей творчества идишистских писателей, как нет уже и самих писателей. Книгу о Григории Полянкере - одном из последних писателей, писавших на идиш, написал его сын Александр Полянкер. Эта книга есть в Музее.

Летом Музей посетил исследователь творчества Шолом-Алейхема из Шанхая. Пятьдесят лет из прожитых восьмидесяти он посвятил изучению литературного наследия Шолом-Алейхема и написал о нем монографию. Он подарил свою книгу Музею. К изданию В Шанхае его перевод "Мальчика Мотла" на китайский язык выдерживает пятое переиздание.
В феврале 2010 года Музею подарил свои переводы произведений Шолом-Алейхема на немецкий язык пастор из Германии Джернот Джонас.

Многие из тех, кто побывал в Музее, идут в библиотеки и книжные магазины Киева с тем, чтобы купить книги, написанные Шолом-Алейхемом. К величайшему сожалению в библиотеках и трудно найти собрания сочинений выдающегося еврейского писателя. В магазинах - невозможно.

В Музее есть еще одна важная форма работы с посетителями - лекционная программа. Цикл лекций "Страницы еврейской истории и культуры", как правило, еженедельно привлекает группы слушателей разного возраста. Лекции сопровождаются видеорядом на экране. После лекций по еврейскому изобразительному искусству, если это запланировано, и со взрослыми участниками программы и с детьми, проводятся мастерклассы. Слушатели рисуют, лепят из пластилина, вырезают из бумаги рейзэлэ (традиционный вид еврейского декоративно-прикладного искусства).

В экспозиционном зале есть небольшая сцена для проведения концертов и спектаклей.

В Музее проводятся конференции и семинары.
Один из самых значительных - это семинар, посвященный изучению истории Холокоста. Параллельно с семинаром экспонировалась выставка детских рисунков. Авторы - узники пересылочного лагеря "Терезин". Почти все они погибли в концлагерях. Выставка и семинар были организованы при поддержке Посольств Чехиии Израиля, Центра изучения истории Холокоста. Чешский культурный центр также помог организовать в Музее выставку графики известного чешского художника Михала Гайнала "Холокост".
Открытие Музея 2-го марта 2090 года сопровождалось экспонированием живописи классика украинского изобразительного искусства Зиновия Толкачева и замечательного киевского мастера Германа Гольда. Среди работ, представленных на выставке, были и иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема.
К открытию Музея известный киевский художник Давид Шостак подарил портрет Шолом-Алейхема. В экспозиции также есть скульптурный портрет Шолом-Алейхема работы Георгия Хусида.

В Музее постоянно обновляется экспозиция и пополняются фонды, проводятся экскурсии, лекции, семинары. Гости приходят в маленький музейный театр.

Двери Музея гостеприимно открыты для посетителей.