1890
|
|
19 октября 1890 года в Речице, ныне Гомельской области, родился Сергей Епифанович ПОЛУЯН — белорусский публицист, прозаик и литературовед, один из основателей белорусской профессиональной критики. Был одним из первых в Белоруссии, кто писал на родном языке. Когда ему исполнилось примерно четыре года, его родители перешли с крестьянского сословия в купеческое, а еще через год семья поселилась в богатом поместье Крышичи (теперь Калинковичский район). Усадьба находилась в 95 верстах от Речицы, сама деревня Крышичи насчитывала в то время почти 500 жителей, многие из которых работали на владельца поместья, разбогатевшего на торговле. После ссоры с отцом, в 1908 году Сергей Полуян переехал жить в Киев, где жил его дядя Аким и двоюродный брат Иван Бахонка, который учился в Политехническом институте. Сначала жил у дяди, а потом нанял небольшую комнату на улице Гоголевской, 37. Жил на случайные заработки, готовился к поступлению в университет. Первое выступление Сергея Полуяна в киевской печати связано с выходом в начале 1909 года сборника учительского кружка Витебской губернии «Беларуси настаунiк», рецензию на который он опубликовал в майском номере журнала «Украiнська хата». Он ратовал за обучение белорусских детей на родном языке, горячо приветствовал выход учебника Якуба Коласа «Другое чытанне для дзяцей беларусау» (1909). В рецензии он писал, что книга составлена в соответствии с требованиями педагогики, привлекает своей поэтичностью. В 1910 году в Вильно был издан «Першы беларускi каляндар» «Нашай Нiвы». В нем были и художественные произведения. С.Е. Полуян оценил календарь как значительное событие в литературно-общественной жизни Белоруссии, особенно обратив внимание на ноты песни на стихи Янки Купалы «А хто там iдзе?». Несколько раз Сергей Полуян приезжал из Киева в Вильно. В последний раз он приехал туда осенью 1909 году и встречался с Янкой Купалой, который подарил ему свою фотографию с теплой надписью: «На добрую памятку С. Палуяну афярую ад шчырага сэрца. Я. Купала. Вiльня, 29/ХI.09 г.» Чтобы познакомить украинскую общественность с белорусской литературой Сергей Полуян задумал написать большую работу, которую назвал «Беларуская паэзiя у яе тыловых прадстаутках». В мартовском номере журнала «Украiнська хата» за 1910 год была опубликована первая ее часть — «Народная славеснасць i першыя спробы штучнай паэзii». Однако работа эта осталась незаконченной. В Киеве жил в исключительной бедности и лишениях, на мизерные средства, которые получал за статьи и рецензии. С отцом, которому не по душе было занятие сына, Сергей не поддерживал отношений. Ко всем проблемам добавилась еще одна: юноша узнал о своей неизлечимой болезни — чахотке. В ночь с 7 на 8 марта 1910 года в небольшой темной комнате в доме по Гоголевской, 37 Сергей Полуян создал страшный трагический миф белорусской литературы. Его нашли повешенным. Одному из знакомых в Киеве он оставил письмо на белорусском языке: «...Жыццё не вартае таго, каб жыць. У марах жыццё — казка, а спраўдзi — гнiццё раба i вечная незабяспечанасць. Але не думайце, што я дзеля незабяспечанасцi ўмiраю. Не. Жыць так, як жыву я, няма нiякай радасцi... Я так люблю жыццё, светласць i красу, ды не на маю долю выпала гэта. Прашчайце.../.../Перадайце шчыры прывет беларусам. Багата я думаў зрабiць, ды не зрабiў нiчога. Шкода памiраць так марна, але трэба. Няхай... I яшчэ адна драбнiца: я ўмiраю «пошло», павесiўшыся. Бо не было змогi купiць рэвальвера...» 21 марта 1910 года он был похоронен в Киеве на Байковом кладбище. След упавшей звезды
|
|
Киевские адреса В. Некрасова
|